Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

6. От Борджиа до Медичи

В 1492 году папой был выбран испанец Родриго Борджиа, сделавшийся Александром VI (1492—1503). Католический историк Пастор пишет об его избрании следующее: “Он купил наличными большинство кардиналов, поручившись, по своем избрани и, даровать богатые епархии и крупные доходы кардиналам Сфорза, Орсини, Колонна, Савелли, Паллависини, Мичиель, Склафенати и др… Избрание его состоялось благодаря неслыханным подкупам… На самую высшую церковную должность вступил человек, которого Древняя Церковь не допустила бы до самого последнего места в Церкви, из-за его распутной жизни” (Pastor. “Histoire des papes”, v. Ill, p. 255-258; Schweitzer. “Zur wahi Alexander VI”, “Histoire Jahrbuch”, 1909)

Борджиа принадлежал к знатной семье. Будучи от природы крайне невоздержанного нрава, еще кардиналом он имел от Веноции, жены Доминика Аристано, четырех сыновей и дочь Лукрецию, знаменитую своими любовными похождениями. Сын папы, Цезарь, не останавливался ни перед каким преступлением. Приревновав брата своего Иоанна к Лукреции, он приказал его убить и бросить в Тибр; так же расправился он и со своим зятем, убив его на глазах сестры

Семья Борджиа скоро наполнила Рим трупами отравленных и удавленных ею. Сам папа, предаваясь постоянным оргиям, мнил себя вселенским владыкой, государем, полубогом. Он приказал отчеканить монеты своего царствования с надписью: “Pontifex maximus” (высший первосвященник), принимая титул, носимый языческими императорами Рима. Горделивый и властный, Александр VI требовал всеобщего перед собой преклонения. Пользуясь престижем Рима в Испании и Португалии, он пожелал стать арбитром между этими государствами, соперничавшими в открытых их мореплавателями новых колониях. Взяв карту, папа поделил надвое заокеанские земли, определяя этим испанцам и португальцам их сферы влияния. В европейской политике, папа преследовал свои интересы и поддерживал то Фердинанда Арагонского, то французского короля Карла VIII, будучи одинаково презираем обеими сторонами. Полководец Фердинанда, Гонзальф Кордуанский, открыто заявил папе, что ему необходимо исправить свое собственное и своего семейства развратное поведение, т.к. своими пагубными нравами он позорил папство и религию. Папа не посмел ему ничего ответить (Флери. “История Церкви”, т. XXIV, с. 325)

Цезарь, Лукреция и папа непрерывно пировали в Ватикане. По приказу папы, врагам его семьи и соперникам-кардиналам нередко подносили чашу, отравленную “ядом Борджиа” (вероятно, мышьяком). Повсюду поведение папы осуждалось и служило великим соблазном для верующих

Во Флоренции приход войск Карла VIII вызвал падение семьи Медичи и создание демократической республики. Ее вдохновителем был доминиканский монах Иероним Савонарола, человек строгих нравов и блестящий оратор, проникнутый мистицизмом. Он составил для Флоренции конституцию, основанную на теократических принципах, примененных к демократии. Савонарола стал открыто порицать распущенность папского двора, требуя немедленных коренных реформ и угрожая папе низложением за допущение церковных беспорядков и заблуждений. Папа ловко подорвал доверие к Савонароле, используя для этого монахов враждебного ему ордена, вызвал народные брожения в городе и схватил проповедника. После долгих истязаний Савонарола был осужден инквизицией и сожжен 23 мая 1498 г., вместе с двумя товарищами. Имя его сделалось символом реакции против папского абсолютизма и разврата. Его память долго хранилась флорентийцами

Историк Портиглиотти пишет: “Этот папа, симониак, сладострастник, скептик, клятвопреступник, продавец архиерейских жезлов и кардинальского пурпура, жадный до преступления, развратный до инцеста — таков был человек, пославший на костер Савонарола”

Всякий, кто желал оградить себя от разных бед, спешил в Рим, дабы предоставить свое имущество папе. Александр VI — первый папа, объявивший, что он в силе отпускать грехи усопших и освобождать их души от мук “чистилища”

В отношении короля Франции Людовика XII папа вел хитрую политику, а король воевал с ним, с целью добиться церковной реформы. В конце концов, он вынужден был дать сыну папы. Цезарю Борджиа, титул герцога де Валентинуа. Со своей стороны, папа разрешил ему развод с королевой Жанной, объявив их брак недействительным. Это позволило Людовику, женившемуся на герцогине Анне, присоединить к Франции ее герцогство — Британию как приданое..

В 1503 г. папа и Цезарь задумали отравить разом четырех кардиналов, дабы присвоить их имущество. По ошибке они сами выпили приготовленное для своих жертв отравленное вино. Александр VI скончался, а Цезарь, успев вовремя принять противоядие, поспешил захватить папскую казну. Преемник его, Юлий II, занялся европейской политикой, будучи нрава воинственного. Он составил лигу для уничтожения Венецианской республики, но вскоре отказался от этого намерения, получив новые владения для своего государства

Ссоры папы с королем Франции Людовиком XII вызвали реакцию со стороны французского духовенства. Собравшись в Тур, оно постановило, что поскольку папа воюет и собирает войска для своих честолюбивых целей, то король имеет право воевать с ним, как со всяким другим государем, не страшась его духовного осуждения (Флери. “История Церкви”, т. XXV, с. 92- 94)

Как замечает Мишлэ, Александр VI явился венцом серии на редкость недостойных пап, из коих лишь один, Пий II (1458— 1464), составил исключение. Остальные же отличались своим развратом, бессовестным “непотизмом” и алчностью; они были готовы перевернуть весь свет, лишь бы сделать принцами своих незаконных детей

Павел II (1464—1471) собственноручно пытал римских академиков, заподозренных в ереси… платонизма, так как они хотели издать сочинения Платона; один из истязуемых умер на руках у папы-палача. Этот папа, желая поскорее обогатиться, решил не назначать больше епископов на вакантные кафедры, чтобы самому пользоваться их доходами

Дабы избежать выборов в архиереи, папы назначали кандидатов до того, как кафедры становились вакантными. Кафедры эти обычно назывались “бенефисами” (т.е. прибыльными местами) и назначенные на них кандидаты обязаны были ежегодно выплачивать Римской курии положенные суммы — “аннатьГ (аннум — год)

В 1466 г. девятилетний герцог Карл Бурбонский был выбран архиепископом Лионским, по уступке дяди своего, бывшего одновременно на этой кафедре и епископом города Пюи. Таковых примеров было множество..

Сикст!У(1471—1484), признанный Римом святым, окружал себя “миньонами” — пажами, из которых позже он выбирал себе кардиналов и епископов. Живя, как султан, он разорял церковную казну, чтобы наделять своих незаконных детей, особенно двух, прижитых от родной сестры. С мечем в руке папа добывал им княжества. Военнопленных он предавал пыткам, а неугодных ему архиереев грозился продать туркам в рабство

В последние дни царствования Иннокентия VII (1484-1492) в Риме насчитывалось до 100 убийств в неделю..

Юлий II (1503—1513) противился созывайте соборов, вопреки постановлению Констанцского Собора, постановившего созыв оных на каждое десятилетие. Помимо его воли, были все же созваны соборы, сперва в Пизе, затем в Милане, по настоянию императора Максимилиана и Людовика XII, с участием отделившихся от папы кардиналов. Миланский Собор решил осудить Юлия II и лишить его папства. Папа тогда спешно созвал ответный собор в Риме, чтобы поразить своих противников и Французскую церковь, но скоропостижно умер в 1513г

Его преемник, Лев X (1513—1521), принадлежал к знаменитой флорентийской торговой династии Медичи. Он заключил конкордат с королем Франции Франциском I, вступившим с войсками в Италию

Папа ставил ему условием отказ от “Прагматической Санкции” (см. § 5). Однако французское духовенство и университеты запротестовали и заявили, что дело, касающееся всей Галликанской церкви, не может быть решено без ее постановления (Флери. “История Церкви”, т. XXV, с. 478). Протест, напечатанный духовенством и развешенный по площадям и улицам Парижа, содержал, между прочим, следующее: “Наместник Христа на земле, называемый папой, хоть и получил свое могущество непосредственно от Бога, однако власти не грешить от него не получил, следовательно, он не может быть признан непогрешимым

Поэтому, если он повелевает что-либо несправедливое и несогласное с Божественным учением, то каждый вправе ему противиться. Если даже, поддержанный авторитетом государей или дурными советниками, он потребует насильственного повиновения, то и тогда следует прибегнуть к апелляции, в которой государь отказать не может, т.к. она основана на праве Божественном, естественном и человеческом”

Парламент, со своей стороны, опубликовал следующее: “Конкордат, вызвавший столько волнений, является не более как добровольным договором между папой и королем, и, хотя он касается прав Галликанской церкви, нарушить таковых он не может, ибо права эти неприкосновенны и в отношении их, заключенный конкордат недействителен, потому что Французская церковь, в данном случае, не была ни созвана, ни выслушана”. Несмотря на настоятельное требование короля занести конкордат в акты и опубликовать его, парламент декрета его не исполнил

Лев X, покровитель ученых, художников и поэтов, “папа возрождения”, вел жизнь знатного вельможи: обутый в сапоги, окруженный свитой артистов, он проводил время на охотах. По свидетельству Антония Бандино, в Риме высшее общество считало признаком хорошего тона говорить о религии с презрением. Священники богохульствовали во время служб, и при папском дворе издевались над догматами и Священным Писанием

В XV в. в папской “Камера Секрета” можно было видеть весь цвет “гуманизма”: Петрарка, Ле Погге, Бландус, Пикколомини, а позже — Бамбо и Садолет

Вот что пишет историк Ланфре: “Старые иллюзии пали. В этом маленьком итальянском тиране-папе отказывались видеть представителя христианской цивилизации, потому что он пользовался властью, только как средством чеканить монету для обогащения своих незаконных детей, любовниц и родственников. При всеобщем стремлении к изучению древности, начавшимся с возрождения наук, любознательные ученые сделали в нравственной археологии открытие, очевидность которого поразила даже невежд: в католическом Риме они узнали Рим языческий. Там не пренебрегали ни грубым абсолютизмом, ни чудовищными мечтаниями цезарей, ни опошленным гением, ни скептиками-авгурами, хранящими алтарь для поругания Бога, — лишь бы сберечь для мира своих идолов. Целым рядом учреждений, подавляющих всякое развитие, Рим вернулся вновь к своему началу — язычеству” (Ланфре. “Полная история пап”, с. 304-305)

Папы не столько заботились о вере, сколько о своей власти. Лев X издал декрет, в котором сказано, что в прежние времена епископы будто бы приносили папе присягу в верности при получении от него утверждения их сана. Папа желал снова ввести в жизнь этот обычай. Из истории Церкви мы знаем, что все епископы, будучи равными между собой, никакой присяги друг другу не приносили, кроме равной для всех подданных присяги верности своим государям. Побудил папу к таковому требованию заговор, в котором оказались замешанными некоторые прелаты. Декрет этот — лишнее новшество, введенное в Римскую церковь (Флери. “История Церкви”, т. XXV, с. 514)

Эпоха Возрождения придала римскому двору уже совершенно светский характер. Ватикан обогатился шедеврами скульптуры и живописи. Папы жили в роскошнейшем дворце, украшенном лучшими артистами того времени, со всей Европы стекавшимися в Рим. Они превратились в величественных государей, окруженных придворными, соблюдавшими сложный этикет. Чем-то древневосточным веет от церемониальных выходов пап, сидящих на роскошном троне под опахалами несущих их страж, одетых по эскизам Микеланджело; это сохранилось до наших дней. Тогда же введено было целование всеми (начиная от кардиналов) папской туфли (“мулы”) после ряда ритуальных перед ним коленопреклонений

За этой роскошью скрывалась непривлекательная картина: один из наших современных историков так характеризует папский двор начала XVI в.: “…Симония практиковалась открыто, но в то время это было единственным средством, чтобы стать папой. Вопрос шел не о сотнях, а о тысячах и, по словам Гиустиниана, к несчастью для нашей Церкви и в хулу Господа Бога, — разницы между султанством и папством не существовало: его получал тот, кто больше платил” (L. Colison-Morley. “Histoire des Borgia”. Paris ed. Payot, 1934)

Успехи книгопечатания сильно способствовали дискредиту папства. Любопытно читать в “Индексе” (официальный перечень запрещенных Римом книг) сколько литературных произведений той эпохи были запрещены верующим, дабы сохранить в массе ореол папской непогрешимости. Однако эти меры оказались недостаточными

Инквизиция напала на 70-летнего старика Галилея (1564- 1642). Его учение о вращении Земли вокруг Солнца вызвало бурю в Риме. Несмотря на то, что папа называл его своим “другом”, его сочинение — “Разговор о двух великих мировых системах” — было осуждено как противное Св. Писанию и оскорбительное для религии, “ложное с философской и греховное с религиозной точек зрения”. Галилей был вызван в Рим к ответу, четыре месяца пробыл в тюрьме и, чтобы спасти свою жизнь, принужден был отречься. 22 июня 1544г. его привезли в церковь св. Марии, заставили опуститься на колени среди кардиналов и прелатов и прочесть отречение

Весьма любопытен подлинный текст отречения, рисующий невежественный, лжехристианский дух инквизиции и ее методов, которым позавидовало бы любое советское учреждение:

“Я, Галилео Галилей, сын покойного Виченцо Галилея, из Флоренции, 70 лет от роду, самолично поставленный пред судом здесь, на коленях перед вами, высокопреосвященными кардиналами, генерал-инквизиторами всемирной христианской общины против всякого еретического растления, перед Евангелием, которое вижу собственными глазами и до которого касаюсь собственными руками, клянусь, что я всегда веровал и, с помощью Божьею, буду веровать всему, что Св. Католическая и Апостольская Римская Церковь за истину приемлет, что проповедует и чему учит. Но так как священное судилище приказало мне совершенно оставить ложное мнение, будто солнце есть неподвижный центр мира, земля же не центр, а движется, и запретило под каким бы то ни было видом придерживаться, защищать или распространять упомянутое ложное учение; я же после того, как было объяснено мне, что это учение противно Св. Писанию, написал и напечатал книгу, в которой излагаю осужденное уже учение и привожу в его пользу доводы, ничего, впрочем, не решая, — то этим самым навлек я на себя сильное подозрение в ереси, т.е. в том, что придерживаюсь и верю, будто солнце есть центр мира, земля же не центр и движется. Желая теперь изгладить из умов ваших высокопреосвященств и каждого христианина-католика это сильное и справедливо возникшее против меня подозрение, я с чистым сердцем и верою неложною отрекаюсь от упомянутых заблуждений и ересей, проклинаю их и ненавижу их и, вообще, всякие заблуждения и мнения, противные сказанной Св. Церкви. Клянусь, что в будущем ни устно, ни письменно не выскажу ничего такого, что способно возбудить против меня подобное подозрение. Если же узнаю о каком-либо еретике или о человеке, навлекающем подозрение в ереси, — не премину донести о нем сему священному судилищу или инквизитору, или епископу того округа, где буду находиться

Клянусь, кроме того, и обещаю, что выполню и вполне соблюду все епитимий, какие на меня наложены или будут наложены. Если же, сохрани Боже, совершу что-либо противное сим обещаниям, уверениям и клятвам, — да подвергнусь всем мукам и истязаниям, кои священными канонами и другими постановлениями — общими и частными — против такого рода нарушителей установлены и обнародованы

Да поможет мне Бог и Св. Евангелие, до коего касаюсь руками!…”

В 1598 г. эрцгерцог Фердинанд Австрийский издал эдикт об изгнании из Штирии всех протестантских учителей и духовенства. Астроному Кеплеру (1571-1630) следовало бежать. Его неожиданно отстояли иезуиты, и он остался жить в Граце. Дело в том, что из китайского города Ханг-Чеу иезуит Теренций прислал в Европу письмо своим собратьям, прося доставить ему работы Кеплера, о которых он слышал: это было нужно для успеха иезуитской миссионерской работы! Астрономические вычисления этого ученого были, таким образом, даны иезуитам, но самого Кеплера не спасли: в 1600 г. разразилось новое гонение на протестантов, и Кеплер, не желая делаться католиком, спешно ликвидировал свое имущество и переселился с семьей в Прагу, где сделался сотрудником астронома Тихо-Брахе

Таковых случаев немало в истории западной науки..