Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Комментарии к письму папы римского

Протоиерей Александр САЛТЫКОВ

Письмо папы римского Президенту РФ Ельцину Б. Н. является замечательным документом, приобретшим значение исторического свидетельства о политике Ватикана по отношению к России и к Русской Православной Церкви.

Нет сомнения, в Ватикане осознают период «перестройки» в России как совершенно новый этап для распространения католичества в России: кажется, наконец-то начинают сбываться многовековые чаяния папского престола о возможностях широкой пропаганды католицизма в бывшей «державе царей».

Документ поражает православного читателя не только содержащимися в нем утверждениями, но не менее и его, так сказать, психологическим подтекстом. Читая его, нельзя забывать, что оно подписано главой крупнейшей в мире конфессии, постоянно утверждающей свое глубокое и полное тождество с учением Спасителя.

Письмо начинается с трогательного воспоминания о «сердечных беседах» папы с Президентом, которые, как бы дают папе особое право личного обращения к Президенту по чисто внутреннему вопросу русского государства. Речь идет о проекте Закона о свободе совести, почти единогласно принятом Государственной Думой, но чем-то взбудоражившем чуть ли не весь западный мир. Буквально через несколько дней после принятия Думой проекта папа пишет письмо с критикой его. Проект, в самом деле далек от совершенства и не отражает в необходимой мере запросы духовной жизни России, более тысячу лет теснейшими узами связанной с Православием.

На удивление всякому мало-мальски здравомыслящему человеку, папа сетует на то, что католицизм не назван среди традиционных религий России, к которым, по утверждению папы, он всегда (!) принадлежал! Если бы такое утверждение было сказано каким-либо журналистом, работающим на потребу дня, это было бы понятно. Но перед нами документ, подписанный Иоанном-Павлом II и направленный Главе страны, имевшей в недалеком прошлом одну государственную религию — Православие, а католицизм в течение веков отвергался. У католиков хорошая память и им свойственен, как известно, рационально- юридический подход к проблемам. Зачем же с «высоты папского престола» уверять Президента России в том, чего не было, потому, что не могло быть?!

Напомним кратко и схематически, как развивались отношения католицизма с Россией.

XIII век. Папы Гонорий II и Григорий IX организуют торговую блокаду Новгорода. Папский легат в Прибалтике Вильгельм направляет немецких рыцарей и датчан на восток. В 1240 году происходит битва со шведами на Неве, причем в шведском войске участвуют «пискупы», а один из них — епископ Томас многими финскими историками считается организатором похода. В «Житии» святого Александра Невского шведы именуются как «римляны». В 1242 году организован «крестовой поход» ливонских «псов-рыцарей» против русских, окончившийся разгромом латинян на Чудском озере. Вскоре после этого в 1248 году папа римский Иннокентий IV предлагает святому Александру Невскому «соединение церквей» и королевскую корону, что было, естественно, отвергнуто. Католическая агрессия против Руси предпринята и в тяжелейший момент татаро- монгольского нашествия. Папа Александр IV благословил литовского князя Миндовча в 1255 году завоевывать русские земли.

XIV век. Сильнейшая агрессия Польши против западно-русских земель. Король польский Казимир захватывает Галицкую Русь. В 1361 году во Львове Казимир отнимает у русских соборную церковь и обращает ее в костел. В Галиче, Перемышле, Владимире и Холме создаются латинские епископии, причем папа римский в послании уверяет, будто в этих городах уже давно существовали латинские кафедры (хотя это были русские города с изначально православным населением). На севере России шведский король Магнус в 1347 году воюет против Новгорода и пытается обращать русских в латинство. Папа объявляет в Скандинавии «крестовый поход» против русских.

XV век. Попытка вовлечь Русскую Церковь во Флорентийскую унию 1439 года. 1441 — 1442 гг. — изгнание из России изменившего Православию митрополита Исидора. 1472 год: в г. Юрьеве (Дерпте) по повелению католического «бискупа» и ливонских властей утоплены в реке священник Исидор и с ним 72 человека за отказ принять католичество. 1491 год: диспут во Пскове между католиками из Ливонии и православными.

XVI век. 1503 год — война России с Литвой из-за притеснения православных в Литве. 1518 год: папа Лев X обещает великому князю Василию Иоанновичу королевский титул в обмен на признание Флорентийской унии. 1525 год: грамота папы Климента VII Василию Иоанновичу с предложением «соединения церквей». 1550 год: папа Юлий III выражает готовность признать Ивана IV царем за покорность Римской церкви. 1580 год: в результате неудачной войны с польским королем Стефаном Баторием Иван IV сам обращается к папе Григорию XIII с предложением политического союза и постоянных сношений. В 1581 году в Москву пребывает от папы иезуит Антонио Поссевин. Царь ведет с ним диспуты о вере. Поссевин разрабатывает план и методы постепенного обращения России в католичество. 1591 год: Брестская уния, организованная с помощью успешного давления на православных со стороны польского короля Сигизмунда III Жестокие преследования православных после заключения унии в Польско-литовском государстве. 1599 год: умерщвление экзарха Никифора.

XVII век. Польско-шведская интервенция в начале столетия теснейшим образом связана с попыткой насадить католичество в России. Лжедмитрий I тайно принимает католичество и обещает соединить Русскую Церковь с римским престолом в случае успеха. После победы над интервентами и со времени избрания в патриархи Филарета Никитича всякая деятельность католиков в России категорически запрещена вплоть до конца XVII века.

XVIII век. 1702 год: по указу Петра I неправославным христианам разрешается строить храмы и свободно совершать религиозные обряды. Католические приходы очень немногочисленны: в Риге, Ревеле (Таллине), Кронштадте и Петербурге. Назначения католических ксендзов контролируются Святейшим Синодом. Католики — в основном иностранцы, служащие в России. 1707—1719 годы — открытая деятельность иезуитов до выдворения их из России по распоряжению Петра I. Пропаганда католицизма строго запрещена. 1717 год: предложение о «соединении церквей» со стороны профессоров Сорбонны отвергнуто. Почти весь XVIII век — упорная борьба польских католиков против Православия в Литве, землях Западной и Южной Руси, оставшихся в составе Польши. Закрытие всех православных епархий в Речи Посполитой, кроме одной Метиславльской епархии. С 1717 года в Польше запрещено строительство некатолических храмов. После раздела Польши многочисленные униаты возвращаются в Православие. Постепенное увеличение числа католиков за счет въезда в Россию иностранцев. 1772 год: католическое духовенство может исполнять любые распоряжения Рима только с санкции российской императорской власти. Но в 1773 году Екатерина II разрешает деятельность иезуитов, в тот момент запрещенных папой. Павел I ставит католическую церковь в непосредственную зависимость от императора.

XIX век. Император Александр I продолжает ту же политику жесткого контроля над католическим духовенством. Активная деятельность иезуитов среди русской знати. 1820 год: изгнание иезуитов из России. При Николае I, согласно ст. 47 тома 11 Свода законов, католическое духовенство сообщается с Римом только через министра внутренних дел. Согласно Свода законов, всякая пропагандистская деятельность католической церкви в России запрещена (т. 11, ст. 4, т. 14, ст. 65, 70, 78, 80). 1831 год: участие католического духовенства в польском восстании убеждает русское правительство в необходимости строгого контроля 1853—1856 гг.: Крымская война европейских держав в союзе с мусульманской Турцией поддерживается католическим духовенством. Парижский архиепископ Сибур объявляет крымскую войну «священной». 1863 год: второе польское восстание, также с участием католического духовенства. 1866 год: разрыв дипломатических отношений с Римом до 1894 года. 1867 год: установление католической церковью культа Иосафата Кунцевича, жестокого гонителя православных в Западной Руси.

XX век. 1905 год — папа Пий X: «Россия — самый большой враг Церкви». С 1907 года — насаждение «восточного обряда» как наиболее удобного способа обращения русских в католичество. Великая война 1914—1918 гг.’ Ватикан на стороне Тройственного союза против стран Антанты. 31 мая 1917 года: учреждение «Русско-католического экзархата» в Петрограде. 1917 год: папа Бенедикт XV создает «Конгрегацию для восточной церквей». Создание Папского Восточного Института, готовящего клириков для работы на востоке. Учреждение «Восточной миссии иезуитов» в Варшаве. Надежды католиков на советскую власть: «Большевизм создает возможность обращения в католичество неподвижной России», — Хризостом Бауэр и мн. др. 1922 год: переговоры кардинала Гаспарри с Чичериным на Генуэзской конференции. 1925 год: создание при Конгрегации для восточных церквей Русской комиссии. 1925 год: папа Пий XI посылает в Москву монсеньора д’Эрбиньи. Тайные переговоры с советской властью о перспективах католичества, открытии семинарий. 1930 год: послание Пия XI, с резким осуждением большевизма. Разрыв отношений… 1988 год — Тысячелетние крещение Руси. Папе отказано в приглашении на празднование, однако Ватикан посылает представительную делегацию. 1 декабря 1989 года — визит Горбачева к папе; тайные переговоры. 1990 год — легализация униатских общин и триумф униатства в Галичине — в Львовской епархии от более чем 1200 православных приходов осталось около 40 Массовый террор против православных — захваты храмов, избиение священников.

Последующие годы — систематическое распространение католической деятельности в России: организация епархий, приходов, открытие учебных заведений и т. д. среди традиционно православного населения. 1996 год: шумные празднования католиками юбилея Брестской унии, канонизации и пр. мероприятия, выражающие непримиримость к Православию.

Предложенная краткая и по необходимости неполная справка наглядно, надеемся, показывает, что папская политика по отношению к России и Русской Православной Церкви в течение многих столетий была неизменно агрессивно-враждебной, однако, несмотря на колоссальные усилия папства, результаты до сих пор были ничтожны. О какой же традиционности католицизма в России может идти речь? Только о традиции вражды к Православию, которая продолжает жить в последнем послании папы к Б Н. Ельцину.

Папа уверяет, что принятие нового Закона представляет «реальную угрозу» для «выживания» католицизма. В чем же эта угроза? Может быть Закон угрожает католикам репрессиями? Конечно, нет, но могут быть поставлены определенные рамки, ограничивающие пропагандистскую деятельность, и этого-то и боится папа, хотя говорит о другом. Видимо, слабы позиции католицизма, если папа действительно боится за его существование в России! По мнению папы, Закон должен еще и учитывать «специфическую иерархическую организацию» католической церкви; эта специфичность, как мы понимаем, прежде всего выражается в том, что католическая церковь возглавляется папой римским. Очевидно, папа желает, чтобы в российском Законе было учтено и признано это его значение. Ну, что ж, это вполне соответствует духу откровенного вмешательства в дела России, свойственного письму. Видимо, в воображении деятелей Ватикана их влияние в России уже превосходит все мыслимые границы.

Папа призывает Президента — он даже в нем «уверен» — быть «бдительным» (!) по отношению к депутатам Государственной Думы, (ибо Дума и есть «административное присутствие», неугодное папе) — огромным большинством голосов принявшим проект Закона. Итак, папа ясно противопоставляет Президента и депутатов Думы. Как расценить такое противопоставление? Папа уверяет, что он заботится о «религиозном мире великой российской нации». На самом деле, вызывать напряженность между Президентом и Думой значит как раз подрывать мир в стране, — европейская история полна примеров гражданских войн, вызванных борьбой между главой государства и парламентом. Разумеется, в Ватикане это хорошо знают. Вот куда направлены «озабоченность», «горячее стремление» главы католической церкви! Впрочем, нас это не удивляет’ ведь совсем недавно папа благословлял, к примеру, союз католиков и мусульман в Боснии против православных сербов. Там тоже была забота о «религиозном мире»…

В своем письме глава католической церкви высказывается на удивление сходно с другими радетелями «религиозного мира» в России — американскими сенаторами и президентом США, отношения которых к православному христианству не вызывает сомнений.

Понятно, что уверения в «полном доверии» и т. д., читаемые в письме, являются обычным политическим лицемерием. Из уст главы церкви обычно ждут другого. Но можно допустить, что уровень и обстоятельства, неведомые простым смертным, диктуют такой стиль. Но в письме из Ватикана поражает слишком откровенное игнорирование всякой реальности — как исторической, так и современной жизни России. Когда в письме выдающегося религиозного, христианского деятеля нет буквально ни слова правды, стоит задуматься. Католиков мы считаем своими братьями, и потому становится особенно страшно, когда читаешь этот документ. Что происходит с католицизмом? Куда заводит католиков тысячу лет назад совершившийся их отрыв от Православия? Папа римский заботится о католических обществах в России. Что можно прочно построить на неправде? Ни деньги, ни наемные радиопроповедники в православных рясах не помогут создать не то что духовную, — а сколько-нибудь устойчивую религиозную общину, если нет правды и черное называют белым Через некоторое время это станет очевидным, что подтверждает само содержание письма.

По-видимому, ватиканские аналитики находятся в состоянии эйфории от успехов католицизма в разваливающейся России и им кажется, что в России уже полностью отсутствует сколько-нибудь мыслящий слой. Мнение Православной Церкви папу интересует меньше всего. Общественное мнение в России для них не существует и поэтому уже можно неслыханным пренебрежением к «населению» огромных территорий постараться перекраивать жизнь под мерки своих фантастических представлений. Мы имеем в виду мечтательную концепцию некоторых католических деятелей о роли большевизма в революционной России, который, будто бы является железной метлой Господа, призванной очистить Россию от «схизмы» для того, чтобы на расчищенном русском пространстве создалось бы, наконец, «истинное» — католическое христианство «обновленного» русского народа… Вот тогда, конечно, в российские законы внесут титулы римского папы! Но ничего подобного не происходит. Православная Церковь живет и возрастает в России с удивительной силой, почитая своих мучеников и исповедников и утверждаясь на незыблемых основах святоотеческого предания И трудности, которые создают нам братья-католики вкупе с сектами и всевозможными конфессиями, способствуют, на самом деле, оздоровлению Церкви, заставляя православных людей глубже изучать основы своей веры и ясно осознавать великие, ни с чем не сравнимые духовные ценности Царства не от мира сего, хранимые Православием Врата адовы не одолеют Церковь.

Мы надеемся, что письмо папы римского российскому Президенту многим откроет глаза на подлинную роль католицизма в России.