Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Из интервью архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия об архимандрите Зиноне (Теодоре)

(ЧТО ДОВЕЛОСЬ УВИДЕТЬ ПАЛОМНИКАМ В РОССИИ)

«Мой комментарий может быть только в соответствии с канонами и традициями нашей Русской Православной Церкви, которые преступил архимандрит Зинон. В нарушение своей присяги, он имел молитвенное общение с отступниками от Православной Церкви. За это он подлежит церковному прещению… Я ему заявил, что раз он действует в нарушение своей присяги и не советуется с правящим епископом, то я не могу считать его клириком своей епархии. Виной всему — гордость. Он не стал считать наших старцев за духовных пастырей, он не считает за духовника о. Иоанна Крестьянкина, о. Николая с острова Залит, ни с кем не советуется, ни с кем не беседует. Он находится в каком-то нервном состоянии и пускается в разные вот такие истории. Да, мы ценим его талант, но, облеченный в сан архимандрита, занимая должности в иконописной школе в Мирожском монастыре, он позволяет себе такие своевольные действия, что не приличествует ему как монаху, прежде всего, и как носителю священного сана… Я пошел на то, чтобы дать ему как можно больше свободы: занимайся своим делом, иконописанием, и приноси тем самым пользу нашей Церкви. Но он воспользовался свободой с тем, чтобы иметь общение с католиками. Он винит Православную Церковь и оправдывает католичество… Мне его жаль, как сына Церкви. Но мы не можем ему позволить порочить Церковь. У него даже в мыслях нет покаяться. Более того, он дал интервью радио “Свобода” и там также заявил, что во всем виновата Православная Церковь, а католичество больше сохранило в себе вот этого, духа, что ли (я уж не знаю чего), но смысл его выступления по радио “Свобода” был в обвинении Православия.

Ну, тогда с Богом, иди туда, куда тебе нравится. Это человек, который пятнает жизнь Православной Церкви, находясь в Церкви…»

(«Радонеж». 1996. №21-24.)

ПОСЛЕСЛОВИЕ

28 ноября 1996 г. архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий (Саввин) подписал указ о запрещении в священнослужении известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора).

Как известно, 15 августа 1996 года в день католического Успения, в Мирожском монастыре, где расположена и возглавляемая о. Зиноном иконописная школа, несколько итальянских католических священников во главе с о. Романо Скальфи совершили мессу, на которой причастился и сам архимандрит Зинон с иноками обители.

В Псковской епархии уже давно хорошо известно, что архимандрит Зинон литургически сослужит с еретиками- католиками. Это было одной из причин разрыва его отношений с братией Псково-Печерского монастыря, который он покинул несколько лет назад. Братия монастыря были крайне возмущены тем, что архимандрит Зинон осквернил Псково-Печерскую обитель, тайно пригласив служить католическую мессу в тогда еще не освященном храме на Святой Горке о. Антония Ламбрехта из католического монастыря восточного обряда (Шеветонь, Бельгия).

В интервью газете «Радонеж» архиепископ Евсевий заявил, что архимандрит Зинон заслуживает канонических прещений и что в Псковской епархии он точно не останется. Дело архимандрита было рассмотрено на состоявшемся 14 ноября епархиальном совете, большинство членов которого высказалось за запрещение о. Зинона в служении из-за евхаристического общения с еретиками, а один клирик даже предлагал лишить его сана.

Обсуждалось нарушение о. Зиноном 45-го правила Святых Апостол, дословно гласящего: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

Уже после того, как архимандриту стало известно мнение собратьев по клиру Псковской епархии, он направил владыке Евсевию объяснительное письмо, датированное 23 ноября 1996 года. Отвергая ряд обвинений, о. Зинон не скрывает, что испытывает симпатии к католичеству, и излагает свой взгляд на единство Церкви.

«Раньше я думал, как меня учили, что Рим отпал от Вселенской Церкви, – заявляет архимандрит Зинон. — Теперь я так не думаю. Никакого отпадения, никакого разделения не было, ибо Церковь разделиться не может, как не может разделиться Христос. Разделились и враждуют люди с разным менталитетом, по причинам прежде всего национальным и политическим».

Католичествующий архимандрит в своем письме призывает владыку Евсевия помнить о том, что «многие правила византийской эпохи сейчас не работают, многие из них отменила сама жизнь». «Мы живем не в XVI веке, а в конце XX, — говорится далее в письме иконописца. — За это время время Церковь накопила огромный опыт и на многое смотрит по-иному».

Однако объяснения архимандрита Зинона не представились епархиальным властям достаточно убедительными, и указ о запрещении был подписан.

Архимандрит Зинон запрещен в священнослужении за нарушение присяги, данной им при рукоположении, пяти правил Святых Апостол и двух правил Поместных Соборов. Архимандрит будет пребывать под запрещением «до признания своей вины и раскаяния в ней».

Тем же указом наложены прещения на иноков Мирожской обители, причастившихся вместе с о. Зиноном у инославных отступников от Православной Церкви. Им запрещается принимать Святые Христовы Тайны в Православной Церкви и носить иноческие одежды до их раскаяния.

Тем же указом запрещенному архимандриту Зинону сообщается, что клириком Псковской епархии он больше не является.

Духовенство Псковской епархии считает о. Зинона одним из самых активных пропагандистов латинства в Русской Православной Церкви и идеи ее подчинения «римскому первосвященнику».