Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Глава VI (4)

Домициан. Нерва. Траян. Адриан. Восстание иудеев в 133 г. по Р.Х. Обращение святыни Соломона в храм Юпитера. Антоний Пий. Марк Аврелий. Коммод. Пертинакс. Продажа курией императорского звания с публичного торга; приобретение таким путём короны Юлием Дидием и умерщвление его. Септимий Север. Каракала. Макрин. Калга-Баал (Гелиогобал). Александр Север. Максимин. Гордиан. Филипп. Галл. Валериан. Избрание в папы языческого авгура Стефана Валериан. Галлен. Клавдий Аврелиан Период междуцарствия. Проб. Умерщвление, по приказанию Проба всех членов курии; назначение новой курии, состоящей из 35 христиан и стольких же язычников; избрание в председатели курии, т.е. в папы, Каэтана. Умерщвление языческими куриалами христианских членов курии. Четыре императора одновременно. Язычник Марцелин на папском троне; защита его на Саменском соборе. Мнение о его ереси блаж. Августина. Константин Великий; победа его над Максенцием. Покровительство Константина христианам; умерщвление по его приказанию членов языческой курии.

Но уже в третьем году своего царствования, т.е. в 81 г. от Р. X., он был отравлен братом Домицианом. В награду за это оракул пожаловал Домициану титул “dominus et deus”, предоставил сенату только одно право иметь попечение о блюдах, приготовляемых этому “богу”, и приказал императору следить, ловить и распинать на кресте всякого, кто рискнет упомянуть одно имя Создателя, истреблять филантропов, философов и историков, сжигать их произведения и целые библиотеки. И опять у греческих и еврейских ученых оставалось только одно – отправиться по Черному или Адриатическому морю в славянские земли и искать прибежища у гостеприимных князей, жрецов, жупанов и зажиточных землепашцев, преимущественно в качестве учителей математики.

Вследствие вышеупомянутых злодеяний оракула, совершаемых под фирмою Домициана, а именно распинания на кресте и разных пыток, которым подвергались все более образованные люди, население Рима в течение 15 лет такого режима курии под фирмою Домициана одичало совершенно и вело варварский, рабский, угрюмый образ жизни. Дошло до того, что люди стали опасаться дневного света, при котором совершались постоянные обыски, грабежи, убийства, пытки, распинания, сжигания на кострах, на столбах и т. п. казни, изобретаемые курией. Когда-то многолюдный город опустел почти совершенно, улицы и площади заросли травой, оставшаяся часть населения, которая не успела бежать, совсем опустила руки, крыши проваливались, стены домов обрушивались, многие жители лишали себя жизни, или, избегая преторианцев, прятались и жили в подземельях, ожидая или своей смерти, или спасителя, или же смерти Домициана.

Оракул авгурии Ромы в конце концов обратил внимание на опустение города, падение торговли и обеднение Рима и убедился, что зашел слишком далеко. Поэтому он разрешил сенату избавиться от Домициана и объявить императором одного из сенаторов, в крайнем случае даже плебея. Это случилось в 96 году от Р. X. Сенат с величайшим удовольствием устранил Домициана и избрал из своей среды почтенного старца, по имени Нерву, который примерно царствовал два года. Нерва умер естественной смертью от старости. После него был назначен императором такой же честный сенатор, бывший проконсул Испании, Траян. Население вздохнуло свободнее под кротким режимом Траяна, который, по примеру Нервы, протежировал современным ему литераторам Тациту, Плинию, Ювеналу и другим, а также учителям, архитекторам и ремесленникам. Но авгурия, т.е. курия, видя, что в ее храмах все-таки царствует прежняя пустота, приказала Траяну продолжать гонение христиан и снова разрушить отстроенный евреями Иерусалим, считавшийся “колыбелью бунта против оракула Ромы”. Траян должен был исполнить приказание.

После смерти Траяна, который умер на обратном пути из Малой Азии, в 117 г. от Р. X. курия назначила императором Адриана, полководца антиохийского, которому было разрешено преобразовать законодательство Рима, а именно отнять у патрициев право убивать без суда своих рабов. Но это был только один наружный проблеск цивилизации, продолжавшийся недолго. В четвертом году царствования Адриана, т.е. в 120 году от Р. X. оракул Ромы узнал о появлении на берегах Синего, Славянского, Ядерского моря, названного в честь Адриана “Адриатическим”, морских разбойников язигов, а также о нашествии со стороны Кавказа азиатских сарматов на земли наддунайских славян, произвольно именуемых римлянами от названий разных городов, рек, гор: горцами, герилами, германами н т. п. фантастическими именами. Наддунайские славяне не разрешали кораблям оракула Ромы причаливать к своим берегам, не желая иметь никаких сношений с Ромою. Поэтому курия приказала Адриану воспользоваться удобным случаем и покорить славян, соединив свои силы с отрядами азиатских язигов и сарматов для совместных действий над Дунаем и над Тиссою. Но славяне победили азиатов и римлян и вытеснили их войска из своих наддунайских земель. Желая во что бы ни стало восстановить военную славу Рима, Адриан в припадке гнева истребил военные силы язигов и сарматов. Вслед затем по приказанию оракула он отправился в Иерусалим для сооружения языческих статуй в честь мнимых святых покровителей и покровительниц курии Ромы. Несчастные евреи, с незапамятных времен подвергавшиеся нашествиям всякого рода, не были в состоянии смотреть равнодушно на осквернение их храмов Создателя, обращаемых в музеи идолопоклонства, и еще раз взбунтовались против курии в 133 г. от Р. X. под предводительством своих “мессий” Бар-Кохбы и Акибы. Но курия приказала Адриану казнить еще полмиллиона самых выдающихся евреев, подвергла их мессий самым жестоким пыткам инквизиции и велела евреям переселиться из Иерусалима в другие города Палестины. В конце концов она за-ставила их оставить и все остальные города еврейской родины и разогнала несчастное племя во все концы мира. Еврейские изгнанники находили себе прибежище преимущественно в славянских землях. Капитолийский оракул переименовал Иерусалим в “Nova Aelia Capitolina”. обратил святыню Соломона в языческий храм в честь бога Юпитера, поместил на горе Кальварии статую богини Венеры и соорудил в Вифлееме статуи Адонисам. После смерти Адриана, умершего от водянки, курия Ромы, завладевшая всеми сокровищами, которые были похищены в Палестине, опять разрешила сенату в 138 г. от Р. X. объявить императором “кроткого” Антонина – и таким образом загладить память о прежних неистовствах Рима. После смерти Антонина в 161 г. от Р. X. она разрешила сенату объявить императором благочестивого философа Марка Аврелия, которому было поставлено в обязанность покорение непобежденных пока славян, поклонявшихся, несмотря на находившиеся в их храмах идолы, одному Богу.

Марк сражался с славянами на берегах Адриатики в Черногории, затем на равнинах нынешней Вены, известной в то время под именем “Vindobona”. Ho все походы кончились очень неудачно, а именно смертью Марка в 180 г. от Р. X. и. бегством римских легионов обратно в Рим. Курия доходила до исступления, и опасаясь, чтобы в виду разгрома ее армии не возникло восстание в Риме, приказала сыну Аврелия Коммоду возвратиться к системе террора и инквизиции.

Коммод заставлял силою посещать храмы курии всех тех, кто не желал поклоняться ее идолам, и делал это будто с целью задобрить обиженных богов. Инквизиции продолжались целых 13 лет, но когда в конце концов доведенный до отчаяния народ в 192 г. от Р. X. стад убивать авгуров и гаруспексов, т.е. жрецов оракула, испуганная курия потеряла голову и велела своим преторианцам убить Коммода. Когда это было исполнено в 192 г. от Р. X., она разрешила сенату провозгласить императором честного Пертинакса. Но убедившись, что тот не в со-стоянии обогатить ее пустую сокровищницу, она приказала начальнику своих преторианцев убить Пертинакса, который царствовал 3 месяца, и продать с торгов титул императора. На торги явились многие кандидаты, и когда некоторые сенаторы осмелились сделать замечание, что “это позор для сената”, авгуры ответили им, что “гораздо больше будет позора, если допустят до падения оракула, до народного восстания и охлократии”. В виду такой угрозы, сенат, конечно, заблагорассудил замолчать и утвердил в звании императора признанного преторианцами курии сенатора Юлия Дидия, который обязался преподнести оракулу тысячу бочек золота, не считая подарков, предназначенных для преторианцев. Но исполнив в точности данное обещание, он был убит, на третий месяц царствования, теми же преторианцами курии, которая в 193 г. от Р. X. провозгласила императором Септимия Севера.

После смерти Севера, скончавшегося в 211 году от Р. X. на поле брани в Шотландии, авгурия назначила императором сына его Каракаллу, которому приказала убить брата его Гета, заподозренного в тайном исповедовании христианской веры, и во искупление этого греха принести обильную жертву богу Серапису. Курия очень часто прибегала к таким жертвам, стараясь таким образом предотвратить свое окончательное банкротство, которое угрожало ей вследствие безумной расточительности ее семидесяти семейств. Не проходило дня, чтобы не было совершено преступление, которое искуплялось жертвоприношениями. Желая, наконец, собрать сокровища, расточаемые родственниками семидесяти куриалов, авгурия разрешила всякому, кто располагал средствами, покупать себе титул гражданина Рима, который освобождал от телесного наказания розгами, предоставлял право завещать имущество и исправлять гражданские и военные должности, и через несколько поколений предоставлял даже право соискательства на куриальные должности. В 217 году от Р. X. курия велела убить Каракаллу и объявила императором префекта своих преторианцев адвоката Макрина. Но уже в следующем году она избавилась от нового императора и назначила на его место 14-летнего сына чрезвычайно богатого архижреца Галга-Ваала, прозванного ею Гелиогабалом, которому разрешила даже назначать сенаторами весталок. Но когда Гелиогабал стал рассыпать золото по улицам Рима и в конце концов потребовал возврата сокровищ, подаренных оракулу, курия велела своим преторианцам убить его и бросить в Тибр и разрешила сенату в 222 г. от Р. X. объявить императором филантропа Александра Севера, которому поручила изгладить в памяти народов воспоминание о злодеяниях прежних императоров Рима, которые, как известно, играли роль только одной фирмы римского оракула.

Александр Север, философ и филантроп, велел поместить на воротах Рима поговорку: “не делай другому, что тебе неприятно”, и в продолжение 13 лет управлял государством согласно с этим греческим тезисом. Но авгурия приказала убить его, так как узнала, что он питал расположение к монотеизму и, как говорят, велел даже украсить свой дворец статуями и портретами Авраама, Моисея, Сократа, Платона, Ксенофонта, Исократа, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Это случилось в 235 г. от Р. X., как раз тогда, когда он одержал победу над германцами и расположился лагерем в Майнце. Курия назначила императором Максимина, которому приказала ловить, сжигать и распинать христиан. Максимин в точности исполнял приказания оракула, но когда в 238 г. от Р. X. его победили славяне, которые всегда оказывали готовность приютить у себя христиан, курия велела его убить. Назначив в том же 238 году от Р. X. императором авгура Гордиана, она отправила его в поход против славян, с целью покорить их земли, которые, по своему невежеству, называла тоже “Германией”. Авгур Гордиан двинул свои полчища из Майнца в славянские земли, но все они были истреблены славянами. Попав в немилость оракула, Гордиан в 244 г. от Р. X. был убит своим преемником Филиппом, который был назначен курией, при посредстве ее сената, императором.

В 246 г. авгурия приказала Филиппу с величайшим великолепием устроить в Риме триумфальный праздник в тысячелетнюю годовщину основания города “Силачем” курии Ромулом. Празднество это происходило в амфитеатре Веспасиана, вмещающем 87.000 жителей. Но так как Филипп впоследствии не обнаруживал до-статочно усердия в гонении христиан, то в 249 году от Р. X. курия велела своему авгуру, сенатору Децию, убить императора. Деций вполне заслуживал милости оракула, и когда он в 251 году от Р. X. был убит в борьбе с южными славянами, сербами и болгарами, курия перестала уже трогать славян и, во избежание постоянных перемен на престоле, решила установить дуумвират, состоявший из архижреца Гостилия и полководца Галла, которым приказала общими силами истребить христиан.

Но Гостилий доложил курии, что “нет уже такой силы, которая в состоянии истребить несметное количество тех, которые поклоняются Единому Создателю”. Курия сочла такое заявление непростительной наглостью и велела Галлу убить Гостилия и управлять государством совместно с сыном Волузианом. В 253 г. от Р. X. оба они совершенно неожиданно были побеждены и убиты полководцем Эмилием. Несмотря на то, что Эмилий был утвержден сенатом, курия велела его убить и провозгласить императором полководца Валериана. Чтобы расследовать все условия и тайны христианского быта, она назначила одновременно одного из своих авгуров епископом римским или папою, которому было приказано притвориться верующим в Христа. Четыре года спустя этот епископ, по имени Стефан, был убит Валерианом, конечно, по приказанию той же курии. В 260 году от Р. X., после шестилетней войны с персами, Валериан попал в плен к царю персидскому Сапору, который употреблял его вместо подножия.

Кровно обиженная курия назначила от имени оракула императором сына Валериана, Галлена, которому приказала освободить отца и отомстить унижение курии. Но подлый, трусливый и никуда негодный Галлен в продолжение восьми лет пускал в ход и деньги и просьбы, откладывая таким образом войну с персами до тех пор, пока его отец не скончался в плену, не дождавшись помощи сына. Оракул потерял совершенно свою прежнюю военную энергию и поддерживал свой авторитет одним только интриганством, помрачая умы черни с помощью выписанных из Индии жрецов оракула “чу”, персидских “магов”, египетских “химиас” и греческих магов, известных под именем “керимойри”, которые обманывали народ мнимыми чудесами и колдовством “comitia calata sacrificium, fantomi et spectrum deorum”. Ho некоторые римляне в своих храбрых речах высказали желание смыть пятно позора Рима смертью Галлена. Поэтому в 268 г. от Р. X. курия велела убить императора и объявить его преемником полководца Клавдия, который в продолжение своего двухлетнего царствования казнил тридцать человек соперников, прозванных куриею самозванцами или “тиранами”, и скончался естественной смертью. В 270 году от Р. X. курия назначила императором своего полководца Аврелиана. Когда в 275 г. от Р. X. Аврелиан был убит придворными заговорщиками, наступило восьмимесячное междуцарствие, во время которого курия управляла государством, скрываясь под фирмой сената, так как никто не захотел быть императором. В конце концов оракул насильственно назначил императором сенатора Тацита, потомка известного историка. Но когда тот, несмотря на все угрозы, перед которыми трепетал Нерон, в продолжение шести месяцев отказывался истреблять христиан, авгурия велела изрубить его на 70 частей и назначила на его место в 276 г. полководца Проба, который, однако, жестоко изменил ей. В 282 г. он пригласил всех 70 членов курии на совещание, внезапно приказал своим солдатам убить всех куриалов и назначил новую курию, состоящую из 35 человек христианских монотеистов и стольких же политеистов?. Новая курия получила приказание составить общие церковные правила, которые удовлетворяли бы всех. Император предоставил христианам и политеистам полную свободу поклоняться

Создателю, или же многим богам или покровителям, смотря по собственному благоусмотрению. В 283 г. от Р. X. новая курия избрала своим председателем и вместе с тем папою родственника императора Диоклетиана, Кая (Каетана), идолопоклонника, который, однако, будучи уже папою, до такой степени проникся христианским духом, что запретил на будущее время назначать на епископские кафедры идолопоклонников, которые не удостоились по крайней мере 7 низших степеней рукоположения.

Евсевий, Дамас, Бароний по обыкновению не соглашаются в своих мнениях на счет этой личности. Из сочинений св. Севастиана явствует, что “христианская община в Риме была не что иное, как союз сектантов, которые действовали негласно, и у которых не имелось ни храмов, ни общественных жертвенников”. Некоторые историки утверждают, напротив, что “у христиан было несколько жертвенников, так как предание говорит, что Каетан служил так называемую мессу в доме некоего Хрома, принадлежавшего к фамилии патрициев”. Это подтверждается Минуцием Феликсом, жившим в III столетии, который говорит: “Не думайте, что мы скрываемся потому, что не имеем ни храмов, ни жертвенников, и т. д.”…

Тот же самый Каетан был причиною изменения нравов даже во дворце Диокле-тиана, в котором он содержал своих эмиссариев. Он скрывался даже у одного из христиан, который состоял на императорской службе. Во дворце Диоклетиана жили многие христиане. Этим обстоятельством опровергается вполне клевета, что он был “одним из отъявленных гонителей христиан”.

“Диоклетиан строго обращался к нарушителями общественного порядка, которые проповедовали начала нетерпимости и ослушания власти, поступая с ними точно так же, как следовало бы поступать во Франции с беспокойным и фанатическим духовенством. Но история отрицает факт, что он притеснял христиан по поводу их вероисповедания. Тот же самый Каетан, отъявленный конвульсионист (название сектанта-фанатика того времени), предупрежденный о том, что его разыскивают как главного зачинщика бунтов, затеваемых в Риме, бежал из дворца и прятался по пещерам, погребам и чердакам, поучая неофитов до тех пор, пока его не схватили и не предали смертной казни”.

Полная веротерпимость, которой пользовались еврейские и христианские монотеисты наравне с политеистами в царствование Проба, продолжалась целых шесть лет. Но, к сожалению, в 288 году от Рождества Христова языческая половина курии опять прибегла к убийствам, жертвой которых пали все члены курии христианского вероисповедания, за исключением изменившего курии Кая, который успел бежать. Собрав преторианцев, которые остались ей верны, курия лишила жизни Проба, организовалась снова на прежних началах тайного завещания и возвела на императорский престол префекта своих преторианцев Кларуса. Когда в следующем году Кларус был убит Аппием, курия начала отчаиваться в себе самой и, боясь нападать на такого человека, как Проб, назначила почти одновременно четырех императоров. Одному из них, бывшему префектом преторианцев, Диоклетиану, она приказала зорко следить за тем, чтобы народ был принуждаем посещать храмы авгурии в Малой Азии, а также в Никомидии на берегах Мраморного моря. Точна также установила курия особую стражу для целого государства, обязанность которой состояла в том, чтобы понуждать население обращаться в молитвах к языческим богам и заставлять народ приносить жертвы авгурии, также притеснять и распинать на кресте христиан, поклонявшихся одному Всеобщему Отцу, без прибавления богов, богинь и т. п. суеверий. Второму из четырех императоров, полководцу Галерию, римлянину, курия приказала заставлять греческие народы веровать в богов авгурии, Третьим императором был полководец Максимин, обязанность которого состояла в том, чтобы заставлять жителей Миланской области молиться богам курии Ромы. Наконец, четвертым был полководец Констанций Хлор, обязанность которого состояла в том, чтобы наблюдать за верою в богов в Галлии, Испании и Британии. Все они строго наблюдали за тем, чтобы повсеместно народ молился богам курии, и казнили упорствующих христиан. В этом отношении помогал им Марцелин, в 293 г. от Рождества Христова назначенный папою, который открыто поклонялся римским идолам и совместно с мнимыми же христианскими священниками, Мельхиадом, Марцеллом и Сильвестром, бывшими преторианцами1, приносил жертвы и курил фимиам на жертвенниках прежних римских богов. Эта четверка нечестивых христиан была схвачена на месте преступления и предана суду Саменского собора, как уличенная Петилианом в поклонении и жертвоприношении идолам, в святотатстве и других злодеяниях. Собранные епископы советовали подсудимым оплакивать свой грех отступничества от веры по примеру св. Петра и единогласно объявили папе: “Tuo te ore non vего nostro iudicio iudica, nam primae sedis antistes a nemine iudicatur” (своими устами, но не нашим судом осуждай себя, так как архиепископ первой столицы не должен подлежать ничьему суду)2.

Папа, однако, хотя и не отрицал приношения жертв идолам, оправдывал себя и своих сотоварищей тем, что эти жертвы и воскуривание фимиама были приносимы ими под угрозами пыток.

Св. Августин, который долгое время сам принадлежал к еретической секте манихеев, защищал впоследствии еретического папу и его сообщников следующими словами: “Если кто-либо на основании исповеди папы Николая, или же основываясь на постановлениях собора в Сювессе, желает признать их виновными, этому я не намерен препятствовать, но заявляю, что какие бы ни были люди Марцелин, Марцелл, Сильвестр, Мельхиад, Менсурий. Кекилиан (Цецилиан) и другие, они все таки не в состоянии причинить какой бы то ни было вред христианской Церкви”.

Принимая во внимание, что смешение христианского духовенства с языческим последовало в римской курии в конце III столетия (в царствование Проба), нельзя удивляться снисходительному отношению отцов римской Церкви к проявлениям язычества в их среде и язычество в Риме, как дальше увидим, проявлялось в христианских храмах с большей еще силой в IV и V столетиях, в виду чего папа Марцелин и его сотоварищи по совершению языческих жертвоприношений Марцелл, Мельхиад и Сильвестр не только были оправданы, но назначены поочередно впоследствии на папский престол. Св. Августин незадолго перед смертью изложил подробно ересь манихеизма и отказался от ее заблуждений3.

В 305 году Диоклетиан убедился, что боги курии чествуются только для виду, и что все молятся Единому Создателю. Поэтому, не находя возможным преследовать их больше, он отказался от престола и поселился в одной из деревушек Далмации. Хлор скончался в Иорке в Британии, оставив сына Константина. Итак, в 306 г. от Р. X. царствовали над авгурией Максимин, Галерий и Константин, в 209-мъ же году от Р. X. царствовали, кроме Максимина и Константина, полководцы Максентий, сын Максимина, и Лициний. Председателем курии и папой был в то время некто Марцелл, притворявшийся христианином, которого сместил Максентий и заставил чистить свои конюшни. В 310 году, после смерти Марцелла, авгурия приказала Константину умертвить своего тестя Максимина, заподозренного в монотеизме, унитарианстве, т.е. в исповедывании христианской веры. Так как в приказаниях курии того времени сказывалась еще угроза смертной казни, то Константин, во избежание печальной участи, должен был повиноваться. Вследствие этого сын убитого Максимина, Максентий объявил войну Константину, своему зятю.

Началась междоусобная война. Убедившись в том, что политеизм, как принудительная вера, поддерживается только одними членами курии, и что почти все население государства и вся армия исповедуют уже веру Христову, Константин посоветовался с друзьями и решился на покушение против оракула, т.е. курии Ромы. Итак, желая расположить в свою пользу большинство армии, он приказал в 312 г. от Р. X. изобразить на “labarum”, т.е. на военном знамени, знамение креста, который считался тогда виселицей и знаменем христиан, а также начальные греческие буквы Иоанна Крестителя и Христа, как врагов политеистического оракула Ромы, и еврейских прибавок к кафолической, т.е. вселенской вере, признававшей только одного Создателя всего мира4.

В виду столь популярного и решительного поступка Константина, направленного против авторитета оракула курии, почти все войска, за исключением нескольких отрядов, предводительствуемых друзьями курии, оставили Максентия, над которым потому уже легко было одержать победу. Храбрый Константин прибыл в Рим с победоносной армией и, не сомневаясь, что со стороны обиженного оракула ожидает его только яд или кинжал, опередил своего противника, а именно без всякого стеснения казнил большую часть куриалов оракула, не пожелавших согласиться на предоставление христианам свободы вероисповедания.

С тех пор начинается царство “врат адовых” в христианской Церкви Западной Европы, которая сделалась жертвой ненасытной курий Ромы. Этот переворот совершился при условиях, о которых будет сказано ниже.