Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Католические мессы в православном монастыре

(ЧТО ДОВЕЛОСЬ УВИДЕТЬ ПАЛОМНИКАМ В РОССИИ)

Его Высокопреосвященству Преосвященному архиепископу Сергию, управляющему делами Московского Патриархата, Члену Священного Синода Русской Православной Церкви

Ваше Высокопреосвященство!

Живя в Аргентине и не имея возможности соприкоснуться с дорогими нашему сердцу православными святынями, мы считаем своим долгом и душевной потребностью хотя бы раз в год приехать в Россию и совершить паломничество по святым русским местам.

Так случилось и в этом году. Однако тот шок, который мы с супругой испытали на этот раз, не дает нам возможности уехать из России, не прояснив для себя очень важный вопрос.

Совершая паломничество по монастырям, мы, по Воле Божией, оказались в Мирожском монастыре Псковской епархии. Двери старого храма-музея были на замке, но встретившийся нам рабочий объяснил, что богослужение в монастыре совершается, но не для всех, а только по пропускам, и не ежедневно, а по особым случаям. И в этот день как раз оказался «особый случай».

Вскоре появился и первый увиденный нами монах. Им оказался архимандрит Зинон, наместник монастыря, который, узнав, что мы издалека, радушно пригласил нас на службу… Каково же было наше изумление, когда внутри храма мы не увидели ни иконостаса, ни Царских врат, а вместо православного богослужения — католический священник в сослужении еще двух католиков и православного архимандрита Зинона совершали католическую мессу! Помимо нас и служащих в храме находились еще примерно 25 иностранцев, как оказалось позже — итальянцев, учеников иконописца Зинона. В конце мессы, а она, как оказалось, была посвящена католическому Успению, вслед за пастором-католиком и православным архимандритом все присутствующие стали потреблять облатки, обмакнутые в вине, от чего мы, естественно, отказались…

Мы являемся членами Зарубежной Церкви. Сын наш рукоположен там во священники. Однако мы считали и чувствовали, что с Русской Православной Церковью и Московским Патриархатом связаны наши корни. Так же мы воспитывали и нашего сына. Что сможем мы сказать ему по поводу увиденного? Многие, как и мы, в Зарубежной Церкви мечтают о молитвенном единении с Московским Патриархатом. Но не означает ли это теперь, что наше молитвенное единение могло бы означать молитвенное единение с католиками? Зарубежная Церковь всегда считала и считает это невозможным. А Московская Патриархия? Ее отношение к католицизму изменилось? Она допускает совместное с католиками богослужение в православном монастыре? Нам бы хотелось получить определенный ответ на наши недоумения по этому поводу прежде всего от священноначалия Русской Православной Церкви. Это, в случае отрицательного ответа, помогло бы избежать углубления раскола между нашими Церквами. Если же окажется, что Московский Патриархат допускает совместные богослужения православного монашества с католиками, заменяя Святое Причащение вкушением облаток, мы боимся, что Русская Православная Церковь пойдет по пути потери своей святости, что явилось бы и для нас огромным ударом.

К счастью, Господь дал нам утешение и сподобил в полной мере насладиться благодатию настоящего глубокого и возвышенного православного Богослужения в Псково- Печерском монастыре в День Успения Пресвятой Богородицы.

Смиренно просим Вашего прощения и архиерейского благословения.

Владимир Георгиевич и Светлана Ивановна Беликовы

Буэнос-Айрес, Аргентина. 1996 г.