Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

2. Католическая церковь в Англии до Реформы. Генрих VIII и англиканство

В конце XIV в. церковь в Англии влачила весьма жалкое существование. Как и их континентальные собратья, английские епископы больше уделяли времени своим имениям и придворной жизни, нежели пастве. Поэт Лэнгланд сетует, что в его время было чересчур много епископов без епархий, обогащавшихся за счет священников, и замечает по этому поводу, что, отдавая кесарю кесарево, а Божье — Богу, следует, однако, не забывать, что Бог выше кесаря… В ту пору в Англии боролись два течения: сторонников папоцезаризма, введенного Григорием VII, и последователей евангельских добродетелей, проповеданных Франциском Ассизским. Приходские священники проживали в страшной бедности; многие принуждены были сдавать свои дома, а самим жить вне приходов. Кроме того, странствующие монахи обирали прихожан, совершали самовольные требы, чем отнимали хлеб у священников. Эти монахи стали позже выдавать себя за “прощальников”, якобы уполномоченных папой отпускать грехи тем, кто у них купит мощи. В общем, шарлатанство процветало в Англии в той же мере, что и в других странах. Особенно поражает оригинальная деятельность архидиаконов, состоявших при епископских дворах, блиставших роскошью, по описаниям современников Чоусера, Лэнгланда и др. Архидиаконы эти имели право суда над всяким особо провинившимся грешником, особенно прелюбодейцем. Дабы избежать их суда, миряне откупались от налагаемых на них постов, паломничеств и т.д. крупными суммами, поступавшими в казну епископа. Постепенно эта практика вошла в моду и богатые просто вносили архидиакону “годовой абонемент”, чтобы их оставляли в покое… На этой почве, естественно, возникли крупные скандалы, шантажи и прочее. Богослов Виклеф (1320—1384) (см. гл. IV, §3) резко осуждал такую торговлю грехами

Со времени Иоанна Безземельного короли стали относиться недоверчиво к церковным судам и к папским вмешательствам. В 1353 г. Эдуард III издал закон “Прэмунире” (“Предупреди”), приравнивая к государственной измене всякое обращение его подданных за границу с целью вмешать чужестранцев в английские дела, будь то политического или церковного характера. Этот закон был по существу той же предохранительной мерой против папоцезаризма, коей во Франции явилась “Прагматическая Санкция”. Виклеф задался целью добиться своим авторитетом реформы английской церковной жизни, видя, что папы, враждовавшие тогда между собой, не были на это способны

Виклеф был человеком строгих нравов, типа впоследствии возникших пуритан, и слыл за лучшего профессора богословия в Англии, где он преподавал в Оксфорде. В своем известном труде “De Domino divino” (“О Божественном Господе”) Виклеф проповедывал, что спасение возможно лишь через добрые дела, а не посредством таинств. Как и Лютер, он еретически учил о догмате Евхаристии, признавая “консубстанцию”, а не “транссубстанцию”. Желая оздоровить церковную жизнь, он считал, что следовало отобрать у Церкви ее богатство и вернуть духовенство к первобытной нищете и подвижнической жизни. Рим осудил еретические писания Виклефа и отлучил его от Церкви. Тогда Виклеф объявил, что он отвергает папский авторитет, и стал учить, что Библия (которую он перевел с латыни) является единственным источником истины. Несмотря на его отлучение от Церкви, произнесенное в 1382 г., Виклеф до самой смерти остался во главе Лутервортской школы и авторитет его был настолько велик, что никто не посмел его тронуть. Учеников своих он приучал к бедности и к аскетизму, на манер францисканцев. Их прозвали “лоллардами” или бедными священниками; особенным уважением пользовались они в народных массах и даже среди рыцарей им оказывался почет. Слава Виклефа как богослова и реформатора распространилась в других странах, особенно в Чехии, где он оказал большое влияние на образование гуситской церкви, о которой мы упоминали выше

Англичанин Вильгельм д’Оккам (t!347 г.) был также горячим сторонником возврата к жизни по Евангельским заветам. Он был богословом Парижского университета и учеником Дунса Скотта. Во время вражды папы Вонифатия VIII с Филиппом Красивым (см. гл. IV, §3), Оккам был ревностным защитником соборного принципа. В 1322 г. он резко осудил деспотические притязания Авиньонского папы Иоанна XXII. В Англии он занимал должность “провинциала” ордена францисканцев. В Перузе Оккам и его приверженцы выступили против злоупотреблений папской властью. Будучи обвинен за это в ереси, Оккам вынужден был бежать в Мюнхен

В 1401 г. король издал закон “De heretico comburendo” (“О сожжении еретиков”), и начались гонения на всех противников Римской церкви, в особенности на “виклефцев”

В 1522 г. в Ковентри четыре сапожника, перчаточник, чулочник и некая вдова Смит были сожжены живьем за то, что посмели выучить своих детей читать по-английски “Отче наш” и “Верую”

Король Генрих VIII (Тюдор) (1509— 1547) бы л женат на вдове своего брата Артура, Екатерине Арагонской, дочери испанского короля Фердинанда II и тетке императора Карла V. Так как Церковь не разрешала таких браков, папа выпустил в 1503 г. особую буллу, объявляющую о том, что первый брак Екатерины был недействительным, как незавершенный; следовательно, Генрих мог на ней жениться вполне законно. Лев X возлагал большие надежды на молодого короля и на Англию. Он возвел в кардинальское звание главного министра Вольсей, которого назначил даже своим легатом в Англию, что было редчайшей честью. Вольсей жил на царскую ногу, имел огромное имение, более 400 слуг и 16 капелланов. Пользуясь дружбой Генриха, он не стеснялся открыто критиковать римский двор, его нравы и продажность своих собратьев-кардиналов. Король, заслуживший признательность папы за свой трактат против Лютера, тяготился тем, что Екатерина, вместо наследника, родила ему лишь дочь Марию, которую он мечтал сосватать Карлу V. Влюбившись в придворную даму королевы Анну Болейн, Генрих стал подумывать о разводе. Император Карл женился, тем временем, на португальской инфанте. Для того чтобы развестись, следовало доказать в Риме, что, несмотря на папскую буллу, брак с Екатериной все же не был действительным и мог быть аннулирован папой. Вольсей стал энергично распускать этот слух в Англии, заодно хлопоча в Риме. Неожиданно за бедную королеву вступился император, ее племянник, имевший большое влияние на папский двор. Папа очутился в щекотливом положении. Желая удовлетворить Генриха, он послать в Лондон кардинала Кампечио, чтобы вместе с Вольсей рассмотреть дело о разводе. Однако, императору удалось добиться, чтобы дело рассматривали не кардиналы, а сам папа, который и принял бы окончательное решение; император считал себя оскорбленным в лице своей тетки и прилагал все усилия, чтобы брак ее не был расторгнут в угоду Генриху. Узнав об этом, король разгневался на Вольсей, обвинил его, основываясь на старом законе “Премунире”, в государственной измене, ссылаясь на его звание легата папы: могущественный фаворит оказался в опале. На Генриха стал оказывать влияние архиепископ Кентерберийский Кранмер. Он толкал короля на развод, преследуя свои личные интересы. По его внушению, Генрих решил опросить университеты о действительности своего первого брака. Задаренные им предварительно Оксфорд и Кембридж высказались отрицательно, т.е. признали брак недействительным; то же ответил и Парижский университет, ненавидевший Карла V. Таковые же суждения король получил и из Италии: брак со вдовой родного брата не мог считаться действительным и сам папа не имел права разрешать Генриху жениться на Екатерине. Папский авторитет был сильно подорван этим королевским “референдумом”

Несмотря на то что симпатии народа были на стороне несчастной Екатерины, Кранмер, учитывая беременность фаворитки, тайно обручил ее с королем в январе 1533 г. На Пасху брак был обнародован, Анна коронована и папа отлучил короля Генриха от церкви

Главным советником короля стал Фома Кромвель. Это был простой мастеровой, рабочий шерстяной промышленности, ставший впоследствии одним из слуг кардинала Вольсей, которому он сумел понравиться. Ставши его фаворитом, он втерся в доверие к королю и стал его убеждать последовать примеру германских государей и порвать с Римской церковью в интересах Англии

Решившись на этот шаг, король сделал Кромвеля генеральным викарием церкви, лордом, рыцарем, бароном и, наконец, — графом Эссекским. Желая соблюсти законность, король созвал особый “парламент реформы”, который в течение семи лет занялся обсуждением и проведением в жизнь “чрезвычайных” законов, изобретаемых Генрихом и Кромвелем

Духовенство было обвинено в признании Вольсей в качестве папского легата и присуждено к уплате государству двух миллионов фунтов. Генрих был провозглашен “Протектором и Главой Церкви”, вследствие чего до наших дней английские короли законно возглавляют церковь Англии. Парламент, кроме того, законом запретил всякие апелляции в Рим, а также выплату папе каких-либо сумм; признав первый брак Генриха недействительным, парламент лишил всяких прав потомство Екатерины в пользу детей Анны

Все подданные были принуждены заявить под присягой, что они признают законность королевского развода и одобряют его второй брак. (Это не помешало Генриху казнить королеву Анну, после которой у него было еще четыре жены.)

Сделавшись высшим церковным и гражданским владыкой, с правами древних цезарей и пап, типа Гильдебранда Генрих, по своему усмотрению, занялся с помощью Кромвеля организацией церкви. Отделившись от католичества, англикане стали называть папу “римским епископом”, а “папистов” объявили изменниками своей церкви и главы ее, английского короля, что заслуживало смертной казни. Любопытно, что до сих пор закон этот не отменен

Поразительно, с какой покорностью священники и епископы английской церкви, существовавшей больше десяти веков, за редкими исключениями, изменили католичеству и примкнули к новой ереси. Не следует забывать, что католический же парламент послушно проголосовал все акты, узаконившие эту схизму с Римом

Несомненно, кроме природного стремления английского народа к самостоятельности, успеху англиканства содействовали, как и в Германии, распространение печатного слова, нравственный упадок римского духовенства и чрезмерное обогащение прелатов. Примкнув к англиканству, духовенство превратилось в государственных чиновников, что опять-таки привлекло много бедных приходских священников, до этого живущих почти впроголодь

Палата лордов, в которой заседали все епископы, в свою очередь утвердила королевские новшества, среди которых не менее заманчивой для клира была отмена безбрачия

Возникшие в некоторых местах беспорядки оказались вскоре подавленными и отказывающихся от измены папе — тут же предавали казни; некоторых монахов повесили, иных резали на куски. На папскую анафему Генрих ответил, что она его не касается, так как волей народа и парламента он сам сделался главой церкви. Внезапное отделение от церкви многомиллионного английского населения глубоко поразило Рим. Папа попробовал подговорить против Генриха европейских государей, но Карл V и Франциск I, нуждавшиеся в этот момент в союзе с Англией папу не поддержали

В течение пяти лет Кромвель ликвидировал более 1200 монастырских имений. Эта распродажа обогатила средний класс, скупивший церковное имущество и ставший, как во Франции после революции 1789 г., самым крепким оплотом правительства

Англиканская доктрина была первоначально близка к лютеранству. Однако Генрих, правильно учитывая консервативность своего народа, предпочел дать церкви своеобразный “национально-католический” характер. Вот почему она сохранила многие римские обряды. “Шестиглавый статут”, утвержденный палатой лордов, признал “транссубстанцию”, причащение под видом хлеба и обедню (“мессу”). Английский парламент унаследовал от папы… церковную непогрешимость

Постепенно в Англию стали проникать различные протестантские секты, особенно баптисты, анабаптисты и т.д., и Генрих преследовал их, наравне с папистами

Не углубляясь в последующую историю Англиканской церкви, которой пришлось пережить немало бурь, междоусобных войн и революций, укажем лишь католическую реакцию во время царствования старшей дочери Генриха VIII, “кровавой Мэри”, и не менее жестокие противомеры ее сестры Елизаветы, которая покорила и присоединила к Англии католическую Шотландию и, в лице ее несчастной королевы Марии Стюарт, отсекла главу католической оппозиции