Часть II. Глава I. Киевская Русь
1. Русь до Крещения
По данным историка С.М.Соловьева
Неточность западных историков, писавших о возникновении и распространении христианства на земле, где позже образовалась Российская империя, а также антицерковные сочинения советских авторов принуждают нас начать с краткого обзора до-Владимирской эпохи.
Равнины, с глубокой древности населенные скифами и сарматами, а затем разными славянскими племенами, с III в. н. э. подверглись нашествиям германских и азиатских кочевников, стремившихся в Европу. Там чередовались самые разнообразные народы: готы, гунны, авары, угры, хазары, печенеги, половцы и, наконец, в XIII в. — татары. Влияние, ими оказанное на завоеванные края и их население, зависело от степени культурности самих завоевателей. Судя по недавним исследованиям проф. Н.Т.Беляева, опубликованным в “Кондаковских Сборниках”, немалый след оставили готы. Их историк Иорнанд (VI в.), описывая могущество короля Германариха (350-375), замечает, что ему были подвластны почти все народности, населявшие тогда Европейскую Россию, а именно: венды, анты, языги, роксоланы, эсты, финны, черемисы, мордва, меря, пермь, весь и чудь.
Первоначально выходцы из Скандии (Скандинавии) — готы — заселили южное побережье Балтийского моря, затем прошли до Черного моря и Дона, где они разделились на вестготов, или тервингов (“жителей лесов”), и остготов, или грейтунгов (“степных жителей”). Остготы обосновались на востоке от Днестра и заняли Крым. Любопытно, что южная часть Крыма, между Балаклавой и Судаком, до XVI в. называлась Готией и ее жители долго сохраняли свои традиции и православную веру, находясь под татарским владычеством. Греческие миссионеры, давно проникшие в древнейшие азиатские колонии в Крыму, преуспели в проповеди среди готов и основали там епархию, подчиненную Константинопольскому патриарху, о чем свидетельствовал еще в VI в. греческий историк Прокопий, написавший историю готских племен. Готские епископы, затем митрополиты, всегда оставались в юрисдикции Византийской Церкви, даже после падения столицы в XV в.
Памятники готского искусства (золотые и серебряные уборы, пряжки, оружейные оправы, знаки отличия и т.д.), изображавшие преимущественно зверей и птиц и относившиеся к IV-VI в., были найдены на Кубани, в Крыму и на берегах Черного моря. Проф. Беляев, отмечая влияние готов на развитие западноевропейской культуры, колыбель их искусства считает южнорусскую равнину, откуда эти завоеватели Европы перенесли его в Галицию, Италию и Испанию. Готское искусство, несомненно, оказало влияние на древнеславянское. Готское государство было сметено нашествием тюрко-монгольских орд гуннов, которые за время непродолжительного пребывания на юге России оказали известное влияние на славян в области военной организации.
Наконец, хазары, появившиеся в VII в., заслуживают больше внимания, ввиду их крупной роли в истории Древнейшей Руси. Про этих тюркских кочевников впервые упоминают византийские историки в 626 г., именуя их “восточными турками”, тогда как арабский писатель Эбн-эль-Этир считает хазар племенем скифского происхождения,родственным грузинам. Несомненно, в хазарской государственности находились не только тюркские, но и арабские, византийские и иудейские элементы.
Хазары были первоклассными торговцами и, основав свое царство, они наладили торговые пути между Европой и Азией, причем приложили все старания для того, чтобы оберегать их от степных кочевников. Покорив славянские племена вятичей, северян, радимичей и полян, хазары занялись внутренним устройством своего государства, которое простиралось от Буга до Урала. Вытеснив волжских болгар к Каме, хазары обложили их данью, как крымских готов и славян. Расположенные по торговым путям в Азию, хазарские города играли роль не только сторожевых постов, но и рынков, где встречались арабские, греческие и болгарские купцы; хазары возили в Болгарскую столицу на Волге, болгары — свои товары, главным образом, серебряную утварь в обмен на шкуру и меха, доставаем ые болгарами от финских северных звероловов. Таким образом, хазарские торговые центры: Саркель (Белая Вежа) на Дону, Семендер на Кавказе, столица Итиль на Каспийском море (прозванном арабами Хазарским) приобрели крупное экономическое и культурное значение.
Надо сказать, что хазарская династия ханов, или “каганов”, и их аристократия с VIII в. исповедовали иудейскую религию, которая с первых веков распространялась в ряде восточных государств от Йемена до Абиссинии посредством широкой миссии, и Хазария являлась северным звеном иудаизма. Византийские историки пишут о столице полян — Киеве, называя его хазарским именем Самбат. Хазарское влияние настолько укрепилось там, что, как свидетельствуют летописи, киевские князья и св. Владимир продолжали носить хазарский титул “кагана” после падения хазарского владычества. Хазары оказались прекрасными организаторами и наладили управление своего государства, разбив его на территориальные общины, с которых взимали дань ханские наместники — “тудуны”, назначенные в главных городах, например, в Киеве1. Эти тудуны позже стали вроде удельных князей, подчиненных ханскому авторитету. Общины устраивались по принципу самоуправления, причем, там впервые оказался введенным для решения общих дел вечевой порядок, вскоре распространившийся повсюду у русских славян.
Хотя правящий хазарский класс и исповедовал иудаизм, народ преимущественно держался магометанства, но были и язычники, а впоследствии и христиане, т.к. хазары постоянно соприкасались в торговле с арабами и греками, знакомясь одновременно с Православием и исламом. Кроме того, как мы видели, в Крыму с древних времен существовали православные епархии, зависящие от Константинополя. Надо сказать, что к своим магометанам и к языческим славянским племенам каганы проявляли большую веротерпимость.
В середине VIII в. греки уже настолько сблизились с хазарами, что сын императора Льва III Исавра, Константин, прозванный Копронимом (741—775), женился на дочери хазарского кагана, принявшей Православие под именем Ирины. Их сын, в свою очередь, царствовал в Византии — Лев IV Хазар (775— 780). Напомним, что этот период церковной истории печально ознаменован был, во-первых, зарождением в Византии иконоборческой ереси, которой положил начало отец Константина V, Лев Исавр. Во-вторых, на Западе этим воспользовались папы, чтобы политически отделиться от Византии, приняв как дар франкского короля Пигина Короткого принадлежавшие императору Равенский экзархат и Пентаполис благодаря чему римские епископы, начиная со Стефана II (752—757), сделались государями “церковных штатов”, т.е. средней Италии и Римского герцогства. В Хазарии брак Ирины не остался без последствий.
Когда иконоборческая ересь была изжита и осуждена VII Вселенским Собором, в Византию прибыло в 858 г. хазарское посольство, радушно принятое императором Михаилом III (855— 867) и знаменитым патриархом Фотием2. Хазарские каганы, видимо, тяготились уже своей иудейской верой, понимая ее несовершенство по сравнению с греческой; кроме того, западные миссионеры, присланные из Германии императором Людовиком I (814—840), не встретили успеха в славянских странах3, но побудили хазар, помнивших об Ирине, обратиться к Византийской Церкви.
Ханские послы стали просить императора прислать к ним какого-нибудь ученого мужа для того, чтобы ознакомить народ хазарский с истинной верой, т.к. каган и его приближенные этого искренно желали. По совету патриарха Фотия, в Хазарию был отправлен ученый философ Константин и брат его Мефодий, будущие святые Кирилл и Мефодий, просветители славян.
По примеру хазар, немного позже, не желая принимать христианство от западных миссионеров, к патриарху Фотию обратился Болгарский князь Борис. Он и его народ благодаря усердию греческих проповедников принял крещение в 863 г., причем преемником Бориса, нареченного Михаилом, был сам император.
Святые братья, тем временем, начали свою проповедь на юге России. Около трех лет пробыли они у хазар, пользуясь благосклонностью кагана. Они изучили досконально хазарский язык, одновременно ознакомившись и со славянскими наречиями, что облегчило их труд по составлению славянской азбуки. Около полугода прожили они в городе Херсонесе (Корсунь), древней греческой колонии, находившейся в окрестностях теперешнего Севастополя. Там они открыли 30 декабря 861 г. мощи св. Климента, папы Римского (91-100), умученного в Крыму в первые века христианства. Многие хазары и язычники крестились, а каган, убедившись в добродетелях братьев, завязал с ними самые дружеские отношения. При дворе всякий оказывал им особый почет, что, конечно, благоприятствовало их проповеди. По их просьбе, каган разрешил всем своим подданным свободно креститься в православную веру, тогда как проживающим в Хазарии грекам он запретил переходить в ислам и иудаизм. Желая поддерживать выгодный ему мир с Византией, каган объявил святым Кириллу и Мефодию, что он освободил от неволи многих греческих пленных. Разумеется, такие мероприятия не замедлили дать самые хорошие результаты и многие “тудуны” крестились.
К сожалению, проповедь братьев, которая при их способностях могла бы на целое столетие приблизить крещение Руси и привлечь к Церкви язычников-славян, преждевременно прервалась. Дело в том, что в 862 г., по примеру хазар и болгар, в Константинополь приехало еще посольство от Моравского князя Ростислава и племянников этого славянского государя, Святополка и Коцела, удельных князей Моравии. Эти западные славяне с 855 г. порвали сношения с властным Германским императором, желавшим их поработить, и с тех пор воевали за свою независимость с немецкими феодалами. Князья и народ вся чески противились проповеди латинских миссионеров, насильно насаждавших среди них христианство, следуя в этом примеру императора Карла Великого, крестившего саксонцев огнем и мечем. Моравы не желали, кроме того, молиться на непонятной для них латыни и, чтобы избавиться от немцев, решили просить императора Михаила III и патриарха Фотия об оказании им содействия. Послы обратились к императору следующим образом: “Земля наша крещена, а нет учителя, который бы наставил нас и научил и сделал для нас понятными Божественные книги, потому что мы не разумеем греческого языка, ни латинского. Пошлите к нам учителей, которые истолковали бы нам книжные словеса и смысл их, потому что из Вашей земли во все стороны исходит и распространяется добрый закон”.
Император и патриарх согласились помочь моравам и отправили в Велиград свв. Кирилла и Мефодия, воспользовавшись их пребыванием в столице. Этот выбор объясняется тем, что в Хазарии свв. братья, как было сказано, усвоили славянский язык и изучили быт славянских племен. О деятельности этих апостолов мы рассказали в I части, как и о вражде к ним со стороны латинского духовенства и немецких принцев. Добавим, что, уезжая из Корсуни, свв. братья увезли с собой в Константинополь найденные ими мощи св. Климента, кроме головы мученика. Когда в 867 г. они были приглашены в Рим папой Адрианом II, одобрившим их труды, они подарили ему эти мощи, которые были положены в церкви, посвященной св. Клименту. Голова же св. мученика стала на Руси величайшей святыней.
Вслед за хазарами, болгарами и моравами,в 871 г. к греческому императору обратились сербы, в свою очередь, прося греческих проповедников.
Благодаря азбуке, составленной свв. братьями, и их переводам Св. Писания и богослужения на славянский язык, западные и восточные славяне присоединились к Православию. Эти переводы на народный язык позволили им глубже и сильнее восприять христианскую веру, чем в западных государствах, подчиненных Риму, где подобные переводы стали запрещаться и постепенно вводились различные новшества, в конце концов приведшие Церковь к римской схизме XI в. Для славян Православие стало фундаментом славянского быта и национального развития, а во время многовекового турецкого ига — силой и поддержкой в несчастии.
Для Велико-Моравской державы невзгоды начались весьма скоро: в 907 г., после битвы при Пресбурге, это славянское государство пало и римские проповедники стали всемерно вытравлять там православные обычаи, и латынь заменила переводы, сделанные свв. Кириллом и Мефодием.
Вернемся к хазарам. Пока эти талантливые коммерсанты богатели и расширяли свои торговые операции, с Востоком и с греками, на севере укреплялись выходцы из Скандинавии — варяги, родные братья норманнов, обрушившихся на Европу в IX в., а в XI в. завоевавших Англию. Обложив данью север, варяги спустились на юг и завладели Киевом, освободив полян от платы дани хазарам.
Среди славянских племен эти пришельцы стали называться “русью” или “варяги-русь”, как их именуют древние летописи. Греческие историки прозвали “русью” народ, живший у Черного моря, в составе которого были и славяне и норманны (акад. Платонов). Это название за ними и осталось за территорией, где проживали эти племена.
В 860 г. варяжские князья Аскольд и Дир сделали из Киева нападение на Византию, но были отбиты. Варяги все теснее и теснее сближались со славянами, которые стали рассматривать их как сожителей то мирных, то враждебных, причем с точки зрения развития и те и другие стояли на приблизительно одинаковом уровне. Они вместе торговали с Византией, пользуясь водным путем “из варягов в греки” (т.е. от Финского залива до Черного моря). Постепенно славяне, пользуясь миролюбием хазар, стали в их землях основывать большие колонии, где заодно с варягами они учились торговать с греками, болгарами, арабами и т.д. Северные славяне со своей стороны стали распространяться среди финских племен и основали в их земле свои города, напр.: Ростов, Муром и др.
На северо-западе ильменские славяне издавна владели крупнейшим торговым центром — Новгородом, который благодаря своим водным путям в VIII в. был уже известен и у немцев, и у арабов, и у греков. Новгородские славяне оказались достаточно сильными, чтобы отказаться от платежа дани варягам и даже выгнать их из своих пределов. Однако им же, по словам летописи, принадлежала инициатива приглашения в 862 г. варяжских князей, которым славяне обязаны своим объединением в одно государство и независимостью.
Недавно стало известным сочинение арабского историка X в. — Ибн Хаукаля, в котором он описывает свержение Русью хазарского владычества, указывая на разделение Руси на три области: Куяба (Киев), Славия (Новгород) и Артания (Тмутаракань). Эти области являлись на самом деле тремя крупнейшими культурными центрами русских славян в IX в. Тмутаракань у Азовского моря (по-гречески—Таматарх?) — нынешняя Тамань — образовалась из областей, находившихся между Кубанью и Доном, и с начала VIII в. там осели славяне, варяги, готы, хазары, греки и кавказские племена. Основным занятием этого смешанного населения, в котором главную роль играли русские, была торговля, преимущественно с Византией. Православная вера проникла туда гораздо позже, чем в Киев. Таковы были в ту эпоху главные очаги русской национальной интеграции.
В Византии зорко следили за развитием Руси. Патриарх Фотий, мужество и энергия которого немало способствовали удачному сопротивлению греков напавшим на столицу “россам”, не удовольствовался посылкой к хазарам свв. Кирилла и Мефодия. Просчитывая будущее значение Киева, он просил императора после подписания мирного договора с варяжскими князьями Аскольдом и Диром отправить и туда опытных проповедников.
Император согласился и послал в Киев епископа Алексия и двух священников — Афанасия и Кирилла (ставшего потом епископом Катанским в Сицилии). Проповедь их так подействовала на князей, что они приняли крещение в 865 г. вместе с одним хазарским князем и многими киевлянами. Греки основали в Киеве первую церковь во имя св. пророка Илии. Однако росту Православия в Киеве еще мешали немалые препятствия.
Варяжский князь Олег, родственник умершего в Новгороде Рюрика и опекун сына его Игоря, решил оставить эту первую варяжскую столицу и двинуться на юг. Покорив кривичей, взяв Смоленск и Любеч, Олег с Игорем завладели Киевом. Объявив князей Аскольда и Дира самозванцами, т.к. они самовольно оставили Рюрика, при котором были простыми дружинниками, Олег предал их казни.
Киев, с его красотами и многоводным Днепром, настолько понравился князю, что он сделал его столицей вместо Новгорода, назвав “Матерью городов русских” (882 г.). Ввиду того что Олег и славяно-варяжская дружина его поклонялись идолам, православная вера долгое время должна была остаться религией меньшинства.
Тем временем проповедь у хазар не прекращалась. На знаменитый Собор в Св. Софии (879-880), оправдавший св. Фотия и подтвердивший неприкосновенность Символа веры, из русских земель прибыло четыре святителя: архиепископы Лука Воспорский, Павел Херсонский и епископы Ваанес Тмутараканский и Павел Зикхийский (Зикхия находилась на юго-восток от Новороссийска).
Олег предпринял объединение под своей властью русских племен, которых он освободил из-под хазарского владычества. Хазария, увлеченная торговлей, неожиданно столкнулась с шедшими с Востока страшными кочевниками — печенегами. На борьбу с ними хазары мобилизовали все свои силы, чем воспользовался Олег для освобождения русских племен. Преуспев в этом, князь построил на восточных границах своих владений ряд городов-крепостей. В 907 г. он напал на Константинополь и разорил окрестности столицы.
Греки поспешили запросить мира, дали Олегу богатый откуп и заключили с ним выгодный торговый договор, подтвержденный в 912 г., благодаря которому наладились регулярные сношения между Киевом и Византией.
В 911 г. основана была Аланская епархия для крещения в православную веру алан, предков теперешних осетин, кочевавших в X в. между Волгой и Доном. Греки назначили к ним первым епископом Петра4.
Тем временем угроза печенегов русским землям все увеличивалась. Летописцы относят первое их появление к 915 г., когда в Киеве правил Игорь. Хазарское царство постепенно расшатывалось. Арабский писатель Мисхавейки описывает набег русских на берега Каспийского моря и их поход по реке Куре на Азербайджан в 943—944 гг., а Ибн-Хаукаль со своей стороны говорит о появлении русских дружин на Волге. Эти экспедиции отправлены были Тмутараканской Русью.
Князь Игорь дважды ходил на Царьград, причем во втором походе принимали участие и печенеги, с которыми он примирился. При заключении договора между греками и Игорем в 915 г. следует упомянуть о любопытном эпизоде: греческие послы, прибывшие в Киев, присягали в церкви св. Илии, а Игорь и его языческие друзья клялись Перуном, полагая к ногам этого идола свои щиты и мечи. Из этого можно заключить, что Игорь не разрушал церквей и относился к Православию терпимо.
Об его супруге, св. княгине Ольге, наш древний летописец — преподобный Нестор пишет: “Она предшествовала христианству в земле нашей, как утренняя заря пред светом полуденным. Как луна в нощи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь. Ее славят все сыны русские, видя ее лежащую в теле”.
Св. Ольга стала первой христианкой в роде Рюрика. В 957 г. она поехала в Константинополь и крестилась при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе св. Полиеакте, получив имя Елены в честь супруги императора Константина. Об ее приезде с племянником, послами, гостями и переводчиками и об оказанном им приеме пишет император Константин Багрянородный в своей книге “Об обрядах Византийского двора”. Еще до крещения Ольга была расположена к православной вере, но не желала креститься в Киеве, опасаясь язычников. Вернувшись в Киев, она пыталась убедить сына своего князя Святослава последовать ее примеру, но тот ответил, что “дружина его станет над ним смеяться” и, по словам летописца, сердился на мать.
Историк С. Соловьев приводит любопытный случай хитрости Киевских варягов, современников Ольги. В западных летописях говорится, что послы Ольги, княгини Русской, крестившейся в Константинополе, Отгон прислал на Русь епископа Адальберта, который, однако, был изгнан с бесчестием5. Оказалось, что эти послы- варяги, учитывая ревность Оттона к распространению веры, попросили западных миссионеров лишь для того, чтобы при императорском дворе получить для себя богатые дары! Княгиня Ольга, разумеется, вовсе об этом их не просила, и Соловьев приводит текст латинской летописи, свидетельствующий об обмане, а также подтверждающий факт крещения св. Ольги в Константинополе: “Послы Елены, княгини Русской, которая при Константинопольском императоре Романе была крещена в Константинополе, просили, обманно, как оказалось потом, у короля епископа и священников для своего народа”.
Св. равноапостольная княгиня Ольга скончалась в 969 г. и была погребена по христианскому обряду. Мощи ее св. Владимир перенес в Десятинную церковь в Киеве. В “Кондаковском Семинарии” В.А.Мошин приводит любопытный исторический документ, а именно: “Записку готского топарха”. По ней следует, что крымские готы, под влиянием русских соседей, не входивших в состав Киевской Руси, обратились с жалобой на хазар к “могущественному государю Севера”. В.А.Мошин доказывает, что, во-первых, соседями являлись тмутараканцы, а во-вторых, что государем Северным был Святослав, так как астрономические указания “Записи” совпадают с рассказом летописца о подготовке похода Святослава на хазар в 964 г.
Киевский князь, покорив вятичей на Оке, разгромил хазарское государство, взял их главные города Саркел и Итиль, а затем победил камских болгар после сдачи их столицы Болгары. Таким образом, Киевскому государству подчинились все восточные области, в которых раньше господствовали хазары. Одновременно к Киеву присоединилась и Тмутараканская Русь, управлявшаяся до тех пор самостоятельно. От прежнего хазарского государства оставался лишь клочок земли в Крыму: от Керчи и Перекопа до Калки (теперешняя р. Кальмиус) по берегам Азовского моря. В 1016г. греческий полководец Мелиссен с помощью русского князя Тмутараканского Мстислава окончательно уничтожил Хазарию. Последний каган — Георгий Цул, христианин, скончался в Византии, а Киевские князья приняли титул “кагана”.