Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

4. Констанцский Собор. Иоанн Гус. Базельский Собор

На Констанцский Собор прибыл император Сигизмунд, дабы подчеркнуть важность ожидаемых от него решений. Перед отцами собора стояла задача—восстановить канонический порядок в церкви и, в первую очередь, добиться реформы нравов духовенства, распустившихся во время междоусобных войн “пленения Вавилонского”. Чтобы провести таковую реформу, на которой особенно настаивали император и миряне, нужно было заручиться искренним сотрудничеством всего епископата. К сожалению, большинство архиереев привыкли к широкой жизни и к привилегиям, повсюду обеспечивающим этим церковным вельможам крупные материальные блага. Сам же Иоанн, ввиду своего поведения, никоим образом не мог служить образцом для клира. Папа отрицал бессмертие души и сожительствовал с женой своего брата..

Желая отвлечь внимание от себя, папа обвинил в ереси и посадил в тюрьму чешского проповедника Иоанна Гуса, прибывшего на собор с охранным листом императора

Гус учил, что крестовые походы бесчеловечны и противоречат духу христианства, что индульгенции являются неистовым поруганием евангельской благодати и что папы, продавцы индульгенций, уподобляются слугам антихриста. Страх отлучения от Римской церкви он признавал чем-то серьезным, не верил в чистилище1 и требовал восстановления причащения под обоими видами, как положено было в Православной Церкви. Он учил, что Христос есть Глава и Основатель Церкви, что папа и кардиналы являются равными другим епископам и в одинаковой мере преемниками апостолов, что им следует повиноваться лишь в том, что требуется законом Божиим (Флери. “История Церкви”, т. XXI, с. 205-206)

На папское обвинение в ереси Гус ответил, что если он заблуждается, то следует ему это доказать Свящ. Писанием. Свою твердость он доказал, приняв мученическую смерть на костре, вместе с другом Иеронимом Пражским. Подобная исповедническая непреклонность привлекла к себе внимание историков. Католический историк Ланфан, разбирая в своем труде Констанцский Собор, не нашел в учении Гуса ничего предосудительного. Он замечает, что ересь его заключалась преимущественно в том, что Гус не считал Римскую церковь главой Вселенской Церкви, а папу и кардиналов не считал существенно необходимыми для Церкви. Новейшие исследователи гуситского учения изучили причины его возникновения. Как известно, св. Мефодий, просветитель славян, ввел в Чехии греко-восточную литургию, а также обряды православных церквей. Мы рассказывали о прел писании, данном этому святому папой Иоанном VIII, совершат службы по-славянски, придерживаясь всегда “Символа Верь Никейско-Константинопольского” (см. гл. III, § 3). Впоследстви» в Чехии стали хозяйничать римские священники, силой вводив шие повсюду римские обряды, осужденные Православной Це ковью новшества и латынь как церковный язык. Методы их был* те же, что и в IX в. в Болгарии и в XIII в. в захваченной Визаь тийской империи. Чешский народ воспротивился таковым действиям и выразителем народного возмущения явился Гус. Он не может считаться реформатором или создателем новой доктрины, какими явились Лютер, Кальвин и др., а лишь защитником чистоты вероучения и традиций древней Церкви. Заметим, что соборным постановлением от 18 января 1452 г., Константинопольская церковь признала гуситское исповедание тождественным с православным, кроме некоторых несущественных расхождений в обрядах (Гильфердинг. “Гус и его отношение к Православной Церкви”. Петербург, 1871, с. 2)

Несмотря на осуждение Гуса, чешские делегаты на Констанцском Соборе не пожелали отказаться от причащения под двумя видами, ни от причащения младенцев, согласно Евангельскому догмату о Чаше: “Пиите от Нея вси”. Констанцский Собор постановил оставить причащение под одним видом хлеба

Иоанн XXIII опасался соборных решений касательно реформ и рассчитывал на голоса итальянского духовенства, чтобы предотвратить неприятные для него постановления. Однако решено было голосовать по народностям, представленным на Соборе, а не простым большинством голосов участвующих

Не входя в подробности этого знаменательного Собора, сыгравшего роль тормоза для папства, отметим лишь самые существенные его постановления. Как было сказано выше, видную роль играл на этом Соборе, как и в Пизе, ученый кардинал Кабрейский, Пьер д’Аи. Он первый потребовал от собора проведения радикальных реформ. На 4-й и 5-й сессиях было решено, что папы, как и прочее духовенство, подчиняются Собору во всем, что касается веры, вплоть до проведения необходимых реформ в Церкви. Это постановление было принято всей Галликанской церковью (Флери. “История Церкви”, т. XXI, с. 256-265)

Четвертый пункт декларации гласил: “Хотя папа и обладает наибольшими правами в вопросах, касающихся веры, и декреты его касаются всех церквей и каждой церкви в частности, его суждение не является окончательным и подлежит одобрению Церкви”

Собором было постановлено, что все христиане, в том числе и папы, обязаны следовать соборным предписаниям во всем, что касается веры, искоренения раскола в Церкви и ее общего преобразования во главе ее и членах (Проф. П.Виноградов. “Средние века”, с. 217)

Собор осудил и отрешил всех трех враждующих пап: Иоанна XXIII, Венедикта XIII и Григория XIII. Для Венедикта и Григория это было повторение соборного решения, принятого в Пизе. Некоторые обвинения против Иоанна не были публично оглашены, ради приличия. Когда от него стали требовать формального отречения, то Иоанн бежал в Шафгаузен, а затем в Лауфенбург, где поспешил перед нотариусом (!) объявить законный протест против вынужденного у него насилием клятвенного обязательства отказаться от сана

Собор решил собираться периодически каждые пять лет, затем — семь, а далее — не меньше одного раза в десять лет. Места для собрания должны были выбираться Собором

Депутаты от мирян особенно настаивали на скорейшем проведении реформы духовенства, тем не менее кардиналы и епископы всячески оттягивали решение по этому вопросу, выигрывая время. Наконец, видя настойчивость мирян, они в целях самозащиты поспешили выбрать из своей среды нового папу, чтобы прикрыться его авторитетом. Так был избран Мартин V(1417- 1431)

Папа признал все постановления собора, включая и принцип обязательного подчинения пап верховной власти соборов, и принес даже присягу в этом. Он издал особую буллу “Inter cunctas”, в которой отвержение этого собора рассматривалось как ересь. Желая запечатлеть решения собора в памяти всех, папа приказал спрашивать у каждого подозреваемого в заблуждении: “Верует ли он, что Констанцский Собор был вселенским, и принимает ли все, что было в нем постановлено?”

Несмотря на это, когда снова подняли вопрос о реформе духовенства, папа закрыл Собор в 1418 г., определив, что обсуждение реформы предоставляется следующему Собору

Итак, беспорядки, царящие в церкви, привели латинян к декрету о превосходстве собора над папой, что соответствовало принципу Православной Церкви. На Констанцском Соборе приняли это решение без возражений и в течение тридцати лет против него не высказывалось протестов. Увы! Соблазн абсолютизма был настолько велик, что кардиналы Торквемада и Гаэтан подвергли этот декрет резкой критике. Позже за это же взялись иезуитские бо ословы и вскоре весь Констанцский Собор был отвергнут и вычеркнут из списка вселенских

После смерти Мартина папой сделался кардинал Кондольмеро под именем Евгения IV (1431—1447). Им был созван Собор в Базеле в 1431 г., под председательством его легата, кардинала Юлиана Сезарини. Как и в Констанце, тут был также отвергнут принцип голосования большинством голосов. Новый Собор подтвердил постановления старого и лишил папу права сокращать соборы своевластно, как это сделал Мартин V. Кроме того, папе запрещалось переводить Собор в другие места против желания его участников. Отцы Собора явно пытались приблизиться к духу православных Вселенских Соборов, настойчиво уменьшая папские притязания. Евгений IV, вопреки увещательным и пророческим письмам своего легата, возмутился якобы оскорбительными для папства тенденциями отцов собора и издал буллу об его закрытии, желая проявить свою власть. Однако отцы ответили на буллу декретом, подтверждающим принцип подчинения папы Собору. Император Сигизмунд, на которого обе стороны рассчитывали как на посредника, скончался во время споров. В Риме против Евгения начались народные волнения, вынудившие папу покинуть столицу, а затем отменить буллу. Несмотря на это, вскоре он окончательно отверг Базельский Собор и при поддержке группы своих сторонников постановил открыть новый С обор в Ферраре

Узнав о таком незаконном решении Евгения, Базельские отцы категорически восстали против папы и постановили продолжать свои заседания в Базеле. Благодаря их упорству, собору этому суждено было пережить два параллельных собора, устроенных Евгением, вопреки констанцскому принципу подчинения папы Собору

Евгений IV был низложен, обвинен в нарушении церковного мира, в симонии и объявлен клятвопреступником, схизматиком и еретиком. Папа, поддержанный некоторое время Францией и Англией, воспротивился таким приговорам и торжественно объявил все акты Базельского Собора недействительными. В ответ на это в Базеле решили выбрать нового папу. Выбор пал на герцога Амедея VIII Савойского, принявшего имя Феликса. Папа Феликс был признан законным следующими государствами: Савоей, Испанией, Венгрией, Баварией, Австрией, Швейцарией и большинством университетов. Богословы Парижского университета, узнав об отказе Евгения IV прибыть на Базельский Собор, в возмущении предписали отцам оного “противодействовать папе, как некогда Павел противодействовал Петру”. Западная схизма, как видно, разгорелась с новой силой

Ученый Николай Кузский, яростный противник курии, стал развивать прежние аргументы Жерсона о подчиненности пап Соборам. Убежденные в законности своих действий, Базельские отцы приняли ряд существенных церковных реформ

В Богемию была послана делегация от Собора для ознакомления с гуситским исповеданием; делегаты убедились в том, что никакие принудительные методы не способны пресечь “ересь”, и Собор постановил разрешить чехам причащаться под обоими видами

Собор восстановил избрание епископов капитулами, уничтожил некоторые церковные налоги, порождавшие злоупотребления, сократил права наложения “интердикта” и отлучения от церкви и, наконец, ограничил апелляции к Римскому престолу

Уничтожение “аннатов” и налогов было, однако, признано мерой слишком суровой, так как этим наносился крупный ущерб не только папскому престолу, более чем когда-либо нуждавшемуся в средствах, но и кардиналам и чиновникам курии

Подобные строгости объяснялись самим составом Базельского Собора, крайне “демократическим”, так как он состоял преимущественно из представителей низшего клира и монашествующих, давних противников роскоши архиерейских дворов

Естественно, реформы Базеля, уменьшавшие доходы церковных вельмож, пришлись тем самым по сердцу некоторым государям, особенно королю Франции Карлу VII и немецким принцам, которые распорядились о проведении в жизнь Базельских постановлений в странах, входящих в Германскую империю

Гуманист Лаврентий Балла писал: “Папы перестали умиротворять народы авторитетом своего апостольского сана…”