XIII. Борьба за сохранение православной иерархии
Поскольку делалось все, чтобы уничтожить Православную Церковь и физически, и духовно, в первую очередь предпринимались попытки ликвидировать православную иерархию. После смерти православных епископов Гедеона Балабана (1607) и Михаила Копыстенского (1612) единственным рукоположенным православным иерархом остался епископ Евстафий Тисаровский. Хотя владыка Евстафий старался успеть везде, существовала угроза, что Церковь в любой момент может лишиться иерархии. Господь, однако, не покинул свою Церковь, не обрек ее на гибель. В 1619г. к восточным славянам по просьбе православных патриархов прибыл патриарх Иерусалимский Феофан с тем, чтобы урегулировать церковные дела. В следующем году Его Святейшество посетил Киев, и по просьбе православных тайно, охраняемый казаками гетмана Петра Сагайдачного, рукоположил митрополита и шестерых епископов. Таким образом, руководство Православной Церкви в Речи Посполитой было возобновлено.
Польские власти не признали возрожденную православную иерархию и начали ее преследовать. Король объявил патриарха Феофана турецким шпионом. В это время новые епископы разъехались по своим епархиям и укрылись в монастырях в самых глухих местах. Они сразу же приступили к решительным действиям по обновлению и возрождению православной духовной жизни. Так, в монастыре св. Онуфрия в Яблочине под Бугом почти два десятилетия находилась резиденция православного епископа хелмского, в которой Паисий Чернявский с помощью местных монахов выполнял архиерейские обязанности и заботливо руководил епархией.
Возрождение православной иерархии вызвало особое беспокойство униатского митрополита Рутского. В результате после его доносов и жалоб Сигизмунд III Ваза приказал канцлеру Льву Сапеге огласить универсал с распоряжением расправиться с новой иерархией. Только что рукоположенным епископам угрожала не только тюрьма, но и смертная казнь. В связи с этим Митрополит Новогрудский и Киевский Иов Борецкий поселился не в Новогрудке, где был кафедральный собор, а в Киеве под охраной казаков. Униаты, католики, король и его чиновники боялись казаков, как огня. Поэтому они предпочли преследовать других православных – безоружных. Король приказал хватать и расправляться со всеми сторонниками новой православной иерархии. Например, в Вильне во время православной Пасхальной недели в 1621 г. был устроен массовый погром православных: их хватали на улице, вытаскивали из домов, расправлялись, лишали рабочих мест, отбирали лавки и мастерские, бросали в тюрьму. Подстрекаемая католическими и униатскими священниками толпа ворвалась в православный монастырь Святого Духа, разгромила его и пыталась сжечь.
Митрополит Иов вместе с другими иерархами направил королю протест, из которого мы узнаем, что волна репрессий в отношении православных захлестнула в это время всю Речь Посполитую: „В Могилеве, Минске и Орше – читаем в этом документе – разграблены церкви, в Перемышле в тюрьме убито 24 горожанина, в Ярославе, Кременце, Гродно, Пинске захвачены церкви, в Бресте игумена Дорофея вместе с монахами сбросили в колодец, в Красном Ставе вломились в церковь и убили много людей, которые молились там, то же сотворили в Соколе, Белзе и Бусне; взрослых убивают без исповеди, а детей без крещения”.