Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

X. Базилиане

Митрополиту Потею всегда были близки иезуиты, их девиз „цель оправдывает средства”, жестокая военная муштра, неугасающая враждебность по отношению к некатоликам, безграничная преданность ордену. И вот главный униат начал мечтать о создании подобного униатского ордена. Горячего и преданного сторонника своей идеи митрополит нашел в лице Ивана Иосифа Велиамина Рутского, перебежчика из протестантизма и православия в католичество, воспитанника римской униатской коллегии, а позже – епископа и ректора виленской униатской коллегии. Руководствуясь иезуитскими образцами,, они основали первый униатский орден базилиан с такой же системой военной дисциплины, густой сетью школ, которые позволили бы воспитывать из православной молодежи фанатичных униатов. Главной целью деятельности базилиан было обращение православных в униатство и разрушение Православной Церкви1. После смерти Потея папская курия назначила Рутского генералом базилиан, а также возвела его в сан униатского митрополита. Почти все православные монастыри Рутский превратил в базилианские, в том числе и Супрасльскую Лавру. Папа Урбан III в специальном благодарственном письме хвалил Рутского за „обращение в святую унию около двух миллионов схизматиков”. За полтора века своей деятельности базилиане вместе со своими старшими братьями иезуитами завладели Беларусью и почти целиком обратили ее в униатскую веру. Накануне первого раздела Речи Посполитой во владении базилиан находилось около 150 монастырей, при большей части которых действовали школы и типографии. Деятельность базилиан отличалась ненавистью к Православию и необыкновенной жадностью. В то время на базилиан работало более 20 тысяч крепостных крестьянских семейств. Базилиане также славились тем, что бесчеловечно обращались со своими подданными и беспощадно их обирали. Примером может служить то, что из фольварков, принадлежавших Супральской Лавре, в начале XVIII века сбежало больше половины крестьян. В базилианских монастырях находилось много римско-католических монахов. Именно они навязывали базилианам латинские обряды, польский язык в повседневном общении и польские обычаи. После 1773 года, когда в Речи Посполитой был упразднен иезуитский орден, почти все иезуиты перебрались в базилианские монастыри и по сути превратили их из базилианских в иезуитские.

Рутский использовал все самые недозволенные приемы, чтобы исключить из общественной жизни православное духовенство. Он писал ложные доносы на православных священников, братства и светских деятелей, обвиняя их в антиправительственных заговорах, в государственной измене, оскорблении чести и достоинства короля и т.д. За подобные преступления грозила смерть или пожизненное заключение. Рутский написал бесчисленное множество посланий, брошюр, в которых всеми способами поливал грязью Православие, стремясь дискредитировать его канонические основы. Православных он не считал за людей. Во время его властвования Православная Церковь на Украине и Беларуси, а также на Подлясьи переживала самые тяжелые времена. Когда в 1637г. он скончался, все, даже сами униаты, сочли его смерть милостью Божией.