Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

XII. Попытки защиты от унии

От католически-униатского натиска православные защищались как могли. Прежде всего они сопротивлялись, когда их вынуждали перейти в католичество и униатство. Они выступали на сеймиках и сеймах в защиту свободы вероисповедания, Добивались от королей подтверждения своих свобод и часто получали подобные подтверждения, особенно во время коронации. У них отбирали храмы^и монастыри, а они возводили новые. Выдающуюся роль в защите своей веры, языка и культуры играли православные братства. Первое из них возникло в 1584г. в Вильне, следующие во Львове и других более или менее крупных городах. В начале XVII века почти при каждом православном храме и монастыре действовали братства. Они поддерживали Православие, защищали священников и храмы, занимались устройством школ, типографий, приютов, больниц, т.е. были основой духовной, общественной и культурной жизни православных.

Основанные князем Константином (Василием) Острожским в 1572-1580гг. братства в Слуцке, Турове, Владимире Волынском, особенно знаменитая Академия в его родном Остроге на Волыни, стали настоящими центрами духовной культуры, которые притягивали к себе наиболее одаренных православных ученых, богословов и педагогов. В 1581 году именно в родовом имении князя была издана Острожская Библия – наиболее яркое из изданий Священного Писания на церковно-славянском языке. В течение ряда десятилетий эта Библия поддерживала в православных дух сопротивления католицизации.

Многие талантливые православные писатели боролись против католических агитаторов. Еще в 1511г. анонимный автор из Супрасльского монастыря в своем „Послании” дал резкий отпор католическому архиепископу Яну Ляскому на его агрессивное выступление „О заблуждении русского народа11. В этом же монастыре появилось произведение – также неизвестного автора – „Послание к латинянам”. Еще через пять лет в Супрасле обнаружилось анонимное „Сказание” „на богомерзкую, на поганую латину, которые папы что в них вымыслили в их поганой вере”. Из окружения Острожской академии происходил некий Острожский клирик, автор „Истории о листрицком, то есть о разбойничьем феррарском или флорентийском соборе” (1598г.). Как видно из названия, он выступал против униатских действий этого собора.

Также в Супрасле появился , “Апокрисис, или ответ” Кшиштофа Филолета на книгу П.Скарги „Описание и защита собора русского брестского”. Филолет предостерегает, что уния является позорным актом, который в результате может привести к гражданской войне. Важную роль в защите Православия сыграл Леонтий Карпович, талантливый оратор, автор ряда проповедей, призывавших к совершенствованию духовному и защите веры отцов. Книга Мелетия Смотрицкого „Фринос, или Плач Церкви Восточной” (1610) считалась святыней, декалогом защитников Православной Веры перед искушениями униатов. П.Скарга обвинил автора книги в измене государству. Король приказал конфисковать все экземпляры и публично сжечь их, а тех, которые будут их хранить, жестоко наказывать. Православные от руки переписывали эту книгу, хранили ее как самое ценное сокровище, а в завещаниях просили положить ее к ним в гроб.

Выдающуюся роль в поддержании духа православных сыграли распространенные во множестве экземпляров произведения уроженца Судовой Вышни под Львовой Иоанна Вышенского, который из кельи на святой горе Афон в Греции слал послания соотечественникам. В Немногословном ответе Петру Скарге” он обвинил во лжи этого великого иезуита. В „Срывании маски с дьявола, властвующего на этом свете” он заклеймил именем „дьявола в короне” короля Сигизмунда III Вазу за то, что тот принуждал православных принять унию. Кроме того, в .Лослании к епископам, которые отступили от Православия” он писал: ,Для чего именем христианским бесстыдно осмеливаетесь себя называть, если чести этого имени не уважаете?… Будьте прокляты вы, (униатские) владыки, архимандриты, игумены, которые опустошили (православные) монастыри и сделали себе из святых мест имения, сами вместе с друзьями и слугами проводите там развратную и животную жизнь, возлежа на святых местах…, а в монастырях нет монашеской жизни, нет пения и молитвы, воют псы…”.

Выдающимися защитниками Православия, педагогами и одновременно авторами учебников для братских школ были братья Лаврентий и Стефан Зизании, уроженцы трокского повета. Именно эти поименованные и многие другие, известные по имени только Господу, всеми силами поддерживали Православную Церковь в борьбе с униатами, иезуитами и легионами иных врагов.

1) Равеннский экзархат принадлежал Византии. Император-иконоборец Константин Копроним тщетно требовал возвращения себе этих земель, но не имел сил возвратить их, занятый борьбой с арабами и своими православными подданными. – Прим. ред.

2) „Повесть временных лет” преп. Нестора-летописца сообщает об этом следующие подробности: “Потом пришли немцы из Рима и сказали: „Пришли мы, посланные папой”. И сказали ему: „Так говорит тебе папа: „Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера – свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги – суть дерево”. Владимир же спросил: „В чем заповедь ваша?” И ответили они: „Пощение по силе. Кто пьет или ест – это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел”. Владимир же сказал немцам: „Идите обратно, отцы наши не приняли этого””.

3) История донесла до нас ответ благоверного князя послам папы Иннокентия IV: „Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Ав раамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рожде ства Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмого Собора: сия вся сведаем доб ре, а от вас учения не принимаем”.