Глава XII
Основания, приводимыя Римом в доказательство своих прав на главенство. Подложность предания об епископстве апостола Петра в Риме. Опровержение этого заявления. Подделка римскою курией документов и рукописей. Подлинный и подложный тексты сочинений Киприана, епископа Карфагенского. Псевдо-Клементины. Отсутствие епископов в Риме в первые века христианства.
Право первенства, равно как и название наместника Христа, папы основывают на том, что Христос сказал Петру: “Ты скала, на которой Я создам Мою Церковь”, а также на том, что Церковь в Риме основал будто бы апостол Петр, бывший вместе с тем в продолжение 25 лет первым епископом Рима.
Это предание сочинено самими папами и подделано тем же самым образом, как и письмо будто бы воскресшего св. Петра к Пипину и предоставление папам светской власти императором Константином. Говоря вышеуказанные слова Петру, Христос, по нашему ынению, имел в виду именно борьбу “адских врат” Ромы с восточной Церковью, предсказывая, что Рим не одолеет восточной, т. е. истинно христианской Церкви; что же касается епископства Петра, то он был апостолом у евреев, а не у язычников, и вместе со св. Иаковом, братом Христа, обращал евреев сначала в Иерусалиме, а потом в Самарии и Антиохии, где был епископом в продолжение 7 лет. Очень редко обращал св. Петр язычников, особенно в Антиохии он порвал с ними всякие сношения, как это видно из послания св. Павла к Галатам (II, 7-9).
Язычникам же, к которым принадлежали римляне, посвятил себя исключительно Павел (обращенный Савл), которого Христос избрал для просвещения язычников: “Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое” (Деян., IX, 15, 16). Позднее Христос сказал заключенному в тюрьме в Иерусалиме Павлу: “Дерзай, Павел! Ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме” (Деян., XXIII, 11).
Отсюда мы видим, что Христос назначил первым епископом Рима св. Павла.
Из апостольских посланий св. Петра видно, что они были основаны на посланиях св. Павла и Иакова и только подтверждали то, что те писали.
Против римских преданий о св. Петре энергично выступает Ф. Фаррар, д-р теологии, архидиакон и каноник вестминстерский, капелан английской королевы.
В сочинении под заглавием “Первые дни христианства”, изданном в 1882 г., читаем следующее: “Утверждение, что апостол Петр был римским епископом, есть только остроумная теория.
“Утверждение, что он во время царствования Клавдия в 42 году прибыл в Рим, встречается впервые в хрониках Евсевия, написанных 300 лет спустя после Р. Хр., и совершенно не согласуется с тем, что апостол Павел говорит о Церкви. В столь позднее время, как 52 год, апостол Петр был в Иерусалиме и принимал деятельное участие в иерусалимском соборе, куда Павел прибыл после 14-летней проповеди (Деян., XV, 7), причем Петр проповедовал преимущественно среди евреев (Гал., II, 7, 9).
“Яснее всего это видно в 7 и 9 пунктах II главы, где сказано: 7) “напротив того, увидевши, что мне вверено благовестие для необрезанных”, в пункте же 9: “и узнавши о благодати, данной мне, Иаков, Кифа1 и Иоанн, почитаемые апостолами, дали мне и Варнаве полномочие обращения язычников, оставив себе евреев”.
“В 57 году св. Петр путешествовал, как миссионер, в сопровождении своей жены (Кор., IX, 5), и не был в Риме, когда апостол Павел писал этой Церкви в 58 г., равно как не было его там и тогда, когда апостола Павла привели туда, как узника, в 61-63 г.; не было его также и в то время, когда Павел писал свои последние послания в 66 и 67 годах. Если Петр был когда-либо в Риме (чего мы на основании единогласных преданий отрицать не можем), то мог быть там незадолго перед своей мученической кончиной”.
Так же смотрят на этот вопрос римско-католики: Валерий, Пагий, Делинтер, Ватерворд, Альнаш, — римско-католический историк Алерг говорит о 25-летнеыъ епископстве св. Петра, как о древней басне. Франциск Пагий утверждает, что св. Петр прибыл в Рим в царствование Нерона в 54 г., а умер в 65 г., т.е. был в Риме 11 лет2.
Это мнение вполне согласуется с тем, что утверждает “Апологетический словарь” J. Jaugej’a, переделанный на польском языке Щесняком в Варшаве, который говорит, что первое послание было написано св. Петром в 30 г. по смерти Христа, т.е. около 64 года. А так как это послание, как утверждают, было писано из Рима, то это доказывает, что Петр прибыл в Рим около 64 года, где был тотчас же схвачен и замучен, не будучи вовсе римским епископом.
В 44 году св. Петр был заключен в Иерусалиме в темницу, но ангел вывел его из неволи, в 51 же году после Р. Хр. св. Петр руководил в Иерусалиме собором, созванным для разрешения спора с Павлом об обрядах при крещении язычников.
Это же свидетельствует Лактанций (умерший в 330 году), говоря, что апостол Петр в первый раз прибыл в Рим в царствование Нерона; то же самое удостоверяет Ориген (умерший в 254 году), говоря, что св. Петр прибыл в Рим на склоне своей жизни. Это же подтверждает сочинение “Предсказания Петра” (Praedicatis Petri), присоединенное к труду святого Киприана. “Епископство” его в Риме основывалось, без сомнения, на стремлении укрепить перед своей мученической кончиной веру в Церковь Христову, особенно же в среде обращенных евреев. Следует еще обратить внимание на то, что еврейские и языческие народности в римской Церкви были явственно разделены и в продолжение многих лет имели отдельных пресвитеров или епископов; только этим в известной степени и можно объяснить путаницу в именах первых двух или трех римских епископов.
Желая каким-либо образом выпутаться из доказанной римско-католикам лжи, будто св. Петр был епископом в Риме, а не в Антиохии, Иерусалиме и Александрии, Щесняк в “Апологетическом словаре” (стр. 22, выпуск 9) доказывает, что “не подлежит никакому сомнению, что св. Петр проживал в Антиохии и в Александрии, где его епископская кафедра пользовалась большим почетом. Но уже в то время, когда он жил в этих городах, он был по праву, по Божьей и собственной воле, епископом Рима”.
Это сказано слишком смело, в расчете на легковерие римско-католиков, несмотря на то, что инквизиция более не существует и пытками теперь никого нельзя принудить верить в подобные бессмыслицы. Далее иезуит доказывает: “Мы отлично понимаем, что Спаситель мог предоставить самому Петру окончательный выбор первопрестольной столицы и что епископ, наследующий ему в этой столице, был бы на основании Божеского права настоящим начальником и примасом вселенской Церкви. Но мы не допускаем, чтобы это дело было таким образом улажено. Наиболее благоразумным является предположение, что сам Спаситель избрал Рим и поручил его Петру.
“В таком случае нет ничего более очевидного и достоверного, чем Божественное право римских епископов на вселенское главенство. Отсюда простой вывод, что это главенство, прел оставленное волей Божьей Риму, не может быть отнято у него волей людской”.
Вот иезуит и проговорился, что римское главенство и епископство св. Петра в Риме основываются на предположениях и выводах, которые у римско-католиков заменяют истины Св. Писания.
Св. Августин так объясняет слова Христа, сказанные св. Петру: “На той скале, которой ты признал, Петр, что Я – сын Бога Живого, Я построю Мою Церковь, на Мне построю тебя, а не Себя на тебе”. В другом же месте он говорит: “Христос не сказал Петру: ты – скала, но ты – Петр, или скалистый. А скала был Христос, которого признал Симон”3.
Евсевий, согласно с Иринеем и Епифанием, говорит, что первыми епископами в Риме были: Петр, Лин, Клет (или Анаклет) и Климент.
Но св. Ипполит (умерший в 225 году) считает, по-видимому, Клета и Анаклета двумя отдельными личностями и приводит Климента перед Клетом; Тертулиан же (умерший в 218 году) говорит, что Климент был посвящен апостолом Петром. Но другие церковные историки отрицают эти басни о св. Петре и его преемниках. Гегезипп, цитируемый Евсевием и св. Альбрехтом, говорит: “прибывши в Рим, я прожил там вплоть до епископства Аникиты, у которого Елевтер был диаконом; в то время не было ни одной епископской кафедры, которая бы вела свое преемство от апостолов”4.
Принимая во внимание, что священник Аникита был признаваем папой с 157 года, мы можем убедиться в том, что до этого времени в Риме не было епископов и что хроники их вымышлены.
Хотя Евсевий (из Кесареи) первый написал в начале IV века о бытности св. Петра епископом в Риме, однако, это ничего не доказывает. Ведь он писал свои хроники 300 лет после Р. X., и ничто не мешало ему сочинить какую угодно басню о св. Петре. Притом в то время книгопечатание не было известно, и сочинения тогдашних писателей не могли быть распространены. Какая-либо рукопись, которая могла существовать в Риме, если не была сразу написана согласно с указаниями курии, легко могла быть позднее переделана ею и выдана за труд Евсевия; равным образом могли быть переделаны рукописи прежних писателей, на которых ссылается сочинение Евсевия, как-то: Коммода, Оригена, Тертулиана, св. Киприана, Гегезиппа, Иринея и других. Евсевий (263-340), вождь партии полуариан, писал свое сочинение в духе папы Сильвестра, сочинившего историю о епископстве св. Петра в Риме. Рукописи эти, написанные по-гречески и законченные 323 годом, в оригиналах не находятся а имеются лишь их “истолкования” (“De Rufino Eusebii interprete”), составленные историком Руфином (340-410), продолжившим их по 395 год. Никто не мог помешать Руфину вставить, по требованию курии Ромы, что угодно в рукопись Евсевия.
Еще перед сочинением поддельных Исидоровых декреталий, курия Ромы подделывала всякие рукописи, преимущественно в IV веке, начиная с Сильвестра – Руфина, в VIII же веке подлог этот выразился не только в Исидоровых декреталиях, но даже в письме св. Петра, якобы собственноручно им написанном к королю франков Пипину, о предоставлении папе Стефану привилегий5.
Наиболее явное доказательство такого подлога документов мы видим на сочинениях вышеупомянутого Киприана.
Киприан, карфагенский епископ, заслуживает особенного внимания, не потому, чтобы он был более учен, но как автор сочинения “0 единстве церкви” (De unitate ecclesiae), которое он издал в 251 г., потому что на него ссылается римская Церковь и им доказывает существование в то время папства и кафедры св. Петра. И действительно, в находящихся в обращении изданиях этой книжечки читаем одинаково о первенстве Петра и о его кафедре. Но так как доказано, что Киприан был противником тогдашнего римского епископа (это видно из спора его о крещении еретиков), то вследствие этого критики новейших времен начали обстоятельно исследовать сочинения Киприана, так как нельзя было понять, каким образом Киприан, противник римского епископа, мог ставить его выше других. Результатом этих исследований было открытие добавлений, сделанных в VI веке при папе Пелагии II, — добавлений, которые после изобретения книгопечатания, по приказанию пап, перешли в печатные сочинения Киприана. Киприан учил, что Церковь едина, потому что имеет одну основу – Христа, одно начало – Петра и одного представителя – епископат. Все епископы вместе составляют один епископат, отдельные епископы суть частицы этой единицы, подобно солнцу, которое, имея много лучей, — едино (Episcopatus unus est, cujus a singulis insolidum pars tenetur). И поэтому нужно непременно принадлежать к Церкви; никто не может иметь Бога отцом, кто не имеет матерью Церковь (Habere jam non potest Deum patrem, qui ecclesiam non habet matrem), a кто не принадлежит к Церкви, не может спастись (extra ecclesiam nulla spes salutis). Даже мученичество вне церкви не спасает. Из всего этого еще не следует, чтобы Петр имел большее значение, чем другие апостолы, и чтобы он имел кафедру; наоборот, Киприан учил, что все апостолы были равны Петру положением и властью. Только позднейшие поддельные добавления изменили мысль и имели последствием, что Киприана считали защитником папства.
Для выяснения подлога сопоставим истинный и поддельный тексты:
Текст в оригинале: | Поддельный текст: |
Нос erant utique et ceteri apostoli, quod fuit Petrus, pari consortis praediti et honoris et potestatis, sed exordium ab unitate proficiscitur ut ecclesia Christi una monstretur. | Hoc erant utique et ceteri apostoli, quod fuit Petrus, pari consortio praediti et honoris et potestatis, sed exordium ab unitate proficiscitur et primatus Petro datur ut una Christi ecclesia et cathedra una monstretur. |
Hanc ecclesiae unitatem, qui non tenet, tenere se fidem credit? | Hanc ecclesiae unitatem, qui non tenet, tenere fidem credit? |
Qui ecclesiae renititur et resistit inecclesia se esse confidit? | Qui ecclesiae renititur et resistit, qui cathedram Petri, supra quem fundata est ecclesia, deserit, in ecclesia se esse confidit? |
Это значит: | |
Все другие апостолы были одинаково с Петром одарены почетом и властью; но начало идет от единства, чтобы Церковь Христова оказалась единой. | Все другие апостолы были наравне с Петром одарены почетом и властью; но начало идет от единства и первенство дано Петру, чтобы оказалась единая Церковь Христова и единая кафедра. |
Кто не придерживается единства Церкви, единства разве может думать, что имеет веру? | Кто не придерживается этого единства Церкви, разве может думать, что имеет веру? |
Кто сопротивляется и противодействует Церкви, разве может утверждать, что принадлежит к Церкви? | Кто сопротивляется и противодействует — Церкви, кто покидает кафедру Петра, на, которой построена Церковь, разве может утверждать, что принадлежит к Церкви? |
Итак, из подделанного сочинения Киприана можно доказать только, что Петр стоял во главе других апостолов и основал кафедру, — но что он основал ее в Риме, этого даже подделанный текст не говорит, из истинного же видно, что апостолы были равны и положением, и властью, и что Петр дал начало Церкви. Каким образом он дал его – этого Киприан не говорит, но об этом уже говорит 2 глава Апостольских Деяний, т.е. первой проповедью в Иерусалиме о Христе, едином основании Церкви. Киприан доказывал единство Церкви на основании единства епископата, а не папства.
Другие подделанные с той же целью документы суть так называемые “Псевдоклементины”. Это – сочинения, происхождение которых приписывается римскому епископу Клименту, умершему в 100 году после Рождества Христова, как-то: 1) “Clementina seu Ноmiliае Clementinae”, 2) “Recognitiones Clementinae”, 3) “Epitome de gestis Petri”, 4) “Constitutiones et canones Apostolorum”.
Труланский собор в 692 г. признал подлинными только “Canones Apostolorum”, “constitutiones” же “apostolorum” и другие, приписываемые Клименту, сочинения признал поддельными. Несмотря на то, римская Церковь основывает на этих документах свои утверждения о существовании в апостольские времена церковной иерархии, постов, безбрачия, посвящения священников, возвышения Петра над другими апостолами и основания им кафедры в Риме.
Достоверным сочинением Климента является его послание к коринфянам, в котором он склоняет их к согласию и послушанию начальникам. Это именно послание опровергает все позднейшие приписываемые ему уверения о первенстве папства. Послание это написано не от имени папы, но от имени всего римского собора, что доказывает, что Климент не считал себя непогрешимым папой и поэтому не приказывал коринфянам, но просил и увещевал их, приводя примеры согласия из Ветхаго и Новаго Завета.
После поддельных “Клементин” появились Исидоровы декреталии. На этом основании мы решительно утверждаем, что все ссылки папистов на древние рукописи римского происхождения, т. е. сохраняемые в римских архивах, не заслуживают доверия, так как все эти документы могут быть фальшивыми. Равным образом постановления и утверждения римских соборов, в которых не принимали участия епископы восточных церквей, не имеют никакого значения в истории христианской церкви.
Что же касается других доказательств, как, напр., кресла св. Петра, показываемого в Риме, то для таких механиков, к каким принадлежит товарищество римской курии, для которого не составило затруднения выдумать исхождение Св. Духа от Сына, чистилище и папскую непогрешимость, равно как и предсмертный вздох св.Иосифа, сохраняемый в перчатке Никодима, не трудно было найти старое кресло и другие предметы, будто бы принадлежавшие св.Петру, во время его вымышленного епископства в Риме.
Что в первые века христианства в Риме не было епископов, это мы видим из того, что тотчас же по смерти Иисуса у евреев появилось семь различных обществ или сект: фарисеи, саддукеи, ессеи, иудаики, терапевты, ученики Иоанна и ученики Христа; они вели далее между собою свои домашние и нелепые споры. Первые христиане отличались единственно названием братьев, святых, верных; все они были бедны, кротки, необразованны, работали собственноручно, как поденщики, для своего пропитания. Апостол Павел признается, что зарабатывал на прожитие, делая палатки. Св.Петр воскресил свою портниху Дарью, которая шила одежду для братии. Собрание верных происходило в Иоппии в доме кожевника по имени Симон как об этом свидетельствует 9 глава Апостольских Деяний.
Как, однако, далеко от такой скромности до тройной короны: как далеко от этого состояния нищеты до абсолютной власти над Римом и Италией, до раздавания корон и господства над всей Европой, частью Африки и Малой Азией!
Эти сектанты тайно разбрелись по Греции, а некоторые отправились в Рим, замешавшись среди евреев, которым римляне позволяли содержать синагогу. Они не отделялись от евреев, соблюдали обрезание и пятнадцать первых епископов Иерусалима были обрезанными.
Только около 60 года нашей эры христиане начинают отделяться от евреев. Это именно и навлекло на них столько гонений со стороны римских, греческих и азиатских еврейских общин. Они были обвинены в атеизме своими братьями – евреями, которые троекратно их проклинали в субботние дни.
С течением времени на Востоке образовалось несколько Церквей, и христиане совершенно отделяются от евреев. Тем не менее это отделение не было известно римлянам, так что еще долгое время римляне считали их одним сборищем, имеющим несколько разнящиеся обряды и празднества. Римляне одинаково презирали как одних, так и других, но по своей знаменитой во всем мире терпимости переносили их заблуждения до тех пор, пока они не начали нарушать установленный законами порядок; когда же те невежественные сектанты стали причинять им хлопоты, оскорблять римских богов, уничтожать их изображения, тогда префект отдавал некоторых ликторам на смертную казнь.
Христианство, не считая Палестины, утвердилось прежде всего в Греции, где должно было бороться с новой еврейской сектой, так называемой сектой философов, которая народилась благодаря их долгому общению с греками; это была секта гносов или гностиков. Все эти секты пользовались неограниченной свободой в деле проповедования, собеседования и писания, но уже во времена Домициана христианская секта делается в глазах правительства подозрительной. Они совершали свои обряды в уединенных домах, погребах, подчас ночью; то, что теперь называется обедней и совершается утром, было у них вечерней, совершавшейся вечером.
Еремия и Евсевий рассказывают нам, что когда Церкви приняли определенную форму, можно было отличить пять отдельных степеней: смотрители душ, впоследствии епископы; старшие в общине – позднейшие священники; прислужники или диаконы; верующие или удостоенные таинства, т.е. окрещенные, которые принимали участие в вечерних собраниях; наконец, катекумены (изучающие катехизис) и енергумены (оглашенные),. ожидающие крещения; все они носили обыкновенное платье и никто не был принуждаем к безбрачию.
Об этом свидетельствует книга Тертулиана, посвященная им своей жене; это подтверждает пример апостолов.
Когда число этих непримиримых сектантов значительно увеличилось и многие из них явно восстали против религии римского государства, должностные лица начали карать нарушителей общественного спокойствия. Однако, скрывавшиеся в своих синагогах евреи, которых правительство считало отделившимися от назареян и галилеян, не были преследуемы. Им было разрешено исполнение обрядов своей религии, хотя сенат и не санкционировал этого. Но христиане объявили себя врагами всяких других исповеданий, особенно государственного, за что неоднократно были наказываемы законом. Ориген в своей 3 книге против Цельза говорит: “Мало христиан приняли смерть за веру”.
Следует затем заметить, что греческие и сирийские Церкви были учреждены ранее других и что Восток поучал Запад. Нет ни одного, даже самого незначительного, доказательства в пользу того, что Петр проживал в Риме, зато имеем их тысячи в пользу того, что он долгое время жил в Сирии и углублялся даже в Вавилон. Павел происходил из Тарса в Киликии; все его труды написаны по гречески; все отцы первых четырех веков были греками или африканцами, или же сирийцами; все названия, употребляемые в римской церкви, свидетельствуют еще о своем греческом происхождении: Церковь, крещение, литургия, литания, символ, евхаристия, епифания (праздник Крещения), епископ, священник, диакон, — все убеждает, что восточная Церковь есть мать западной Церкви
Первые три века христианства, до Сильвестра- Руфина, сохранялось предание, что римская кафедра была основана и устроена стараниями апостолов Петра и Павла. Церковные писатели Ириней и Тертулиан, говоря об апостольском наследии в Риме, не разделяют этих двух апостолов, не признают первенства Петра перед Павлом и не выказывают никакой склонности к признанию епископом наследия исключительно Петра или Павла, называя это наследие единственно апостольским. Даже Евсевий, говоря о первых апостольских преемниках в Риме, пишет: “после мученической смерти Павла и Петра, первый, на которого пал жребий епископства римской Церкви, был Лин. 0 нем вспоминает Павел в письме, писанном из Рима” и т. д6.
Только в IV веке, благодаря влиянию пап, личность основателя Римской Церкви Павла отходит на задний план, устраняется также из понятий западных христиан и, наконец, почти совсем забывается, апостол же Петр ставится на первое место, и основание и устройство Церкви приписывается исключительно ему. В продолжение более чем 6-ти веков ни один из епископов Рима не был причислен к отцам Церкви и даже к известным авторам, — тогда как, наоборот, Тертулиан, Ориген, Климент из Александрии, Киприан, Юстин, Афанасий, Ириней, Евсевий, Жером, Августин наполняют своими трудами Малую Азию, Африку и Восток.
В первом веке вовсе не было особой епископской кафедры в Риме. Апостолы были заточаемы в тюрьмы, их преемники скрывались где придется, а скитаясь по деревням, погребам, чердакам, — были еще далеки от обладания епископской столицей и от главенства над унижающимися королями.
Из письма, написанного к Веру в 143 году священником Пием I, причисленным к папам, мы узнаем, что христиане в то время не имели еще в Риме ни святых, ни алтарей, они собирались и отправляли богослужения в домах, принадлежавших новообращенным, и — как замечает Пий в своем письме, — дом сестры Евпопеи служил им для этой цели.
В другом письме, писанном к Юсту, он уведомляет его, что христиане вооружились против законов, что их преследовали и что секта находится еще в нищете, так как говорит: “Бедный Сенат Иисуса Христа, утвердившийся в Риме, приветствует тебя”7.
Ориген, — Афенагор, Феофил, Юстин, Тертулиан утверждают, что первые римские христиане не имели храмов и алтарей.
Правительство отказало некоторым в разрешении строить храмы. Выдержка из сочинения Минуция Феликса, жившего в III столетии, обстоятельно убеждает в этом. Он говорит римлянам:
“Putatis autem nos occultare, quod colimus, si delubra et aras non habemus? Quod enim simulacrum Deo fingam cum si recte existimus sit Dei homo ipse simulacrum? Templum quod si extruam, cum homo latius maneam, intra unam ediculam vim tantae majestatis includam? Nonne melius in nostra dedicandus est mente? In nostro imo consecrandus est pectore?” (Вы думаете, что мы скрываем то, чему поклоняемся, потому что не имеем храмов и алтарей? Но какое же изваяние Бога должны мы сделать, если человек сам есть изваяние? Какой храм мы должны Ему воздвигнуть, если мир, Его творение, не может Его объять? Как поместить могущество такого величия в жалком строении? Не лучше ли воздвигнуть Ему храм в сердце и мыслях наших?).