Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

II. Папство и Русь

Свою деятельность, направленную против других христианских Церквей, папа Иннокентий III не ограничил Византией и Малой Азией. Папа был убежден, что пришло время уничтожить „схизматиков” (т.е. православных – Н.Г.) во всем современном мире. Вот почему он направил иерархам Православной Церкви на Руси специальное послание, в котором пожелал, чтобы они добровольно перешли в католичество, делая тем самым прозрачный намек на судьбу православия в Византии.

В 1204г. к галицко-волынскому князю Роману Мстиславичу прибыло папское посольство, которое предложило ему вместе с подданными принять католичество. Взамен папа обещал, что при помощи „петрова меча” возведет князя на трон владыки всея Руси. Князь Роман, выслушав это предложение, усмехнулся недоверчиво, достал из ножен свой большой боевой меч и спросил у опешившего посла: „Таков ли меч у папы?”. Таким образом, предложение было отвергнуто. Но папа не оставил своего намерения латинизировать Русь. Он заручился поддержкой католических владык соседних стран, заставил активно действовать католических миссионеров. Как сообщает Никоновская летопись 1214 года, „в это лето венгерский король посадил сына в Галиче и перевел Церкви на латинскую службу”. Далее этот венгерский король, Андрей II, обратился к папе Иннокентию III с просьбой признать королем Галицкой Руси своего малолетнего сына Коломана. Он заверил папу, что вельможи и простой галицкий люд жаждут якобы жить в послушании Римской церкви, только чтобы им „разрешено было сохранить свои (т.е. православные – Н.Г.) обряды”. Папа принял эти заверения. Насколько они расходились с действительностью, доказывает дальнейший ход событий.

После четырех лет насилия и религиозных преследований со стороны венгров и местного епископа Артемия, который изменил вере отцов и принял унию, православное население Галича восстало и, поддержанное воинами из других русских княжеств, изгнало захватчиков. Вместе с ними в Венгрию бежали Артемий и другие приверженцы унии. Так закончилась первая попытка создания унии на восточно-славянских землях. Но, несмотря” на это, папская курия не теряла надежды.

В 1246г. папа Иннокентий IV вступил в общение с татарами, которые к тому времени завоевали восточную и среднюю Европу, пытаясь склонить их к принятию католичества. Когда эта миссия полностью провалилась, папство предприняло переговоры с галицко-волынским князем Даниилом Романовичем (сыном упоминаемого уже князя Романа Мстиславича), предложив организовать крестовый поход западно-европейского рыцарства против татар, за что князь подчинится римской курии. Даниил не согласился, отказался он и принять присланную папой королевскую корону. А в доказательство своей верности православию князь послал в Никею к православному патриарху Мануилу II епископа Кирилла в СОБОРНА 616/ПОТЕКА качестве кандидата на место митрополита Киевского и всея Руси. Таким образом Даниил восстановил прерванную нашествием татар в 241г. каноническую зависимость Православной Церкви на Руси от Константинопольского патриарха.

Несмотря на поражение, Рим не оставлял своих намерений и около 1253 года снова предложил князю Даниилу корону. Даниил, поддавшись уговорам венгерского короля, мазовецких князей и матери Агнешки, дочери Болеслава Кри- воустого, хотя и неохотно, но все-таки принял в Дрогичине на Полесье корону галицко-волынско- го короля из рук папского легата Опизо и провозгласил декларацию о признании им, князем Даниилом, верховной власти папы. Однако через несколько лет, когда обещанный крестовый поход против татарских захватчиков так и не состоялся, новоиспеченный король изгнал католическую миссию во главе с епископом Альбертом и разорвал все связи с Римом. Это вызвало со стороны папы Александра IV резкую отповедь в виде буллы, наполненной угрозами в адрес того, кто „забыл духовные и светские благодеяния Церкви, короновавшей и помазавшей его на королевство, не исполнил своих обещаний и погибнет, если, раскаявшись, не вернется на прежний путь”. Папа подчеркивал, что „церковная анафема и вооруженная светская длань готовы покарать неблагодарного”. Но на „неблагодарного” галицко-волынского короля это не произвело ожидаемого курией впечатления.

Бесполезным с точки зрения Рима был политический результат коронации великого князя литовского Миндовга в 1253 году в Новогрудке. Ничем закончились усиленные попытки папской- дипломатии обратить в католичество князя Великого Новгорода, защитника Отечества от набегов шведов и крестоносцев, народного героя Руси Александра Невского, канонизированного Православной Церковью1.