Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Глава XIII

Деятельность апостолов Петра и Павла. Мученическая кончина их. Совпадение взглядов Сенеки с Евангельским учением.

Из всех известий, какие удалось собрать о связи апостола Петра с Римом, можно согласиться только с тем, что апостол Петр умер в Риме мученической смертью. Факт этот следует основывать на том, что, независимо от легенды, в словах Христа, обращенных, по воскресении, к смиренному апостолу, заключается предсказание об этой смерти (Иоан., XXI, 19). Что он был замучен в Риме, хотя впервые об этом вспоминают Тертулиан и Гай только в начале третьего столетия, это можно принять за истину (так как этого никто не отрицает). Однако, единственным свидетельством из Св. Писания, что Петр посетил Рим, является только одно выражение самого Петра в первом его послании: “Приветствует вас Церковь в Вавилоне”1. У того же самого автора мы находим, что в 44 году Ирод Агриппа I приказал схватить в Иерусалиме двоюродного брата Христа, Иакова, сына Зеведеева, и отрубить ему голову, позже он приказал также схватить Петра и заключить в тюрьму. Ангел вывел Петра из тюрьмы, после чего Петр бежал из Иерусалима в дом Марии, матери Иоанна (прозванного Марком), откуда он уведомил апостолов о своем бегстве. Петр и другие апостолы оставались затем в Иерусалиме двенадцать лет, пока разошлись в другие страны проповедовать слово Божие.

Независимо от этого, Дрэпер (“История умственного развития Европы”) в главе о папах говорит: “При папе Иоанне XXII, имевшем резиденцию в Авиньоне, некий врач Марсимо Падуанский издал сочинение (1312 г.) под заглавием: “Заступник мира”. Это было философское исследование основ правительства и вместе с тем сущности и власти духовенства. Его демократическое направление сказывалось в утверждении, что право толковать основы христианской религии принадлежит не папе и никакому другому духовному лицу, но вселенскому собору; порицал политические стремления пап, утверждал, что никто не может быть проклят самим папой и что он не имеет никакого права стеснить человеческую мысль; что гражданские привилегии духовенства должны прекратиться; что только убожество и смирение должны составлять его отличительные черты; что общество должно дать ему приличное содержание, но не более; роскошь, излишества, распутность, стяжание, особенно в десятинах, должны быть устранены; что ни Христос, ни Св. Писание никогда не предоставляли св. Петру главенства над другими апостолами; что если справимся с историей, то римским епископом был св. Павел, а не св. Петр, и “в действительности является сомнение, был ли этот последний когда-либо продолжительное время в этом городе, так как “Деяния апостолов” хранят молчание относительно этого вопроса”.

Из этих и многих других подобных аргументов он вывел 4 заключения против Политического и церковного главенства пап.

Неопровержимое доказательство того, кто был в Риме епископом, представляет нам второе послание апостола Павла к Тимофею, в котором св. Павел не только пишет, что он – епископ Рима, “для которого поставлен проповедником и апостолом и учителем язычников”, но уведомляет епископа Тимофея, что сидит в тюрьме, закованный в цепи, и что в Риме нет никого из друзей, кроме Луки, а поэтому он просит Тимофея навестить его, так как приближается час его смерти, и привести с собой Марка.

Поэтому, если бы св. Петр был в Риме, то св. Павел вспомнил бы о нем, точно так же, как он вспоминает о других христианах, которые находились в то время в Риме или также удалились оттуда.

Неопровержимым доказательством, что не Петр, но Павел проповедовал в Риме Евангелие, являются слова самого Христа, Который сказал Петру, что он должен проповедовать Евангелие среди обрезанных, т.е. исключительно среди иудеев. “На путь к язычникам не ходите и в город самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома израилева” (Матф, X, 5-6). Таково было приказание, данное Христом всем ученикам. Для обращения же язычников Христос назначил Павла, потребовав от апостольского собрания в Антиохии, чтобы они отделили его и Варнаву от себя на дело, к которому они были призваны (Деяния, XIII, 1-2). Дух же Святой, говоря о Павле, сказал Анании: “иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями, и сынами Израилевыми, и Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое” (Деяния, IX, 15-16). “Я положил тебя во свет язычникам, чтобы ты был во спасение до края земли” (Деяния, XIII, 47). Павел и Варнава, прибыв в Антиохию, собрали Церковь и “рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам” (Деяния, XIY, 27). Для окрещения же язычника Корнелия в Кесарее Петр имел особое приказание от Св. Духа через видение (Деяния, X).

Чтобы больше убедить тех, которым запрещено чтение Св. Писания, приводим подробности деятельности св. Павла. Пусть читатель не удивляется, что мы возвращаемся к сказанному уже раньше, но нас принуждает к этому то обстоятельство, что распространяемая в продолжение 10 веков десятками миллионов уст монахов многочисленных орденов подложная история римской Церкви вгнездилась в души и помыслы неглубоко рассуждающих людей; несмотря на ясные доказательства того, что все, что до сих пор было проповедуемо, есть ложь, им не легко будет понять это и усвоить себе.

Итак, обратимся еще раз к описанию деятельности апостола Павла, опираясь исключительно на Св. Писание.

После того, как св. Стефан был побит камнями в Иерусалиме, в 37 году после Р. Хр., гонитель христиан Савл отправился в Дамаск; по дороге ему явился Христос и призвал его к служению Себе. От сияния этого явления Савл ослеп. В Дамаске ему вернул зрение Анания, посланный к Савлу Христом, Который ему объявил, что Савл избранный сосуд для ношения Имени Христа среди язычников.

Эта неожиданная перемена потрясла Савла столь сильно, что он отправился в Аравию, в пустыню, для успокоения и размышления. Через несколько месяцев он вернулся в Дамаск и проповедовал здесь Евангелие до 40 года, а потом отправился в Иерусалим для свидания с св. Петром и другими апостолами. В то время в Иерусалиме и его окрестностях было 480 христианских общин, называвшихся “синагогами назареян”2.

В 42 г. св. Петр начал обходить христианские общины, направившись прежде всего на юг. Дойдя до Иоппии, он поселился в доме кожевника Симона. Тут только, на крыше дома Симона, было св. Петру видение, давшее ему право обращения и язычников. На этом основании он окрестил Корнелия, сотника римских войск, жившего в 50 верстах от Иоппии.

По возвращении в Иерусалим, св. Петр был порицаем другими апостолами и последователями Христа, еврейского происхождения, за то, что осквернил себя сношениями с язычниками.

Тем временем св. Павел прибыл в Антиохию и стал поучать на Сингонской улице. Здесь он оставался целый год вместе с Варнавой. Большое число жителей этого города приняли крещение.

В 44 году Павел с Варнавой отправились в Иерусалим с пособием для тамошних христиан, потерпевших голод.

В это время управлял Палестиной Ирод Агриппа, который сильно преследовал христиан, приказал отрубить голову св. Иакову, брату Христа, и заключил в тюрьму св. Петра. Но ангел вывел его из темницы. После скоропостижной смерти Агриппы в 45 году Павел и Варнава вернулись в Антиохию. Здесь апостол Павел ожидал исполнения обещания Христа, что пошлет его в дальние страны проповедовать Евангелие среди язычников, и действительно: однажды, когда находившиеся в Антиохии последователи Христа молились Господу, Дух Святой сказал им: “Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их” (Деяния, XIII, 2),

Поэтому они отправились, в обществе Иоанна, называемого Марком, в Кипр. Из Кипра, несколько месяцев спустя, они прибыли в Паф. Из Пафа они поплыли в Пергию в Малой Азии, откуда Иоанн вернулся в Иерусалим. Из Пергии, пройдя 300 верст, они дошли до писидийской Антиохии. Спустя несколько недель, изгнанные оттуда иудеями, они отправились в Иконию. По прошествии нескольких месяцев их хотели там умертвить, и они бежали в Листру ликаонскую. Здесь апостол. Павел был побит камнями и вытащен за город. Он, однако, не умер и, когда народ разошелся, встал и переодетым вошел в город, где в течение НОЧИ скрывался в доме Евники и Лоиды. Утром апостолы бежали отсюда в город Дервию, где обратили много людей. Возвращаясь той же самой дорогой, они из Пергии отправились в Атталию, откуда поплыли в Селевкию, и отсюда в 46 году вернулись в сирийскую Антиохию. В 51 г. они прибыли в Иерусалим, где был созван первый собор, по поводу несогласия во мнениях относительно обрезания при крещении язычников. На этом соборе взяло верх и было утверждено мнение Павла.

На этом соборе было окончательно установлено, что св. Иаков, св. Петр и св. Иоанн будут обращать иудеев, Павел же и Варнава – язычников. “И узнавши о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным”. (Галат. II, 9).

В Риме в то время о христианах и их Церквях не было еще разговора. Небольшая горсть евреев, которые, приняв крещение, скрылись в Риме от преследований в Иерусалиме, считалась иудеями и молилась в еврейских синагогах или частных домах.

Вернувшись в Антиохию, апостол Павел дождался там, в 52 году, прибытия св. Петра. После этого апостол Павел отправился в путешествие для посещения основанных им и Варнавою в Малой Азии и других местностях Церквей.

В Листре к нему присоединился Тимофей, и они вместе отправились к галатам. Там Павел основал несколько Церквей, или соборов, но как долго находился он у галатов – неизвестно. По прибытии в Троаду, Павлу снова было видение, чтобы он шел с Евангелием в Македонию. Перед выходом из Троады, Павел встретился с евангелистом Лукой. Лука проводил его до Филипп, где они семь лет спустя снова встретились и дальше путешествовали вместе. Филиппы, были первым европейским городом, где было проповедуемо апостолами Слово Божие.

Отплывши из Троады, Павел прибыл в Неаполь, но здесь не останавливался и отправился дальше в Филиппы. Здесь он с Лукой поселился в доме Лидии, которая первая приняла крещение в Македонии, т.е. в Италии. Из мужчин первый крестился здесь Эпафродит. Несколько времени спустя, апостолы были схвачены, привязаны на площади к столбу и наказаны палочными ударами, как иудеи, возмущающие народ, а потом заключены в тюрьму. Ночью произошло землетрясение, двери тюрьмы отворились, а цепи, которыми апостолы были прикованы к стене, разорвались. Но они остались в тюрьме; это было причиной того, что начальник тюрьмы освободил их, взял к себе в жилище и со всем своим домом крестился. После этого случая Павел оставил город и с Силой и Тимофеем прибыл в Фессалонику, столицу Македонии. Здесь они поселились у иудея Ясона. Три субботы Павел произносил в синагоге проповеди и обратил несколько десятков лиц, из которых самым ревностным христианином сделался Аристарх, повсюду сопутствовавший потом Павлу и разделявший с ним в Риме тюремное заключение. Три недели спустя, апостолы вынуждены были бежать из Фессалоники и пришли в город Верию, где обратили многих. По прошествии нескольких недель, Павел и отсюда принужден был бежать, оставив в Верии своих товарищей для укрепления в вере новообращенных. Теперь он отправился в Афины. Здесь, увидев на одном из жертвенников надпись: “Неведомому Богу”, хотел воспользоваться этим для своего учения. Приведенный в ареопаг судей и поставленный на “камень наглости”, он был призван к защите своей веры. Но речь его вызвала только насмешки, и в Афинах он обратил только одного грека, знаменитого Дионисия Ареопагита, и еврейку Дамарь. Несмотря на это, пребывание его в Афинах не осталось без результатов: Дионисий Ареопагит оказал большое влияние на развитие там христианства.

Из Афин Павел отправился в Коринф. Здесь он встретил еврея Акилу, который с женой Прискиллой оказал ему помощь. В Коринфе и его окрестностях он оставался около двух лет и обратил множество язычников, а в их числе знаменитого Гая. В этом городе, где Павел также много терпел от иудеев, ему снова явился Христос и сказал: “Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе” (Деян., XVIII, 9-10).

Отсюда Павел решил пойти еще раз в Иерусалим, где не был три года, для свидания со св. Петром, но его в Иерусалиме не застал, так как Петр тоже отправился посетить Церкви обращенных (иудеев).

Из Иерусалима Павел отправился в Антиохию, а оттуда в Ефес. Здесь в продолжение трех месяцев множество иудеев и язычников приняли крещение. Павел основал для них школу, нанятую у Тиранна, где учил в продолжение двух лет. Оставивши потом Ефес, Павел навестил еще раз Церкви Малой Азии и отправился в пятый раз в Иерусалим. Остановившись по дороге в Коринфе, Павел написал послание к римским иудеям-христианам, горсть которых, убегая из Иерусалима от преследований иудейского синедриона, скрылась там.

В этом послании Павел уведомляет, что идет в Рим для обращения язычников ко Христу. “Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не язычников? Конечно, и язычников; потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру” (Римл., III, 29-30).

Из всего послания апостола Павла к римлянам мы видим, что христиане, обращенные из иудеев, которые бежали из Иерусалима во время преследования их этим же самым апостолом Павлом, когда он был еще членом синедриона Савлом, даже и не предполагали, что необрезанных язычников можно также крестить в христианскую веру, и что до того времени в Риме еще никем из апостолов не было проповедуемо Евангелие. Уведомив римлян, что идет к ним с евангельским учением, св. апостол Павел отправился в Иерусалим, куда прибыл в мае 59 года. Здесь Павел был заключен в тюрьму, но ночью ему явился Христос и сказал: “Дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме” (Деян., XХIII, 11).

Итак, Сам Христос еще раз подтвердил Павлу, что предназначает его для основания христианской Церкви в Риме.

В марте 61 года Павел прибыл в Рим в качестве узника.

Св. Петра в Риме не было ни до него, ни во время его пребывания там, и Павел нашел в Риме только небольшую горсть скрывавшихся со своим христианским исповеданием иудеев.

По прибытии Павла в Рим иудеи, которых было в Риме 60.000, прислали к нему своих начальников с уведомлением, что они хотели бы услышать его учение о христианстве. В назначенный день в его маленькой комнате собрались только старейшины иудейской общины. Изложение учения продолжалось от утра до вечера, но иудеи не дали убедить себя и начали резко нападать на Павла за отступничество. Разгневанный Павел, приведя им слова пророка Исаии, что, “они не увидят и не услышат, так как не хотят ни видеть, ни слышать, и что слепота их происходит вследствие загрубелости их сердца”, добавил, что с этих пор Божие спасение посылается на язычников и они услышат ниспосланное им благовестие.

С этого времени, в продолжение двух лет, проведенных в тюрьме, он обращал исключительно язычников. Ему в этом помогали: Тимофей, св. Лука, Аристарх, Тихик, Эпафродит, Эпафрас и Марк. Ими были обращены преимущественно невольники и те солдаты, к которым был в тюрьме прикован Павел и которые часто сменялись.

В 64 г. Павел был выпущен из тюрьмы и отправился в Македонию, где учил в продолжение двух лет, переходя из города в город. В Троаде он снова был арестован и заключен в тюрьму в Ефесе. Привезенный затем в Рим, он уже не застал там никого из своих учеников, так как их рассеяли гонения Нерона. Не было также и в это время апостола Петра в Риме, как в том стараются уверить римско-католики.

На этот раз Павел не был заключен в частном доме и прикован цепью к солдату, но был закован в кандалы и брошен в подземелье, где ожидал смерти. Все его оставили теперь кроме св. Луки. Правда, из Ефеса прибыл Анисифор и навещал в тюрьме Павла, но он вскоре умер или тоже был замучен. В 67 г. после Р. Хр., по приговору “адовых врат”, утвержденному Нероном, апостол Павел был обезглавлен. До тех пор св. Петра в Риме не было.

По обезглавлении св. Павла “адовы врата” Ромы не переставали преследовать последователей Христа.

Предание говорит (однако, нет исторических доказательств этого), что вскоре по обезглавлении св. Павла в Риме был схвачен и заключен в тюрьму св. Петр. Друзья его хотели, чтобы он спасся бегством, но св. Петр, вследствие видения, которое ему явилось, когда он находился уже за стенами города, вернулся в Рим. Заключенный вторично вместе со своей женой в тюрьму, он, увидев, что ее ведут на мученическую смерть, воскликнул: “Помни о Господе”. Вскоре он тоже был распят на кресте, несмотря на то, что христианские идеи уже проникли в среду римских философов, как это видно из сходства учения Сенеки с учением Св. Писания:

1) Присутствие Бога в человеке
Разве не знаете, что вы – храм Божий?.. (Коринф, III, 16).“Бог с нами, в нас, внутри нас”, — пишет Сенека к своему другу Луциллу в 44 послании, в котором также говорить: Дух Св. живет в нас; он следит за нами и сохраняет в нас все хорошее и дурное… Нет хорошего человека без Бога”.
2) Провидение Божие
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет” (Евр., IV, 13). “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”… (Матф. VI, 6).Сенека (о Провидении, 1): “Ничего не значит, если совесть наша молчит в нас: Богу она видима”. Посл.83: я Что за польза, что нам удастся что-либо скрыть от людей? От Бога ничто не укроется: он проникает наши мысли”. Там же: “Мы должны всегда жить и поступать так, как будто бы были видимы всеми; мы должны думать так, чтобы всякий мог заглянуть в глубь нашей души”.
3) Бог есть дух
“Итак, мы, будучи родом Божьим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или cepeбрy, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого” (Деян., XVII, 29).Сенека (Посл. 31): “Даже из угла можно подскочить до неба: возвысься же и сделай себя достойны Бога; но тебе не удастся достигнуть этого при помощи золота и серебра; сущность Бога не может быть сделана из такого материала”.
4) Подражание Богу
“Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные” (Ефес., V, 1). “Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей” (Римл., XIV, 18).Сенека (Посл. 95): “Вы хотите, чтобы боги были к вам расположены? Будьте добродетельны. Достаточно подражать им, уважая их”. Посл. 124: “Человек должен стремиться к добру, свойственному ему. Каково же это добро? Чистый разум, освободившийся от заблуждений, подражагощий Богу, стоящий выше всего земного, заключагощий в себе все свои желания”.
5) Сравнение фарисеев с белеными гробами
“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты” (Матф, XХIII, 27).Сенека: “Если бы вы могли видеть внутреннее состояние человека, который вам кажется счастливым, то убедились бы, до какой степени он несчастлив, унижен и лишен надежды; снаружи он закрашен так же, как и стена его дома. Счастье его не прочно. Это только тонкая штукатурка. Пока на нее обращают внимание, она блестит и удивляет вас. Но когда в строении что-либо пошатнется и упадет, то сразу выяснится, какую развалину прикрывала блестящая оболочка”.
6) Сравнение учения с семенем
“Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят иное же в тридцать” (Матф. XIII,8).Сенека (Посл. 38): “Следует сеять слова, как семена: хотя семя мелко, плодородная земля пробуждает в нем силу и оно разрастается. Так и разум. Немного сказано, но если попало в рассудок, слово приобретает силу и разрастается”.
7) Все грешат
“Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Иоан., I, 8).Сенека (0 гневе I, 14, II, 27): “Желая обо всем судить справедливо, мы должны убедиться, что между нами нет никого безгрешного… Нет человека, который бы был в состоянии оправдаться; тот, кто говорит, что он невиновен, убеждает в этом свидетелей, но не свою совесть”.
8) Скупость
“Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим., VI, 10). “Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя” (Евр., XIII, 5). “Имея пропитание и одежду, будем довольны тем” (1 Тим., VI, 8). “Великое приобретение – быть благочестивым и довольным” (1 Тим., VI, 6). “И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Матф, XIX, 24).Сенека (О спокойствии души, 8): “Богатство есть главнейший источник людских забот”. Сенека (Посл. 11): “Мы будем рассудительны, довольствуясь малым; всякий человек, понимающий свое назначение и вместе с тем исследовавший свое тело, поймет, что не много может в нем заключаться и не надолго”. (Посл. 110): “Мы имеем полету (рисовая мука) и воду; поэтому спросим самого Юпитера, равняется ли его благосостояние нашему?” Сенека (Посл. 110): “Почему это вас удивляет и восхищает? Все это делается для вида! Все эти предметы не составляют собственности, а только выставляются напоказ. Обратитесь лучше к истинным сокровищам, научившись довольствоваться малым”. Сенека (Посл. 20): “Он имеет великую душу, видит вокруг большие богатства и скорее слышит, нежели чувствует, что они составляют его собственность. Трудно не испортиться, будучи другом богатых; велик тот, кто среди богатств остается убогим; человек, не имеющий богатств, чувствует себя более спокойным”.
9) Обязанность быть добрым
“Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте” (Рим., XII, 10). “Люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим., XIII, 9; Галат., V, 14).Сенека (О гневе, 1, 5): “Человек создан для взаимной” Сенека (Посл. 48): “Живите для других, если хотите жить для себя”. О гневе, III, 43: “Пока мы находимся среди людей, будемте добры; постараемся не быть причиной опасности для других и предметом их страха.
10) Наша общность
“И вы-тело Христово, а порознь – члены” (1 Кор., XII, 27).Сенека (Посл. 95): “Разве мы учились тому, чтобы подавать руку тонущему, указать дорогу путешествующему, делить свой хлеб с голодным? Если бы я мог высказать в кратких словах формулу людских обязанностей, я бы сказал: все, что ты видишь и в чем заключается божеское и людское-одно и то же; мы члены одного неизмеримого целого”.
11) Совершение добра втайне
“У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф, VI, 3).Сенека (О благодеяниях, II, 11): “Пусть молчит тот, кто оказал милость другому… Сотворив добро, главным образом, не нужно хвастать этим”.