Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Глава IX

Владычество римской курии над западной христианской Церковью. Разграбление Рима готтами. Принесение папой Иннокентием I жертвы Юпитеру. Император Валентиниан I признаёт первенство римского епископа. Перевод Иеронимом Библии на латинский язык. Причина, почему римская курия воспрещает мирянам чтение Священного Писания. Как объясняют иезуиты наименование папы “святым отцем”? Лже-Исидоровы декреталии. Декрет Грациана. Постепенное титулование пап: наместниками св. Петра, затем наместниками Христа и, наконец, наместниками Бога. Упадок нравственности среди латинского духовенства. Столкновение между папой Николаем I и патриархом Фотием; отпадение Римской Церкви от кафолической религии. Причины несогласия Церквей — восточной и западной. Мнение Лавиконтри о папе Николае I. Письма к Николаю I архиепископов кельнского — Готье и тревирского — Тиго. Разрешение от бремени папы Иоанна VIII во время процессии в Риме. Подтверждение этого факта папскими летописцами и позднейшими историками. Памятники, воздвигнутые этому папе женщине. Жизнеописание Мартина Поляка. Предсказание св. Иоанна.

Из этого мы видим, что с начала IV века христианская Церковь на Западе подпала под влияние и руководство языческой курии Ромы, которая, будучи тайным обществом языческих жрецов, управлявшим в течение почти тысячи лет политикой обширного римского государства и его судьбами, была очень сильна и могущественна. Поэтому нет ничего удивительного в том, что христианская вера на Западе не только подверглась искажениям вследствие добавлений (свойственных языческим капищам), но сверх того и распространялась она позже средствами, достойными только язычников и варваров, т.е. при помощи меча, огня и пыток, или средствами, к которым курия прибегала раньше для удержания языческой веры; это удалось еще с большей легкостью с того момента, когда светская власть римской империи была ослаблена и западные государи стали жить не в Риме, а в Равенне или Медиолане (Милане), для римских же обывателей римский епископ являлся царствующим. Вот именно в эти-то неспокойные времена римский епископ собрал большие богатства, заставлявшие даже императорский двор заискивать у него. Папу обогатило также разрушение Рима готами. Когда Аларих появился у стен Рима, город этот насчитывал 1.780 сенаторских дворцов; годовой доход некоторых собственников достигал 150.000 фунтов стерлингов. Город имел 18 миль в окружности и более миллиона жителей. Отчаявшиеся жители просили папу принести жертву забытому богу Юпитеру. Папа согласился с условием, чтобы в жертву Юпитеру жители доставили какие кто может драгоценности1. Пожертвования посыпались массами; папе было снесено несчетное количество драгоценностей. Но никакия жертвоприношения и воскуривание папой фимиама идолам не помогли: в 410 году Рим был разрушен и разграблен, а курия Ромы обогащена, так как вандалы щадили церковные богатства.

В царствование Валентиниана I (364-375) курия Ромы испросила у императора, по поводу спора епископа Гилария с папой, издания эдикта, объявляющего, что “хотя постановление такого великого первосвященника, каким является римский епископ, не нуждается в императорском подтверждении, но все епископы должны понять, что с этих пор постановления апостольской столицы должны быть законом; если кто либо откажет в повиновении распоряжению римского первосвященника, то будет принужден к тому начальником провинции”. Из этого ясно видно, на чем основал Рим главенство своего епископа, — на вооруженной силе.

До этого времени римская Церковь не имела своей Библии и Евангелия, а пользовалась Библией и Евангелием, переписанными с еврейских и греческих. Богослужение у римлян совершалось по-гречески.

В это время Иероним окончил перевод Библии на латинский язык. На этом переводе сильно отразилось влияние языческих классиков, которыми некогда в молодости восхищался суровый пустынник и из-под влияния которых он напрасно стремился освободиться при помощи сильного неустанного бичевания2. Вследствие этих следов язычества римское духовенство запрещает своей пастве читать Библию и Евангелие для того, чтобы не были замечены искажения. Ведь если бы эта паства читала Евангелие, она бы нашла там, что титулование папы “Святым Отцом” — ересь, противная учению Христа. У св. Матфея в главе XXIII приведены слова Христа к апостолам:

8. “А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас учитель, Христос; все же вы братья”.

9. “И отцом себе не называйте никого на земле; ибо один у вас Отец, который на небесах”.

Почему папа называется Святым Отцом (непогрешимым), иезуиты объясняют таким образом, что когда апостол Петр через 300 лет после своей смерти воскрес и пришел к папе, чтобы написать письмо к королю франков Пипину (которое приводится ниже в выдержке из сочинения Lanfrey), то не только сам называл папу Святым Отцом, но и приказал ему именем Христа называться так с добавлением “непогрешимого”. Иезуиты доказывают, что об этом даже существует в Риме акт, редактированный и подписанный святым Петром, одновременно с письмом к Пипину3.Такое возвышение римского епископа было подкреплено составленными позднее фальшивыми Исидоровыми декреталиями. Документ этот, сфабрикованный в Галлии в 845 г., заключал много поддельных декретов древнейших пап, сверх того другие подделанные сочинения различных сановников, а также деяния соборов. Среди этих фальшивых документов большим доверием пользовалась басня об исцелении императора Константина: “Константин, сказано в этом документе, был окрещен папой Сильвестром (Руфином) и при крещении чудесно исцелился от проказы, которой страдал. Признавая, вследствие этого, главенство духовной власти над светской, он пожертвовал Рим папе, даровал ему право носить золотую корону и иные знаки главенства и подарил апостольской столице Латеранский замок вместе с всеми итальянскими провинциями или западными землями”4. А между тем известно, что Константин принял крещение лишь на смертном одре, в Константинополе, от арианского епископа Евсевия. Тем не менее, этот фальшивый документ был причиной необычайного усиления папской власти и вызвал переворот в тогдашнем церковном управлении, удаляя из него республиканские общества и вводя начала неограниченной монархии. Таким образом епископы были подчинены курии, глава же ее, папа, являлся судьей всех их, стоящим выше вселенских соборов. Это подготовило позднейший переворот, совершенный Гильдебрандом, который стремился перестроить все европейские государства в одно теократическое королевство с папой во главе. На всем Западе верили, что паны с первых веков христианства были законодателями всей Церкви. Папские декреты ставились наравне со Священным Писанием. Этой вере с одной стороны, и глубокому невежеству в Св. Писании с другой воспротивилась восточно-кафолическая Церковь, на которую теперешний Рим снова расставляет свои сети. Самым могущественным оружием новой папской системы является декрет Грациана, появившийся около половины XII века. Это было собрание подделок, на основании которых весь мир становится ленником папы и итальянского духовенства. Они проводили принцип, что пытки и казни отщепенцев, сверх того конфискация их имуществ-дело богоугодное, что убийство проклятого не есть убийство, что папа в своем неограниченном превосходстве над всяким нравом стоит наравне с Сыном Божиим. Что было бы с поляками, если бы восточные епископы присваивали себе такие же самые права? До конца XII века папы назывались наместниками Петра, со времен же Иннокентия III наместниками Христа. Папа Лев XIII называет себя уже наместником Бога. Мы будем недалеки от истины, утверждая, что многие поляки, которые теперь утратили веру в истинного, невидимого Бога, находя источник веры в папе, обрели бы себе в нем Бога, если бы папа объявил себя таковым но примеру Нерона.

Эти принципы, не отвечающие основам веры Христовой, вполне соответствовали современному состоянию нравственного упадка всей римской Церкви. Соразмерно с ростом богатства и тщеславия епископов, эти последние начали все более стремиться к приобретению светской власти. Это направление быстро распространилось и в среде низшего духовенства. Безнравственная жизнь римского духовенства естественно не могла нравиться истинным христианам. На римского епископа, живущего не в духе христианской веры и поучающего несогласно с вселенской Церковью, посыпались отовсюду упреки и обвинения со стороны восточных епископов и императоров. Особенно тогда, когда римский епископ старался навязать восточной Церкви свои обряды и дополнения, введенные курией в западную Церковь. Эти обвинения очень раздражали пап и их единомышленников; не хватало только повода к явному открытию папских стремлений и ложных догматов, введенных в римскую Церковь; для этого нужна была личность, обладающая железной волей и упорным желанием достичь всеобщего духовного господства. Такая личность появилась в IX веке в лице папы Николая I5. Обладая сильной волей и умом, он желал вселить в умы не только западных, но и восточных христиан убеждение, что папа есть глава Церкви. На Западе это убеждение успело уже укорениться, на Востоке же константинопольский патриарх оказался в состоянии отразить домогательства римского епископа. Этот отпор дал знаменитый теолог, одаренный сильным характером, константинопольский патриарх Фотий. Возникший отсюда спор вызвал окончательное отделение римской Церкви от кафолической Церкви. Имея для приведения в исполнение своих приказаний войска немецкого Императора, папы называли свое отступничество кафолической или вселенской Церковью, настоящую же христианскую Церковь назвали отщепенством и схизмой!!

Что собственно вызвало это разделение?

Во время папства Николая I византийский императорский трон занимал Михаил III, патриархом в Константинополе был Игнатий, а правителем в империи был дядя (пo матери) Михаила, Варда, личность самой низкой нравственности, что давало патриарху Игнатию поводы к частому порицанию его распутной жизни, пока, наконец (в 857 г.), однажды Игнатий, при огромном стечении народа, не допустил Варду к св. причастию.

Разгневаный Варда устранил Игнатия от епископства, а на его место был избран народом член императорской семьи, доблестный и очень ученый Фотий.

Папа Николай, узнав об избрании нового патриарха без его согласия, был этим крайне рассержен и послал в Константинополь двух своих легатов, епископов Родральда и Захария, приказав им протестовать против назначения Фотия без ведома и согласия римского епископа, чего до этого времени никогда будто бы не бывало.

Римские послы прибыли в Константинополь. В святыне апостолов собрался в 860 году собор, в котором приняли участие оба легата из Рима, признавшие Фотия, несмотря на нежелание папы, законным патриархом, свержение же Игнатия утвердили от имени папы, как правильное.

Игнатий послал в Рим апелляцию, с соответствующими подарками, что привлекло папу Николая на его сторону, и он неприязненно выступил против Фотия с целью свергнуть его. Восточно-кафолическая Церковь не согласилась на это, вследствие чего папа, созвав в Риме в 861 году собор из западных епископов, проклял Фотия и обоих своих легатов и пригрозил проклятием императору.

В то же время папа начал домогаться главенства над болгарской Церковью, послал в Болгарию из Рима епископов, которые начали оскорблять и изгонять восточное духовенство, объявляя, что православно-кафолическая вера не истинна, и принуждая прихожан к вторичному миропомазанию на том основании, что помазание, совершенное женатыми духовными, недействительно.

По этому поводу Фотий в 867 г. созвал из восточных епископов собор, который он познакомил с злоупотреблениями римского епископа и его духовенства6. В виду этого собор, состоявший из тысячи епископов7, проклял папу Николая. С этого времени считается фактическое разделение кафолической Церкви.

Вслед за этим столкновением с Фотием, пришлось папе Николаю потерпеть позорное поражение от подчиненных ему архиепископов: кельнского — Гунтера и трирского — Теутгарда. Архиепископы эти, присланные в Рим для вручения папе актов по брачному Делу Лотара Лотарингского, были папой лишены сана и отлучены от Церкви. В ответ на папскую анафему эти архиепископы, окружив себя вооруженной свитой, послали папе ответ, содержащий сем глав, в предисловии к которым было сказано: “хотя Dominus Николай, именуемый папой, в качестве апостола, причисляющий себя к апостолам и возводящий себя в императоры всего мира, заблагорассудил проклясть нас, но за то, с помощью Христа, натолкнулся в нас на сопротивление и в последствиях деяния, им учиненного, немало раскаивался”. Высказавшись затем энергически насчет противоканонических его действии, архиепископы в конце концов провозгласили ему анафему. Гунтер кельнский, решительный и выдающийся характером, поручил брату своему Гильдуину вручить это писание лично папе, в случае же отказа его в принятии возложить на конфессионале Св. Петра. Как можно было предвидеть, Николай не принял послания, и Гильдуин, клирик, с оружием в руках и окруженный вооруженными вошел затем ко Св. Петру, чтобы исполнить предписание брата. Стража, или кубикуларии конфессионала (они составляли собственную школу под именем Mansionarii scholae confessioms S. Petri) окружили раку апостола, но Гильдуин и его люди ударили на них, положили одного стражника в церкви мертвым, поспешно кинули письмо на конфессионал и, прочистив себе путь мечами, вышли из церкви.

Историк папства Lavicomterie8 так описывает папу Николая I:

“Этот Николай, который сыпал проклятиями, вооружал легковерных людей против их королей, оказался, однако, значительно менее суровым относительно Бодуэна, герцога Фландрского, который похитил Юдиту, дочь Карла Лысого. Папа принял их обоих в Риме, заботился о них и обеспечил им безопасность во всем папском государстве. Власть пап возросла до такой степени, что во Франции не было такого епископского распоряжения, которое бы не могло быть отменено в Риме”.

“Повсюду много нахальных и преступных писем этого папы к епископам и архиепископам Германии, Галлии и всей Европы. Он смело ставит вздорные декреталии выше книг Ветхого и Нового Завета, почитает себя Богом в полном значении этого слова. “Папа — говорит он — не может быть ограничиваем или ослабляем светской властью, но как Бог, признанный Константином, не может быть никем и ничем связываем”.

“Историк того времени выясняет нам ересь, в которой был заподозрен архиепископ Равенны. “Император, — говорит он — не желая притеснять тех, которых ограбили сарацины, потребовал помощи от Равенны и Венеции, чтобы тем легче через море помочь Пуиллии. В то время во главе Церкви стоял архиепископ Иоанн, преданный императору, который благоволил к нему более, нежели к Николаю. Это обстоятельство вызвало в Николае такой гнев и зависть к Иоанну, что он, прибегнув к хитрости, заманил последнего в Рим, осудил и посадил на его место кого-то другого”. Конец письма (хроники) свидетельствует о глубокой развращенности этого папы”.

“Что касается процесса Лотара, то мы имеем письма Гонтье, архиепископа кельнского, и Тьеготта9, архиепископа трирского, к Николаю, в которых первые в следующих выражениях укоряют его за тиранические поступки: “Наши отцы и братья епископы посылают нас к тебе, но мы прибыли в Рим даже по собственному побуждению… В течение 20 дней ты нам приказал ждать, а через месяц ты призвал нас; мы прибежали, не подозревая ничего худого, а ты притеснял нас как каких нибудь разбойников; как только мы вошли в твой дом, за нами были заперты двери и нас окружили солдаты. Ты нас лишил какой бы то ни было человеческой помощи и всяких священных и мирских вещей… Имея при своей особе единственно только монаха Анастасия, обесславленного плута, ты объявил нам дерзкое несправедливое решение. Ты нагло оскорблял злыми словами твоих братьев и сотоварищей службы Божией. Император даровал Церкви диадему, скипетр и бессмертную повязку. Ты эти дары у Церкви похитил. Носишь маску высшего священника, но поступаешь как тиран” и проч. и проч. Конец письма представляет из себя ядовитую сатиру на злодейские поступки этого папы, лицемера и святотатца. И такой человек проклял константинопольского патриарха!”

Позднейшие обстоятельства доказывают, что проклятие истинной христианской Церкви не осталось без влияния на судьбы пап, тогда как анафемы этих последних всегда падали на их собственные головы и на поколения исповедующих их непогрешимость и святость.

Последствия этого проклятия Рим ощутил сейчас же после отделения от кафолической Церкви чрезвычайно скандальным образом. А именно во время праздника “Божье Тело”, сопровождавшегося торжественными процессиями, папа Иоанн VIII, согласно с обычаем, был посажен в блестящих одеждах на белого мула и, предшествуемый святым крестом, окруженный кардиналами, клиром и бесчисленным множеством народа, выехал из церкви св. Иоанна Латеранскаго. По прибытии на улицу, пролегающую между церковью Климента и театром, где амфитеатр Домициана носит название Колизея, папа почувствовал родовые боли, свалился с мула на мостовую и родил ребенка. Спустя мгновение он скончался, а ребенок тоже оказался мертвым10. Это чудо! завопили ханжи, распростираясь ниц в виде креста и выставляя на глаза публики грязные юбки и рваные чулки, что повторяется и ныне в польских костелах. Этот факт объясняет нам папский историк XIII века Мартин Поляк, архиепископ гнезненский, летописец, юрист и теолог-известный обширной ученостью, которому папа Климент IV поручил составить хроники пап и римских императоров; объясняет он его следующим образом: “эта папесса, согласно преданию, была родом англичанка, родившаяся в Майнце влюбившись в одного монаха, она переоделась в мужское платье и путешествовала с ним по Англии, Франции и Италии, изучала науки в Афинах, оттуда по смерти своего любовника отправилась в Рим. Тут она основала школу и вскоре приобрела такую известность, что с согласия кардиналов и народа была избрана папой. После трех с половиной лет управления римской курией, вследствие неожиданных родов во время торжественной процессии, она умерла со стыда. Вследствие этого, в доказательство того, с какой ненавистью относились к столь позорному факту, который бесчестил Церковь, отцы постановили, чтобы на будущее время папы не переходили через улицу, на которой случился этот скандал. Согласно этому постановлению, во время праздника “Божье Тело” папы, направляясь с крестным ходом из базилики Св. Петра в церковь св. Иоанна Латеранскаго и обратно, избегают проходить по этому отвратительному месту, находящемуся на их прямом пути, сворачивают в несколько переулков и, оставив за собою это ненавистное место, вновь идут надлежащей дорогой”.

Этот самый факт приведен в истории Мартина Шкота(папского историка XII в) и во многих других хрониках, согласно описывающих факт родов; но вследствие усилий римского духовенства замять этот скандал, папские хроники того времени до того искажены, что позднейшие историки никоим образом не могли выяснить, под каким именем и в каком году папесса эта занимала папский престол. Одни утверждают, что она носила имя Иоанна VIII-го, другие, — что Иоанна VII, Бенедикта III или Льва V. Достоверно только то, что случай этот имел место во второй половине IX века.

Оправдывая себя, римское духовенство утверждает, что никто не мог заподозрить в папе женщину. Для избежания подобных случаев позднейшие папы предписали поставить в часовне Спасителя, находящейся в Латеранском дворце, порфировое кресло с отверстием (sedes stercoraria)11, на которое сажали папу сейчас же по избрании. Высший диакон или, при отсутствии такового, две достойные доверия особы из клира обязательно убеждались, действительно ли избранный папа был мужчиной и не имел ли он в этом отношении какого-либо существенного недостатка. Убедившись, они громко в присутствии клира и собравшегося народа свидетельствовали это словами “Mas nobis dominus est” (Господином нашим имеем мужчину), народ же словами “Deo gratias” (слава Богу) выражал свою радость. Только после этого приступали к посвящению нового папы.

Историк папства Lavicomterie12 так описывает вышеприведенный факт:

“854 год. Происшествие, весьма долго считавшееся басней, имело в действительности место; множество свидетельств подтверждает его подлинность. В 854 году, но смерти Льва, появилась на папском престоле женщина, совершающая богослужение, назначающая епископов, дающая свои ноги целовать князьям и народам”.

Вот что говорит папский историк Platine: “Иоанна Англикус, родом из Майнца, достигла сана первосвященника. Скрывши свой пол, она убежала вместе со своим любовником в Афины, где так изощрилась в искусствах и науках, что в Риме, куда она затем прибыла, нашлось немного людей, которые могли бы равняться с ней по образованию. Она вскоре приобрела такую славу и уважение среди римлян, что по смерти Льва была единогласно избрана в папы. Но вскоре она стала беременной вследствие связи с кардиналом-капелланом. До последнего момента удалось ей скрывать свою беременность. Но когда однажды она направлялась в Латеран, то почувствовала родильные боли между театром, называемым Колизеем, статуей Нерона и площадью св. Климента и, родив мертвого ребенка, умерла на месте, исполняв обязанности папы в течение 2 лет, одного месяца и 4 дней”. Она была похоронена без всяких почестей. Platine посвятил свою историю о ней Сиксту IV. Ranulphe говорит в своем полихрониконе, что этот факт старались скрывать вследствие его позорности. Историю эту подробно изложил Мартин Поляк, пенитенциарий папы Николая, что, однако, не помешало ему сделаться впоследствии архиепископом По комментариям Дамасия и Pandulphe’a происшествие с этой женщиной имело место в периоде между Львом IV и Бенедиктом III. Великий историк Мариан Геш, монах из Фульды (Fulden), говорит: “Папа Лев умер в первых числах сентября, а после него вступила женщина Иоанна Joanna mulier) на 2 года 5 месяцев и 4 дня”. Мариан был воспитан в заливе Фульды, где Иоанна находилась некоторое время. Сигиберт, аббат гемблуский (Gembloux), который жил около 1100 г., говорит, что по общему убеждению Иоанна была женщиной, что было известно одному из ее людей, который ее оплодотворил, и она родила, будучи папой. Петрарка, Боккачио говорят об этом как о факте, не подлежащем сомнению. Архиепископ Антоний утверждает, что на том месте поставлен памятник, чтобы этот случай не был предан забвению. Отто, епископ тюрингенский, включает Иоанну в хроники пап. Хроники аугсбургские, Rafael de Voltere, Subellie, Philippes de Bergamo, Mateus Palmerius, Triteminus, Johann Stella, в жизнеописании 230 пап, Naucher, Albert, Krants, Coalius, Rodiginus, Johannes Lucidus-все они подтверждают этот скандальный факт.

Греческий автор Leonique также знал эту историю. Это ясно видно из описания избрания папы, которое происходило в его время.

“Как скоро, говорит он, голоса были сосчитаны и папа избран, его задерживали на месте выборов и сажали на кресло с отверстием. Назначенный для этого касался его половых органов, чтобы удостовериться, что новый папа-мужчина, так как доказано, что некогда была избрана папой женщина” и проч. и проч.; “касающийся половых органов восклицает: “Mas nobis dominus est”.

Независимо от этих позднейших хроник, к наиболее достоверным историческим свидетельствам об этом факте причисляют Liber Pontificalis, хронику, оконченную Анастасием Библиотекарем, очевидцем этих родов, умершим в 886 году. Историк Сигиберт из Гемблу, умерший в 1113 г., и Мартин Шкот, умерший в 1086 г., тоже подтверждают этот факт.

Кроме письменных доказательств, существовали доказательства в виде памятников в Риме, Болонье и Сиене. Dietrich de Niem, один из папских секретарей, живший в начале XV в., подтверждает, что сам видел памятник папессы Иоанны. Бёрнет, английский епископ, теолог и историк, утверждает, что видел изваяние папессы Иоанны на одной из городских площадей Болоньи.

В Сиене изваяние Иоанны стояло до времен папы Климента VIII, умершего в 1605 г., который приказал сгладить у статуи груди и сделать на ней надпись: “папа Захария”. Но так как эта подделка вызвала ядовитую критику и на статую наклеивали оскорбительные для пап пасквили, то папа Александр VII в 1655 г. приказал убрать с площади эту статую. Эти факты подтверждают Maguelli, Lamoy и Pagi13.

В “Истории Рима” Грегоровиуса удостоверяется, что в “1400году бюст Иоанны в ряду изображений пап украшал стены в прекрасном соборе в Сиене. Изображение это простояло в этом соборе среди пап 200 лет, с надписью: “Иоанн VIII, женщина из Англии”, пока кардинал Бароний не настоял у папы Климента VIII на удалении его, после чего женская фигура обращена была в фигуру папы 3axapии”.

Отрицая единогласно, по приказанию пап, все, что может бросить тень на Ватикан, клерикальные писатели самым бесстыдным образом утверждают, что все письменные документы, раскрывающие папские преступления, подделаны врагами Церкви, так как Церковь и папа для них одно и то же. Но так как невозможно отрицать существование памятников, изображающих папессу Иоанну, то эти действительные подделыватели исторической правды стараются убедить своих читателей, что хотя памятники на самом деле и существовали, но они были поставлены не на основании факта, а на основании сочиненной о Иоанне легенды. В польскую паству это убеждение старается вселить Апологетический Словарь, переделанный из такого же французского словаря, изданного J. Jaugej’oMi.

Другие же латинские духовные не отрицают факта управления Ватиканом папессою Иоанною, но утверждают, что пол ее никому в Риме не был известен (несмотря на то, она сделалась беременной).

Я думаю, что этих нескольких цитат достаточно для доказательства достоверности факта, который, опозорив несколько апостольскую столицу, тем не менее не сделался причиной потери ею значения. Лотар на старости одевает монашеское платье; Людовик II отправляется в Рим, чтобы принять корону и империю из рук папы. Один из королей Англии раздает десятую часть своего королевства клиру и монахам.

Я считал своей обязанностью вспомнить об этом папе-женщине, существование которого не раз отрицали подкупленные компиляторы и недобросовестные историки.

Что же касается Мартина Поляка (Стрельского), то биография его следующая: Родился он в начале XIII в. в Опаве Троппау) от дворянской семьи герба Бодула. Избрав духовное поприще, он вступил в число доминиканцев и долгое время пробыл в чешской Праге. Призванный затем в Рим провел там большую часть своей жизни. Для своего времени он обладал обширными познаниями, отлично знал древних классиков и свободно владел латинским языком. Имея близкие связи с апостольской столицей, пользовался расположением нескольких пап. Он был пенитенциарием Иоанна XXI и Николая III. Этот последний, по изгнании Филиппа, герба Гоздова, архиепископа гнезненского, возвел Мартина Поляка в это наивысшее в Польше достоинство. По дороге в свою епископию Стрельский умер в Бононии в 1279 г. Он был в то время единственным и наилучшим историком, труды которого весьма долго славились во всей Европе. По поручению Климента IV он написал историю римских пап и императоров, которую довел до своего времени. Она появилась в печати впервые вместе с историей Шкота под названием “Chronicon expeditissimum” (Basileja 1559 г.), затем в нескольких позднейших изданиях. Другой исторический труд Мартина Поляка, заключающийся в рукописи под названием “De quattuor majoribus regnis”, есть очерк истории четырех главных древних государств: вавилонского, карфагенского, македонского и римского. Кроме того, известны его выдержки из апостольских правил под названием “Margarita decreti”(Страсбург1486 г.)14.

Мы привели здесь биографию Мартина Поляка в доказательство того, что такой уважаемый и ученый человек, и при этом фанатический поляк, сверх того духовный, описывая историю папессы Иоанны, не мог сделать это по незнанию или злонамеренно. Итак, напрасно позднейшие клерикалы стараются отрицать действительность этого факта. Вот еще образчик того, до какой степени нагло извращает латинское духовенство факты, набрасывающие на него тень: баварский епископ Еммеран изнасиловал дочь герцога баварского Теодона, и когда это обнаружилось, то бежал в Рим, но был настигнут сыном герцога и умерщвлен. Жизнеописатель Эммерана15 утверждает, что епископ не был виновен в этом изнасиловании, но вследствие христианского смирения принял грех на себя по просьбе принцессы и ее любовника.

Св. Иоанн Евангелист, предсказывающий в своем “Откровении” разрушение Рима, который он называет Вавилоном, или зверем, лежащим на семи холмах, матерью блудницам и мерзостям земным, большим городом, царствующим над земными царями (XVII, 5, 8, 9, 18), говорит о папском Риме в следующих выражениях: “Ангел сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великой блудницей, сидящейна водах многих. С нею блудодействовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с седмью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке, своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. И сказал мне ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего седмь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Седмь голов суть седмь гор, на которых сидит жена. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями” (“Откровение” 1-9, 18).

Из этого “Откровения” св. Иоанна бесспорно видно, что великий Вавилон означает Рим, что подтверждает первое послание св. Петра. Зверь, который был и нет его и явится, означает антихриста, который был прежде ангелом, потом ничем, пока Рим не отделился от восточной Церкви, по отделении же возсел на его троне как ангел зла. Семь гор, на которых сидит эта женщина, обозначают семь холмов, на которых выстроен Рим. Великий город, царствующий над земными царями, бесспорно означает Рим.

Что же касается до раскола, вызванного в кафолической Церкви отделением Рима, то св. Иоанн так о нем пророчествует: “И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе. Вот большой красный дракон с седмью головами и десятью рогами, и на головах его седмь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным, и восхищено было дитя ее к Богу и Престолу Его. И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли, и нe нашлось уже для них места на небе. И низвержен 5ыл великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими из семени ее. сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Ииcyca Христа” („Откров.” XII 1-5, 7, 8, 9, 12, 17).”… И увидел (я) выходящего из моря зверя с седмью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные… И поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? (непогрешимый) и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми, и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… И творит великия знамения… И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ (того) зверя… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (при помощи инквизиции). И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их” (т.е. крещение и миропомазание) (XIII, 1, 3-8, 11-16).

То есть, св. Иоанн описывает, что сатана, когда ему не удалось погубить новорожденного Христа и он был низвергнут на землю, то обосновался на 7 холмах Рима и решил преследовать всех последователей Христа, так же, как делал это во время язычества по указаниям врат адовых.