4. Примеры погрешимости пап в вопросах “веры и нравов”
Католики утверждают, что даже самые скандальные из пап, как, например, Александр VI Борджия (отец и любовник Лукреции), в вопросах веры соблюдали чистоту праотеческого учения и догматов.
Средний католик имеет весьма отдаленное представление о папах, сменившихся на престоле св. Петра. Несколько веков подряд на “конклавах”1 кардиналы выбирают высокообразованных, сведущих в мировой политике и нравственно безупречных пап, преимущественно итальянцев.
Папы, со времен Муссолини вновь считающиеся государями “церковных штатов”, которыми они управляют монархически, окружены в древнем Ватиканском дворце всеми современными удобствами: они говорят по радио, ездят в автомобилях, интересуются всеми новейшими открытиями в области техники и науки. Они располагают строго избранной и веками испытанной администрацией — римской курией, — от которой зависят бесчисленные конгрегации, комиссии, судебные и дисциплинарные органы и учреждения, контролирующие огромную иерархию Римской церкви во всех странах света. Ватикан — это образцовая организация, возглавляемая папой.
История Римской церкви, как мы увидим, как и всякая история, изобилует примерами святости и греховности. Каждый человек подвержен грехам и ересям; недостойные пастыри встречались во всех церквах, и против них, для ограждения Церкви от лжеучений, апостолы и святые отцы учредили принцип соборности, единственно гарантирующий непогрешимость Церкви.
Как было указано нами, христианские догматы Православия не были сочинены отдельными лицами, а явились исповеданием сонма святителей и ученых богословов, представлявших на Вселенских Соборах подлинно всю Церковь. Вот почему догматы эти нерушимы. Всякий раз, когда побуждаемые гордыней те или иные пастыри отделялись от этого основного принципа и нарушали постановление Соборов, их учения, осужденные Церковью, постепенно исчезали. Ярким примером такого пастыря был Арий, образованнейший и пламенный проповедник, которому удалось оторвать от Церкви целые народы. И что же осталось от его лжеучений? Никакая ересь не страшна Церкви, признавшей принцип соборности: когда заблуждается епископ или патриарх, остальные соблюдают чистоту доктрины и направляют Церковь по пути Вселенских Соборов и согласно учению св. отцов.
Совсем иное, когда дело идет о Римской церкви: возглавляется она папой, “викарием” или “наместником Христа”, как он величается. С I Ватиканского Собора, т.е. с 1870 г., католики признали догматически его непогрешимость в вопросах “веры и нравов”, когда он говорит “екс-катедра”. Все сведено к одному лицу — папе. Страшное в этой, современной нам ереси то, что догмат непогрешимости касается всех пап, бывших и будущих.
Согласно этого, все папы должны считаться в одинаковой мере обладающими непогрешимостью, этим атрибутом одной только Церкви, несмотря на то, что Римская церковь, допустив у себя еретическое учение “филиокве” и другие новшества, а, главное, как будет указано, соблазнившись выдуманной теорией о вселенском главенстве папы, во избежание соборного осуждения стала всеми мерами добиваться и добилась разрыва с Православием. Лишившись этим соборной благодати, папа прибавил к прежним своим заблуждениям новые, из коих самым вопиющим явился догмат о папской непогрешимости как попытка обожествления римского епископа. Как будет многократно нами подчеркнуто, Ватиканский Собор, введший этот догмат, действовал вопреки всем христианским традициям, так как был лишен, как и все римские соборы, созванные после разрыва XI в., всякого права на “вселенскость”. Собор этот, как и его определения, явились произвольным актом Пия IX и его курии, а новый догмат логическим завершением политики папы Николая I в IX в. и Агафонова послания патриархам, утверждавшего непогрешимость римского престола на основании слов Спасителя о вере, обращенных к св. Петру (см. § 3).
Для того чтобы показать абсурдность подобного невероятного определения, мы приведем несколько примеров, взятых из речей католических же епископов, произнесенных на I Ватиканском Соборе против утверждения догмата о непогрешимости. Примеры эти были приведены американским епископом Гонолли, Юрием Штросмайером и Игнатием Деллингером.
Папа Виктор (192) — сначала одобрил монтанизм, затем его осудил. Монтан, евнух и жрец богини Цибелы (во Фригии), приняв христианство, стал выдавать себя за пророка и посланника Божьего, призванного очистить Церковь путем перестройки ее иерархии. Осужденные и отлученные соборами в Иерополе и Анхиале (170 г.), монтанисты усилились в Северной Африке.
Марцеллин (296—303) — был идолопоклонником. Он вошел в храм Весты и принес жертву богине.
Либерии (358) — согласился на осуждение св. Афанасия и решился принять арианство для того, чтобы его вызвали из ссылки и вернули на прежнюю кафедру. Блаж. Иероним писал о Либерии: “Побежденный ссылкой, Либерии подписался под ересью” (S. Hieron. “Chronica” et “De viris illustrious”).
Вагилий (538) — купил папство у Велизария, полководца императора Юстиниана. Он нарушил свое обещание и ничего не заплатил.
Гонорий (625) — придерживался монофелитства. О. Гратри основательно это доказал. В 634 г., в ответ на послание Сергия, патриарха Константинопольского, сторонника этой ереси, папа написал: “Мы исповедуем одну только волю во Христе, потому что Божество восприняло не грех наш. а наше естество, и в таком виде, какой оно имело до повреждения грехом”. В 638 г. император Ираклий обнародовал “Изложение Веры” (“Экфазис”), составленное патриархом Сергием и одобренное Гонорием, повелевающее признавать “Одного Христа и одну волю”, что и было ересью.
Римский Собор 679 г. осудил монофелизм и его авторов. Во время Константинопольского Собора, на заседании 28 марта 681 г., отцы осудили всех этих еретиков-монофелитов и прибавили следующее: “Мы также анафематствуем Гонория, бывшего папой Древнего Рима, ибо в посланиях его к Сергию, мы усмотрели, что он во всем разделил мнение последнего и санкционировал его богопротивные учения”.
Римский же папа Лев II (682—684), преемник Агафона, послал императору в 682 г. письмо, полностью согласное с решением Собора касательно анафемы Гонория, “который, — писал папа, — не постарался прославить нашу Церковь, проповедуя апостольское вероучение, а дозволил, по негодному предательству, запятнание сей Церкви незапятнанной” (E.Amann. “L’Eglise des premiers siecles”, 1928).
Адриан II (867—872) — объявил гражданские браки действительными, а Пий VII (1800—1823) — осудил их.
Стефан VI (896—897)—приказал вырыть из могилы тело папы Формозы (891—896), одеть в папское облачение, а персты, которые он слагал для благословения, отсечь и бросить тело в реку Тибр, объявив его клятвопреступником и беззаконным. (При папе
Николае I Формоза, епископ Портуанский, добивался патриаршего титула для себя, будучи папским посланником в Болгарии. См. гл. III.) За это Стефан был впоследствии заключен в тюрьму, отравлен и удавлен.
Роман (897) и Иоанн X (914—928) — восстановили память Формозы. Ученый историк, кардинал Бароний написал о папском дворе и Римской церкви следующее: “Как она бесславна! В Риме управляют только сильные придворные. Они-то и продают, и выменивают, и покупают епископство, и, страшно сказать, осмеливаются возводить на престол св. Петра своих любимцев, лже-пап”.
Католический св. Бернард, лучший проповедник своего века, основатель монашеского ордена и вдохновитель II Крестового Похода, порицая папу, восклицал: “Можешь ли ты показать мне в этом великом городе Риме какое-нибудь лицо, признающее тебя за папу, если только оно не было подкуплено золотом или серебром?”
Церковный историк XVIII в. аббат Флери писал, что смуты, происходившие при избрании пап, достигали таких крайностей, что за восемь лет было возведено и свержено восемь пап.
Знаменитая Феодора, жена сенатора Феофилакта, возведши на престол любовника своего под именем Иоанна IX (898—900), деспотически управляла Римом. Власть эту она передала потом столько же развратным, как и она сама, дочерям своим, Мароции и Феодоре.
Первая, возведя на папство своего любовника Сергия III (904—911), имела от него сына, которого в свое время также сделала папой.
Младшая сестра ее Феодора возвела в свою очередь на папский престол тоже своего любовника, Иоанна X (914—928). Но Мароция была хитра; не желая делиться властью с сестрой, она схватила папу Иоанна X, заперла его в крепости св. Ангела, где, по одним сведениям, его уморили голодом, а по другим — удушили подушками. Когда же достиг совершеннолетия ее сын, прижитый от Сергия III, она сделала его папой. Иоанном XI (931— 936).
Это время женского управления Римом продолжалось почти 60 лет. Другой сын Мароции, Альберих, положил конец этому постыдному женскому управлению, засадив мать свою в темницу, отняв у брата своего, папы, всякую светскую власть и окружив его самым бдительным надзором.
Следовавшие за Иоанном XI папы ограничивались одним духовным управлением, и Рим в продолжении 22-х лет отдохнул под разумным и твердым управлением Альбериха. После его смерти римляне, к своему несчастью, избрали папой Иоанна XII (955—964), недостойного сына его, наследовавшего все гнусные пороки своих бабок: из Латеранского дворца он сделал вертеп разврата, церковные украшения раздавал любовницам и дошел до того, что иностранки боялись при нем посещать храм св. Апостолов, вследствие ожидавших их там насилий, без разбора, замужних, вдов или девиц.
Когда император Оттон I прибыл в Рим, народ, присягнувший ему в верности, принес бесчисленные жалобы на своего папу, например, на то, что он совершал литургию без причащения св. Даров, продавал духовные места, поставил за деньги 10летнего мальчика епископом в Тоди, посвятил диакона в конюшне, выколол глаза своему духовнику, оскопил Иоанна, кардинала-диакона и проч. Папа Иоанн XII выработал так же особый тариф штрафов за отпущение грехов в пользу “Апостольской Исповедальни” (Penitencerie Apostolique).
Убийство мирянами священника стоило 7 гро, мирянина мирянином— 5 гро.
Плотские грехи сделались для Римской церкви выгоднейшим источником доходов на долгие века: отпущение греха блуда священника с монахинями, совершенного в монастыре или вне оного, либо священника со своими племянницами, кузинами или крестницами штрафовалось в размере 67 франков 11 су 6 денье; противоестественные грехи стоили священнику 219 фр. 14 су.
Монахини же, любодействовавшие с мужчинами в монастыре или вне оного, платили значительно дороже, чем монахи: 131 фр. 14 су 16 денье. Грех прелюбодеяния расценивался одинаково для мирян обоего пола — 87 фр. 13 су. (Папа Лев X (1513—1521) значительно повысил этот тариф.)
Папа Иоанн XII весьма терпимо страховал кровосмешение: грех этот, совершаемый с сестрами или матерью, стоил всего… 40 су.
Все эти подробности взяты из известного труда “Штрафы Апостольской Исповедальни” Дюпин де Сент-Андре (Dupin de SaintAndre. “Les taxes de la Penitencerie Apostolique”), изданного в 1520 г. и переизданного в 1741 г. в Риме и, наконец, в 1879 г.
Геласий I (492—496) объявил, что Римская церковь является судьей всякой другой церкви и не может никому быть подвластной.
Цезаропапизм Карла Великого, судившего в Риме папу Льва III и самовольно назначавшего епископов империи, продолжался и при его преемниках, не стеснявшихся, кроме того, распоряжаться и церковным имуществом. Папа Николай I (858—867) получил тиару по желанию императора Людовика II (855—875).
Созванный императором собор, осудив и свергнув Иоанна XII, избрал нового папу под именем Льва VIII (963—965). Но едва Оттон оставил Рим, как Иоанн, скрывавшийся до тех пор, возвратился и, прогнав своего соперника, стал беспощадно мстить своим врагам, отрезая им носы и уши, отрубая руки, покамест сам, наконец, не был убит одним оскорбленным мужем. Римляне избрали на его место Венедикта V (964—965), но Оттон принудил их принять прежде поставленного им папу Льва VIII, и на соборе, в котором участвовали духовенство и миряне, за Оттоном и его наследниками-императорами признано было право назначать наследников римского королевства, утверждать избрание пап и давать инвеституру епископам. Таким образом, без императорского согласия нельзя было избирать ни пап, ни патрициев, ни епископов. Напомним, что в свое время Византийским императорам принадлежало подобное право утверждать избрание пап.
Постановление Римского Собора сильно отразилось на Италии средних веков, и между папами и императорами позже разразилась вражда, известная под именем “спор из-за инвеститур”.
Венедикт VI (972—974) — был свержен и умерщвлен враждебной ему партией.
Вонифатий VII (974—985) — уморил голодом в крепости св. Ангела папу Иоанна XIV (983—984) и сам погиб насильственной смертью.
Иоанну XVI (985—996) — отрезали нос и язык, выкололи глаза и он умер в тюрьме.
Понятно, что таких пап римляне не признавали вовсе своими владыками, и Кресцентий, равно как и сын его Иоанн, управляли Римом как республикой, по примеру других итальянских городов той эпохи. В 991 г. французские епископы, на соборе в Сен Базиль де Вержи отказались повиноваться папам, “этим чудовищам, исполненным бесчестиями, лишенных божественной и человеческой учености”. Это породило временную “схизму”.
К довершению унижения церкви, на папский престол был выбран Венедикт IX (1033—1048), мальчик 10-ти лет, из которого с годами вышло чудовище разврата, напоминавшее Калигулу и Гелиогабала: он вел в Латеране жизнь турецкого султана, грабя и убивая римлян по произволу и по прихоти; он серьезно замышлял жениться на дочери Герарда Сакса и, наконец, продал свое папство по формальному акту, заключенному 1 мая 1045г., Иоанну Грациану, ставшему Григорием VI (1044—1046). Этот папа, уличенный в симонии на Соборе в Сутри, созванном императором Генрихом III, добровольно сложил с себя купленное им папство. Генрих, коронованный в Риме избранным новым папой Климентом II (1046—1047), восстановил там всецело свою власть, предоставив себе утверждение и инвеституру пап и приняв присягу от римлян всех сословий.
Пасхалий II (1099—1118) и Евгений III (1145—1153) — одобрили дуэли, которые запретили Юлий II (1503—1517) и Пий IV (1559—1560).
Вонифатий IX (1389—1404) сам торговал священными предметами, а его мать и братья—духовными должностями, почетными местами и приходами.
Иннокентий IV (1243—1254) писал следующее: “Папы, наследники Иисуса Христа, подлинного Царя и Иерея по чину Мелхиседекову, получили царскую власть одновременно со властью архиерейской, царство земное вместе с царством небесным”.
Иоанн XXIII (1410—1415) — отвергал бессмертие души и был низложен Констанцским Собором в 1415 году.
Сикст V (1585—1590) — одобрил издание Библии и чтение оной; Пий VII осудил читающих Библию.
Климент XIV (1769—1774)—уничтожил орден иезуитов, одобренный Павлом 111(1534—1549). Пий VII восстановил этот орден в прежних правах.
Примеры эти не нуждаются, нам думается, в комментариях касательно степени потенциальной непогрешимости, коей должны были обладать эти св. отцы… Нам могут возразить, что и в других Церквах, например Греческой, тоже были недостойные патриархи, хотя и далеко не столь скандального поведения. Повторим еще раз: ни один патриарх никогда не дерзнул именоваться “Викарием Христа” и не был никем признаваем непогрешимым ни в чем. Согласно святоотеческого учения и определения отцов Никейского и Константинопольского Соборов — непогрешима лишь Святая Соборная и Апостольская Церковь, ибо Глава ея Сам Иисус Христос.