Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Вступление

В июльских газетах 1896 года сообщалось, что: “Папа Лев XIII чрезвычайно энергично и настоятельно пропагандирует идею соединения всех христианских церквей”. В истекшем году обращался он с энцикликой к англичанам, а в текущем, равно как и в 1894, приглашает церкви Востока перейти в лоно католической церкви. Хлопоты его, однако, остаются пока безуспешными.

“Вестминстерский архиепископ ответил папе, что соединение англиканизма с латинизмом представляется утопией. В том же духе ответили папе и другие английские духовные лица. Лишь Гладстон в обширном изложении высказался, что: хотя он не верит в скорое соединение церквей, тем не менее находит, что необходимо серьезно потрудиться для дела соединения всех христиан.

“Четыре столетия прошло со дня отделения англиканской церкви от Рима: произошло много эпизодов, которые вместо облегчения затрудняли все более и более вопрос о соединении вновь этих церквей. Гладстон советует напирать преимущественно на пункты, ведущие к соединению, избегая всего того, что вызывает разногласие. В заключение, он выражает признательность Папе Льву XIII за принятый им на себя труд в этом направлении.

“Мысль об изыскании способов соединения христианских церквей не новая. Стремились к этому бывший чешский король и римско-немецкий император Карл IV совместно с сербским королем Стефаном Душаном. Флорентийская уния с 1439 г. также много трудилась над этим вопросом.

“Много трудились также в этом направлении и такие представители православной кафолической церкви. как митрополит Макарий Никомидийский, Игнатий Торновский, Иосиф Филипповский и Константинопольский патриарх Геннадий, перед которым преклонялся завоеватель Стамбула Мехмед Великий. Все эти лица стремились к соединению церквей хотя-бы только греческих с славянскими

“В XVII веке много потрудился Григорий-Каликст; в Лейпциге же и Франкфурте устраивались религиозные собрания, задача которых состояла в изыскании способов к устранению преград и вражды, разделяющих христианские церкви. Мечтал об этом также и Лейбинц в 1678 г.

“Но, увы! за идеей соединения церквей, опять усиленно пропагандируемой Львом XIII кроется стремление к воскресению ограниченной папской власти, которой даже, по смыслу последней энциклики “satis ignotum” обязаны подчиняться все христианские церкви.

“В виду сего нетрудно согласиться с Гладстоном, что минута соединения церквей наступит еще весьма не скоро.

“Последняя энциклика, составляющая большую меморию с сотнями текстов из

Св. Писания и трудов Отцов церкви, представляет из себя лишь политическую программу папизма, стремящегося к тому, чтобы и впредь числиться видимою главою церкви Христовой, командующей над всеми христианскими церквами. Эта программа не признает соборного начала, как основы древних церквей, без чего соединение христианских церквей является, как правильно заявил вестминстерский архиепископ лишь утопией”.

Не входя в рассмотрение последней энциклики, с 1896 г. составляющей лишь собрание множества ссылок на различные поддельные декретарии и на сочинения Отцов римской церкви, написанные по заказу римской курии, с целью распространения и укрепления мнения о бытности Св. Петра в Риме в качестве первого епископа или папы, вследствии чего Риму присуще наименование “Апостольской Столицы”, наместничества Христа, непогрешимого оракула, и о том, что римская церковь должна иметь преимущество перед всеми другими христианскими церквами, обратим внимание лишь на то, что последняя энциклика от 30 июня 1896 года, озаглавленная: “Нашим почтенным братьям патриархам, примасам, архиепископам, епископам и другим иерархам, находящимся в согласии и единении с Апостольской Столицей, начинающаяся со слов: “Почтенные Братья!” — не может быть признана нами за воззвание ко всем христианским церквам Востока, не состоящим поныне в “согласии и единении” с Римом, а имеет в виду лишь укрепление в понятиях подвластных папе церквей веры в первенство и непогрешимость римского епископа и его главенство над всеми церквами.