Глава V (3)
70. Из слова к Евагрию: “И как бы некие лучи Отца, посылаемые к нам — светлый Иисус и Дух Святый. Ибо как лучи света, имеющие неразделимое по естеству состояние в отношении друг друга и не отделяются от света и не разделяются между собой, и приносят к нам благодать света, таким же образом и Спаситель наш и Дух Святый суть двойной Луч Отца, Который подает нам свет истины и с Отцем пребывает в единении” 52).
71. Его же, из первого слова ο Сыне: “Каким же образом Сын и Дух Святый могут быть не собезначальными, если Они соприсносущны (с Отцем)? — По той причине, что Они из Него, хотя и не после Него. Ибо то, что безначально — присносущно, но то, что присносущно не является по необходимости безначальным до тех пор, пока относится к Отцу, как к Своему Виновнику. Посему в отношении Виновника Они — не безначальны; является же очевидным, что вина не всегда — древнее, чем то, чего она является виной: ибо, напр., солнце не — древнее света. Α в некотором отношении Они — безначальны, именно — в отношении времени”53).
72. Дамаса папы Римского: из Деяний Второго Вселенского Собора: “Если бы кто не говорил, что Дух Святый — от Отца свойственно и истинно, как и Сын — от Божественного естества и Бога Бог Слово, — анафема” 54).
73. Святого Кирилла, из 3-его послания к Несторию: “Ибо Дух, хотя и имеет Свою отдельную Ипостась и, действительно, разумевается Сам по Себе как Дух, а не как Сын, но Он, однако, не чужд Ему, ибо именуется “Духом Истины”, а Истина — Христос, и Он изливается Им (Христом), как, конечно, — и от Отца”55).
74. Его же, из слова к императору Феодосию: “Ибо разрешая грехи того, кто — близок Ему, Он затем помазывает Своим Духом, Которого Сам посылает, как Слово Бога Отца, и из собственного естества изливает на нас как из источника; явив же как бы общее обыкновение в домосторительстве единения с плотью, Он и как человек дунул на них телесным образом; ибо Он дунул на Святых Апостолов, говоря: “Приимите Духа Свята”, и “не в меру дает Духа”, по изречению Иоанна, но Сам посылает от Себя, именно, как и — Отец”56).
75. И немного далее: ” (Христос) посылает Духа в крестящихся, не как нечто чуждое, как раба и слугу, но как Бога естеством с властью высочайшею, Который — от Него и свойствен Ему, чрез Которого и печатлеется в нас божественная черта (χαρακτήρ)”57).
76. Его же, из толкования Святого Символа Веры: “Закончив же слово относительно Христа, святые и треблаженные Отцы упоминают ο Святом Духе. Ибо сказали, что веруют в Него в тех же терминах, которыми говорят касательно Отца и Сына, ибо Он — единосущен Им, и изливается, или исходит, как от Источника — от Бога и Отца; подается же твари чрез Сына; посему-то Он дунул на Своих Апостолов, говоря: “Приимите Духа Свята”. Итак, Дух — от Бога и Сам — Бог” 58).
77. Его же, из послания к Иоанну Антиохийскому: “Никоим образом мы не допускаем нарушать Веру, изложенную Отцами нашими, то есть Символа Веры; ни нам самим, ни иным мы не допускаем изменять ни единого слова из находящягося там, ни единого даже слога нарушить, памятуя говорящего: “Не предлагай предел вечных, яже положиша Отцы твои”, — ибо это не они говорили, но чрез них говорил Дух Бога и Отца, Который исходит от Него, не чужд же — Сыну, согласно понятию естества” 59).
78. Его же, из книги: “О Святей Троице”: “Познаются и веруются быть Три покланяемые Ипостаси Сей Святой и покланяемой Единицы: Отец — безначалыний, безвиновный, нерожденный, присносущный; и Сын — единородный, рожденный неизреченно и бесстрастно и несказанно прежде всех веков из существа Самого Отца, и посему — единосущный и сопрестольный и во всем подобный и равный Отцу, за исключением лишь Отечества, Начало же и Вину имеющий в рождении Своем — Отца; и Дух Святый — животворящий, покланяемый, исходящий от Отца, то есть из существа Отца, но не образом рождения (как Сын), дабы тем самым не явилось два Сына в Троице, а — исходящий, как было сказано, от единого Отца, как бы из уст, явленный же чрез Сына и говоривший во всех святых Пророках и Апостолах; кроме того, как я сказал, — сущий. от существа Самого Отца и Сына, и имеющий единосущие в отношении Отца и Сына, Он и Сам также, как Отец и Сын, не имеет ничего общего понятием Своего существа ни с какой тварью”60).
79. Его же, из первого слова против Иулиана: “Сын родился от Отца и есть в Нем и от Него — по-естеству; исходит также (от Отца) и Дух, свойственный Богу и Отцу и, подобным же образом, свойственный — Сыну: ибо Бог Отец чрез Него освящает то, что подлежит освящению”61),
80. И в конце этого слова: “Ибо Дух по естеству происходит от Отца; чрез Сына же подается твари”62).
81. Его же, из второго слова против Иулиана: “Что и самое естество стихий само по себе и от себя не имело бы силы избежать тленности, но нуждается, так сказать, в поддерживающем ее для благобытия руке, явил Пророк, говоря: “Дух Божий ношашеся верху воды”: ибо Он все приводит к жизни, являясь по естеству Духом Божиим, как от жизни Отца сущий и от Него происходящий”63).
82. Его же, из книги ” Сокровищница”: ;Беседуя с Иудеями, Христос говорит в одном месте: “Аще же ο персте Божии изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие”. “Перстом” Он здесь называет Духа Святаго, неким образом происходящего от Божественного Существа, и по естеству от Него зависящего, как и перст зависит от человеческой руки. Ибо, вот, Божественные Писания именуют Сына рукой и десницей Божией, как это говорится: “Спасе его десница Его, и мышца святая Его”; и еще: “Господи, высока мышца Твоя, и не ведеша, познавше же, постыдятся”. Итак, как рука соответствует естеству целого тела, делая все то, что — угодно разуму, помазует же, обыкновенно употребляя для сего перст, так и Слово Божие, сущее от Него и соответствующее Ему по естеству, скажу так, дабы мы и Давшего Начало приняли во внимание, и в Сыне разумели происходящего естеством и существом от Отца Святого Духа, Которым помазуя, Он все освящает. Итак, Дух Святый является не чуждым и не посторонним Божественному естеству, но — от Него и в Нем по естеству именно, подобно тому, как и телесный перст является того же естества, что и — рука, и, в свою очередь, рука в теле не является различного естества от самого тела” 64).
83. И немного далее: “Ясно является, что Дух Святый не чужд — существу Сына, но в нем (существе) — и от Него (Сына), и как некая — естественна сила, могущая исполнить все то, что пожелает”65).
84. Его же, из слова к монахам: “Дух изливается, т. е исходит как от Источника, от Бога и Отца, подается же твари чрез Сына” 66).
85. Его же, к Палладию: “Дух, отнюдь, не является изменяемым, но если (скажут, что) Он страждает изменение, то тогда эта немощь непосредственно принадлежала бы самому Божественному естеству, ибо Он — Дух Бога Отца и Бога Сына, по естеству от Того и Другого, т.е. — от Отца чрез Сына произливающийся Дух” 67).
86. В девятом ответе он говорит так: “Дух Святый исходит от Бога и Отца, согласно слову Спасителя, но не чужд — Он и Сыну, ибо Он имеет все вместе с Отцем. И это Он Сам научил, говоря ο Святом Духе: “Вся елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет, и возвестит вам”. Итак, Дух Святый, творяй чудеса, прославил Ииcyca, тем не менее, как Дух Его, а не как чуждая и более сильная, чем Он, сила, согласно чему познается, что Он — Бог”68).
87. Это говорил божественный Кирилл, борясь против Нестория, говорящего: не собственной силой Христос творил чудеса, НО — как некий простой человек и один из пророков. — Но, когда Феодорит, слыша и видя, что в писаниях Кирилла Дух называется свойственным Сыну, он заявил: “Если Кирилл, говоря, что “Дух — свойственен Сыну”69), хотел сказать этим, что Он свойственен Ему, как сущий одного с Ним естества и как исходящий от Отца, — то и мы вместе с ним будем исповедывать это и примем это изречение, как благочестивое (православное); если же он этим хотел сказать, что – “Дух — свойственен Сыну”, как от Сына или чрез Сына имеющий бытие, то мы это изречение отвергнем, как хулу и как нечестие. Ибо мы веруем Господу, Который говорит: “Дух истины, Иже от Отца исходит”, и — божественнейшему Павлу, говорящему подобное: “Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, Иже от Бога”. — Услышав это и тщательно обдумав, Кирилл не дал на это ответа, но написав книгу ο Святой Троице, он возвестил в ней, что Дух Святый исходит только от Отца”.
88. Святого Иоанна Златоустого из первого трактата против Аномиан, который находится в “Маргаритах”: “Что Бог находится везде — знаю; и что Он — целостный везде — знаю; каким же образом — не знаю. Знаю, что Он родил Сына; каким же образом — не ведаю. Знаю,. что Дух происходить от Него; каким же образом — от Него — не знаю”70).
89. Его же, из слова ο Святой Троице: “Верую во единого Бога Отца, Вседержителя; верую — не исследую; верую — не преследую Непостижимого; верую — не измеряю Неизмеримого; верую во единого — и единственного истинного Вседержителя”71).
90. Ε немного далее: “Верую и в Господа нашего Ииcyca Христа, Сына Его Единородного, рожденного от Него прежде всех веков, каким образом — это известно только Ему — Рожденному”72).
91. И затем: “Верую и в Духа Святаго, Духа Истины, от Отца исходящего, — Исполнение Троицы; Ему вверяю мое освящение; Ему вверяю воскресение из мертвых”73).
92. Его же, из второго слова на Благовещение и против Ария: “Я же, наставленный Священными Писаниями, воспеваю Отца, всегда являющегося Отцем; воспеваю Сына, возсиявшего вне времени от Отеческого существа; воспеваю Духа Святаго; от Отца исходящего и в Сыне почивающаго”74).
93. Его же, из омилии ο Святом Духе: “Итак, как я сказал, дабы кто-нибудь, услышав “Дух Бога”, не подумал, что этим обозначается нзвестная родственность, а не — общность (Божественного) естества, Павел сказал: “Нам же дан не дух мира, но Дух, Иже от Бога”. Еще говорится “Дух Отца”, как Спаситель говорит Апостолам: “Не пецытеся, како или что возглаголете: не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас”. Но как Писание сказало — “Дух Бога”, и присовокупило — “Иже от Бога”, так, опять же, говорится и — “Дух Отца”. И дабы ты не подумал, что говорится только в отношении известной родственности, Спаситель утверждает, говоря: “Егда же приидет Утешитель, Дух истины, Иже от Отца исходит”. Там — “от Бога”; здесь — “от Отца”. То, что Он привел в отношении Себя Самого: “Аз от Бога изыдох” это же — и в отношении Святого Духа: “Иже от Отца исходит”. Итак, говорится: “Дух Бога”, “Дух от Бога Отца” и “от Отца исходит”. Что означает — “исходит”? — Не сказал: “рождается”; а то, что не написано (в Священном Писании), того и не надо мыслить. Сын — от Отца рожденный; Дух — от Отца исходит. Ищешь, конечно, узнать от меня, в чем — различие: как Сей родился, как Тот исшел? В чем же заключается дело? — Узнав, что Сын родился, познал ли ты и понял: каким образом Он родился? — Так что, когда слышишь имя Сына, разумел ли ты и образ рождения? — Это — наименования, возлюбленный, которые должны быть почтены верой и сохранены благочестивым размышлением”75).
94. Святого Епифания Кипрского, из книги, называемой “Анкорат”: “Таким образом, мы верим, что есть Дух Святый, Дух Божий, Дух совершенный, Утешитель, несотворенный, от Отца исходящий и чрез Сына восприемлемый”76).
95. Из послания папы Целестина к Несторию: “Не должны богохульные слова смущать чистоту древней веры. Кто когда не был судим достойным подлежать анафеме из числа тех, кто или отъемлют или прибавляют нечто к Вере? Ибо что полно и ясно предано нам Святыми Апостолами, не допускается ни прибавлять к сему ни убавлять от сего. Ибо мы читаем в наших книгах, что не должно ни прибавлять, ни изменять сего, так что прибавляющий или изымающий подлежит величайшему наказанию”77).
96. Святого Максима, глава 63 из толкования на пророка Захарию: “Ибо Дух Святый, насколько является по Своему существу естеством Бога и Отца, настолько Он по Своему существу является естеством и Сына: ибо имея от Отца естество, Он неизреченным образом исходит чрез Сына” 78).
97. Его же, на собеседования с македонианином: “Ибо Сын родился из существа Отца (посему Он — Единородный), и Дух Святый исходит из существа Отца”79).
98. Его же: “Единый Бог, единого Сына Родитель и Отец, и Духа Святого Изводитель (Προβολεύς); Единица не смешанная и Троица нераздельная; Ум безначальный, Единый единого по существу безначального Слова Родитель и Единый Присносущной Жизни, т.е. Духа Святого — Источник “80).
99. Его же из комментарий на книгу Святого Дионисгя: “О Божестсенных именах”: “Бог и Отец, двигнувшись вне времени и по любви, пришел в разделение Ипостасей, нераздельно и неумаленно пребывая в Своей полноте, сверхполный единства и сверхпростый, несмотря на то, что Его Сияние пришло в бытие, как живой Образе (Его), и несмотря на то, что Всесвятый Дух божественно и превечно исходит от Отца, как этому научает Господь” 81.
100. Его же, из толкования “Отче наш”: “Сын и Дух Святый естеством одно суть с Отцем; от Него — сущие и в Нем — по естеству выше вины и слова”82).
101. Иустина Философа и мученика, О вере, глава 2-я: “Ибо поскольку из Своего cyщества Отец родил Сына, и из того же существа извел Духа, то — естественно, что участвующие в том же самом существе, и являются участниками Того же и единого Божества”83).
102. И немного далее: “Как Сын — от Отца, так и Дух; разве лишь в образе бытия будет некое различие. Ибо Оный Свет (т. е. Сын) просиял от Света (т. е. Отца), а Этот Свет (т. е. Дух Святый) и Он также от Света произшел, но не рождением, а исхождением: таким образом, являясь совечным Отцу, таким образом — того же существа, таким образом — бесстрастно оттуда исшедший; таким образом — во Единице разумеем Троицу и Троицу во Единице” 84).
103. Дамаскина, из седьмой книги, говорящей ο Духе: “Таким же образом будучи наученными ο Духе Божием, сшествующем со Словом и являющем Его действование (энергию), мы не считаем Его за неимеющее субстанцию дыхание, но (мыслим ο Нем) как ο Силе по естеству, которая сама по себе видится в личной Ипостаси, которая от Отца исходит и в Слове почивает и являет Его” 85).
104. Его же, из 8-й книги: “Веруем во единого Отца, Начало всего и Виновника, ни от кого не родившегося, безвиновного же и нерожденного единого Сущего, естеством же Отца единого только Единородного Сына Его, Господа же нашего Ииcyca Христа, и Изводителя Святого Духа”86).
105. Из этого же слова: “Ибо если и Дух Святый от Отца исходит, но не образом рождения, а — исхождения, то, следовательно, имеется иной образ бытия, также непостижимый и неразумеваемый, как и рождение Сына”87).
106. Из этого же слова: “Единый нерожденный — Отец (ибо Его бытие не происходит от иной Ипостаси): и единый рожденный — Сын (ибо Он — рожден безначально и вне времени от Отеческого существа), и единый — Святый Дух, исходящий из существа Отца, не — рожденный, но — исходящий”88).
107. Также мы веруем и во единого Духа Святаго, Господа и Животворящаго, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимаго” 89).
108. Из того же слова: “Во всем (Дух Святый) подобен — Отцу и Сыну; от Отца исходит, чрез Сына подается и воспринимается всей тварью”90).
109. Из того же слова: ” (Дух Святый —) неотделимый и неразделяемый от Отца и Сына, и все имеющий, что имеют Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности” 91).
110. Дух Святый и Сам происходит от Отца, но не образом, рождения, а образом исхождения. И что есть различие между рождением и исхождением — это мы знаем; но в чем заключается это различие — отнюдь, не ведаем. Одновременно происходят и рождение Сына от Отца и исхождение Духа. Все, что имеет Сын, имеет и Святый Дух от Отца, как и самое бытие Свое; и если не было бы Отца, не было бы ни Сына, ни Духа; и если чем-нибудь не обладал Отец, не имели бы сего также ни Сын, ни Дух; и по той-то причине, что Отец обладает, имеют все это Сын и Дух, т.е. чрез Отца Они имеют это, не обладая только ипостасными свойствами Отца: — нерожденностью, рождением (Сына) и изведением (Св. Духа); ибо только сими ипостасными свойствами различаются между Собою Три Святыя Ипостаси92).
111. И еще: “Должно ведать, что мы не говорим, что Отец происходит от кого-то, но мы говорим, что Он — Отец Сына; и мы не говорим, что Сын — Виновник или Отец, но мы говорим, что Он происходит от Отца и — Сын Отца; Духа же Святого мы возвещаем — от Отца и именуем Духом Отца; мы не говорим, что Дух происходит от Сына, но именуем – “Духом Сына” и исповедуем, что Он чрез Сына является и подается нам; но мы не говорим, что Сын — от Духа и не именуем “Сыном Духа”93).
112. Его же, из 13-й главы: “И когда я думаю ο взаимном соотношении Трех Ипостасей, я представляю себе, что Отец — сверхсущественное Солнце, Источник благостыни, Бездна существа, разума, премудрости, силы, света, Божества, Источник рождающий и изводящий сокровенные в Нем Блага. Итак, Он — Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово изводящий являющегося Духа” 94).
113. И еще оттуда: “Отец есть Источник и Виновник Сына и Духа: Отец же — единого Сына и Изводитель Духа. Сын есть Сын, Слово, Премудрость и Сила, Образ, Сияние, Начертание Отца и сущий Отца. Но Дух Святый не есть Сын Отца, но
— Дух Отца, как от Отца исходит: ибо, отнюдь, нет первого движения (ουδεμία ή ορμή) без Духа; и (говорится) “Дух Сына” не в том смысле, что Дух происходит от Сына, но что чрез Него Дух исходит от Отца”95).
114. Из 14-й главы: “Дух Святый есть Бог, освящающая Сила, воипостасная, от Отца непосредственно происходящая и в Сыне почивающая, единосущная Отцу и Сыну”96).
115. Его же, из послания к Иордану: “Для нас Один — Бог: Отец и Слово Его и Дух Его. Слово же воипостасное — Результат Рождения, почему и является Оно — Сыном; и Дух воипостасный — Результат Исхождения и Изведения от Отца чрез Сына, но не — от Сына, ибо Дух, возвещающий Слово, ест Дух “уст Божиих”. Но, конечно, как те уста (о которых говорится в псалме) не — телесный орган, так и Дух не есть исчезающее и растворяющееся дыхание”97).
116. Его же, и слова его на погребение божественной плоти Господней: “Это является Предметом нашего служения: — Отец — нерожденный Родитель Сына, ибо Сам Он ни от кого (не происходит), Сын — Результат Рождения Отца, как от Него рожденный, Дух Святый Бога и Отца, как от Него исходящий, Который, говорится, и — от Сына, как чрез Него являемый и подаемый твари, но не от Него имеющий бытие” 98).
117. Святого Григория Нисского, из толкования “Отче наш”: “Если же для Сына и Духа было бы общим иметь бытие не образом рождения, то как бы не явилось и некое смешение в предмете; затем долженствует сохранять несмешенным различие в личных свойствах, дабы и то, что — общее сохранилось, и личное свойство не стало смешенным (с личными свойствами Иных Ипостасей). Ибо в Писании возвещается Единородный Сын от Отца, а прежде сего — именование “Слово” говорит ο Его личном свойстве. Относительно же Духа Святаго, свидетельствуется (в Писании), что Он — и от Отца и от Сына”. — “Аще кто Духа Христова не имать”, говорится, “сей несть Егов”. Итак, Дух — сущий от Бога (Отца), также есть и Дух Христов. Сын же — сущий от Бога (Отца), отнюдь, не является и не именуется Сыном Духа; и это последование отношений (между Лицами Св. Троицы) не идет в обратном порядке, так чтобы возможно было в равной мере чрез регресс взаимно поменять места слов, и как говорится “Дух Христов”, таким же образом сказать и “Христос Духов”99).
118. Уподобления Первого Святого и Вселенского Собора: “Как уподобление Отцу здесь принимается наш ум, огонь, источнике; как уподобление Сыну — слово, сияние, река; как уподобление Духу Святому — исходящее из нас дыхание, свет, вода. И как вторые проистекают из первых, так и третии — проистекают из первых; так и говорится, так и на деле есть. Ибо слово и дух происходят из ума, сияние и свет — от огня, река же и вода — от источника; так и говорится, так и на деле есть. Но, отнюдь, невозможно, чтобы третии происходили из вторых или вторые из третьих. И, однако, — в слове есть дух, и в сиянии — свет, и в реке — вода. Но поскольку одно вытекает из другого, то очевидно, что говорится, что третии происходят из вторых и, в свою очередь, первые и вторые именуются именами третьих. Итак, если отнесешь это уподобление в отношении Святой Троицы, то оно сохранится тебе во всем неизменно. Ибо Сын и Дух — от Отца, и никоим образом не Друг от Друга. И Дух — в Сыне (ибо Он не отделим от Отца и Сына), но Он — Дух и Сына и Отца; в свою очередь, как Сын, так и Отец — Дух. Это ты имеешь сказанным Первым (Вселенским) Собором” 100).
119. Но и Второй (Вселенский) Собор, божественно вещая, догматизировал: “И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяемого и сславимаго”.
120. Святого Григория Чудотворца, из откровения (бившего ему) от Евангелиста и Богослова Иоанна: “Единый — Бог Отец Слова Живаго, Премудрости сущей и Силы и Начертания вечного, совершенный совершенного Родитель, Отец — Сына Единороднаго. Единый — Господь, Единый от Единаго, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества. Единый — Дух Святый, от Бога имеющий бытие и чрез Сына являемый, являемый людям, совершенный Образ совершенного Сына, Живая Вина живущих”101).
121. Иоанна, смиренного монаха, пресвитера Дамаскина, слово в Святую Субботу, начало котораго: “Кто возвестит силы Господни”, немного далее после вступления: “Виновник всего — Бог; Сам же Он ни от кого не Происходит, посему Он — и нерожденный; имеющий Слово воипостасное, совечное, от Него неизреченно и вне времени родившееся, никогда не отделимое от Отца, совершенного Бога, во всем подобное Родившему, кроме свойства нерожденности; подобное в существе и силе, воле и действии, царстве и господстве; Он не — безвиновный, ибо Он – от Отца; но Он не есть начавшийся во времени, ибо не было того, чтобы когда был Отец, не был бы тогда и Сын. Ибо Отец есть Отец Сына, и не был бы Отцем, если бы одновременно с Отцем и Сын не имел бы бытие; ибо Он — без промежутка времени.от Отца родившийся и в Нем нераздельно пребывающий, являясь Премудростью Родившего и воипостасной Силой; существом Бог, Отцу единосущный; не без Духа познаваемый. Ибо и Дух Святый от Отца исходит — единомощный, той же воли, того же действия, той же силы, совечный, воипостасный; не образом рождения происходящий, но образом исхождения (это — иной образ бытия, божественный и непостижимый); во всем — подобный Отцу и Сыну; благой, водительный, господотвенный, творческий, существом Бог, Отцу и Сыну единосущный, со-царствующий, со-славимый, сопокланяемый от всей твари. Это является Предметом нашего служения: Отец – нерожденный Родитель Сына, ибо Он Сам ни от кого не происходит, Сын — Результат Рождения Отца, как от Него рожденный, Дух Святый Бога и Отца, как от Него исходящий, Который, говорится, и — от Сына, как чрез Него являемый и подаемый твари, но не от Него имеющий бытие” 102).
Конец (собранию изречений Святых Отцев).