Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

§ 27. Виклеф, Гусс и Саванаролла

Английский богослов Джон Виклеф (род. 1324 г., ум. 1384 г.) выступил со своими реформаторскими стремлениями во второй половине XIV века. Обстоятельства благоприятствовали ему. В то время (при Эдуарде III) английское правительство мало-помалу начало высвобождаться из-под опеки папства и потому благосклонно смотрело на его противников. Виклеф начал тем, что в 1356 г. издал сочинение “0 последних временах церкви”, затем, во время (с 1360 г.) борьбы оксфордского университета с нищенствующими монахами, стал устно и письменно доказывать несостоятельность монашества. К этому времени относится, между прочим, его сочинение “0 бедности Христа”, в котором нищенствующие монахи представлены в весьма невыгодном свете. В 1366 г., когда английское правительство отказалось платить ленную подать папе, Виклеф выступил с сочинением в защиту правительства. За это он сделан был профессором и доктором богословия в Оксфорде (1372 г.). В 1374 г., по поручению своего правительства, Виклеф, в числе других, отправлялся к папскому двору в Авиньен для переговоров о церковных делах. Здесь он лично познакомился с испорченностью папства и, по возвращении, открыто стал проповедовать, что папа есть “антихрист”. В своих нападках на папство Виклеф дошел до того что отвергал в принципе священство, поставляя не освящение, а личное благочестие того или другого иерархического лица источником его прав на управление и священнодействие в церкви. Нищенствующие монахи воспользовались этими и подобными мыслями Виклефа, чтобы обвинить его в ереси. Они выбрали из его сочинений и лекций 19 положений и отправили их папе Григорию XI, как еретические. Назначен был суд над Виклефом (в 1378 г.). Но на этот раз, благодаря защите английского правительства, он избежал осуждения, удовлетворивши суд приличными объяснениями. Между тем наступил папский раскол. Виклеф снова выступил против папства и пошел еще дальше в своих реформаторских планах. Он отвергал совсем епископскую степень в церкви и предлагал восстановить, как он говорил, апостольское пресвитерианское устройство; отвергал совершенно Св. Предание, поставляя Св. Писание единственным источником и нормою вероучения; учение о чистилище и индульгенциях также отвергал; таинство елеосвящения не признавал необходимым; устную исповедь считал насилием совести и потому предлагал довольствоваться внутренним раскаянием человека перед Богом; учение о действительном присутствии Христа в Евхаристии отвергал, допуская только Его духовное присутствие; богослужение, с его искуственностью, блестящими церемониями, отвергал и предлагал устроить его, как можно проще; священникам предлагал дозволить брачную жизнь, а монашеское сословие уничтожить, или, по крайней мере, монахов считать наравне с мирянами. Вообще Виклеф стремился в деле веры, если не совсем уничтожить, то, по крайней мере, ограничить всякое посредство между Богом и человеком, и спасение человека поставил в зависимость от его личного отношения к Искупителю. Для распространения в народе религиозного знания Виклеф основал общество благочестивых мужей, которые должны были проповедовать народу Евангелие; вместе с тем он начал переводит Св. Писание на английский язык. Все это, и особенно попытки дать народу возможность читать Св. Писание, было причиною того, что против Виклефа снова начались преследования. В 1382 г. на соборе в Лондоне его учение в 24 положениях было осуждено, как еретическое. Слабый король Ричард II успел только защитить личность Виклефа. После этого Виклеф удалился из Оксфорда в приход Люттерворт, где и умер. В своем уединении, незадолго до смерти, он написал сочинение trialogus, в котором изложил свои реформаторские мысли. Впоследствии Виклеф еще несколько раз был осужден папою Иоанном XXIII на римском соборе в 1412 г. и на соборе констанцском 1415 г. У Виклефа остались последователи не только из среды народа, но и высших классов общества. Их называли еретиками лоллардами. Но так как английское правительство, под давлением папства, отказало им в своем сочувствии и даже помогало церкви преследовать их, то они не имели никакого значения. Все-таки мысли Виклефа пустили глубокие корни как в Англии, так и в других странах.

В более привлекательном свете является пред нами другой поборник реформы, Иоанн Гусс, профессор богословия в Пражском университете, в Богемии. Виклеф в своих реформаторских стремлениях дошел до отрицания весьма существенных пунктов в религии; Гусс, напротив, восставая против злоупотребления римской церкви, остался на почве церковной и даже больше – он был поборником древнего православия. Гусс родился в 1369 году в одном местечке в южной Богемии, Гуссинеце, образование получил в Пражском университете, в котором о 1398 года занял кафедру богословия. В то время мысли о повреждении церкви занимали многих; высказывались они и в Богемии. Вместе с этим в Богемии в XIV веке возникло стремление восстановить древнее православие, проповеданное там свв. Кириллом и Мефодием. Богослужение на славянском языке и причащение мирян под обоими видами составляло первый предмет желаний богемцев, Иоанн Гусс, занявши профессорскую кафедру, сделался: горячим поборником реформы церкви в смысле возвращения ее к древнему православию. Вскоре ему пришлось открыто заявить свои реформаторские стремления. В 1402 г. он занял должность проповедника в Вифлеемской часовне (так называлась частная, вновь построенная богемцами, церковь). В своих проповедях, которые произносились на славянском языке, он учил народ вере и жизни по Евангелию: при этом ему приходилось делать резкие отзывы о католических священниках и монахах. В то же время Гусс познакомился с сочинениями Виклефа, привезенных из Оксфорда его другом Иеронимом Пражским, и отнесся к ним с полным сочувствием, не разделяя, впрочем. крайних воззрений Виклефа. Все это было причиною того, что поборники латинства стали обвинять Гусса в ереси Виклефа. Вскоре произошло столкновение. В Праге прибыли два английские богослова, последователи Виклефа, и, между прочим, выставили две картины, из которых на одной было изображено шествие Спасителя в Иерусалим в сопровождении учеников, а на другой – вшествие папы в Рим, в сопровождении кардиналов; Спаситель был изображен в терновом венце, а папа – в тройной золотой короне и т. п. В университете начались толки об этих картинах. Гусс, не одобряя англичан за их выходку, высказался все-таки против папства в духе Виклефа. Но в университетской корпорации большинство голосов предоставлено было иностранцам1, которые, по побуждениям чисто национальным, были против Гусса и богемских членов университета; поэтому иностранные члены университета составили (1408 г.) определение, в котором осуждалось 44 положения Виклефа. Но Гусс исходатайствовал у короля Венцеслава декрет (1409 г.), которым большинство голосов предоставлялось богемским членам университета. Таким образом национальная и реформаторская партия в Богемии взяла перевес; богемцы, во главе с Гуссом, стали решительно высказываться против римской церкви. Теперь против Гусса выступил пражский архиепископ Сбинко. Он послал на него донос в Рим, – и оттуда в 1410 г. пришла булла, повелевавшая сочинения Виклефа сжигать, а последователей его привлекать к суду; к этому присоединено было запрещение проповедовать в частных церквах. Гусс послал к папе апелляцию, в которой доказывал, что в сочинениях Виклефа весьма много истинного; проповедования же в Вифлеемской часовне, не оставлял. Папа потребовал было его в Рим; но, благодаря заступничеству короля и университета, дело Гусса окончилось мирно в Праге. Вскоре вышло новое столкновение у Гусса с римскою иерархиею. Папа Иоанн XXIII, устраивая крестовый доход против своих политических врагов, прислал в 1412 г. в Богемию буллу, в которой давал полные индульгенции всем крестоносцам. Гусс возстал против этого в своих проповедях и сочинениях, а его друг, Иероним Пражский, сжег папскую буллу. Народ был на их стороне; началось волнение. Теперь последовала новая булла (1413 г.) с отлучением Гусса от церкви и интердиктом на Прагу. Гусс написал апелляцию к Самому Господу И. Христу, так как не надеялся найти справедливости на земле. В то же время он издал сочинение “0 церкви”, в котором доказывал, что истинная Церковь должна состоять из верующих, а так как папа отпал от веры, то он не есть член Церкви, и его отлучение не имеет значения. Все-таки архиепископ пражский успел вытеснить Гусса из Праги. Между тем, открылся констанцский собор (1414 г.). Так как Гусс еще прежде издал апелляцию к вселенскому собору, то его потребовали в Констанц. Император Сигизмунд дал ему даже охранную грамату. Прибыв в Констанц, Гусс должен был долгое время ждать допроса, после которого его немедленно арестовали. Император Сигизмунд не захотел настоять на его освобождении, несмотря на данную им охранную грамату. Собор отнесся так жестоко к Гуссу потому, что ему показалось ересью требование Гусса, чтобы ложность его мнений была доказана на основании Св. Писания. Вообще, констанцский собор, несмотря на либерализм некоторых своих членов, смотрел на реформу церкви слишком узко, разумея под нею только ограничение папского произвола. Пока на соборе решалось дело папы Иоанна XXIII, Гусс сидел в тюрьме, где его продолжали подвергать допросам. После семимесячного заключения, его снова позвали в торжественное заседание собора и, так как он продолжал требовать опровержения своих мнений на основании Св. Писания -осудили, как еретика, на сожжение. 6 июля 1415 года Гусс умер на костре. Друг, его, Ироним Пражский, прибывший вместе с ним в Констанц, также был сожжен (1416 г.), после продолжительного тюремного заключения.

Но реформаторское движение в Богемии не кончилось сожжением Гусса. Богемцы, поддерживавшие его до и во время собора, после его смерти, восстали почти поголовно против римской церкви. Дело произошло таким образом. С согласия Гусса, его последователи, называемые гусситами, ввели у себя причащение мирян под обоими видеми и, когда констанцский собор, уже после сожжения Гусса, отверг такое причащение, как еретическое, решились оружием завоевать себе чашу. К гусситам пристали многие богемские граждане и дворяне. предводителем их был некто Иоанн Жишка. Он с 40,000 приверженцев укрепился на одной горе, которую назвал Фавором (отсюда название гусситов табориты), и начал ожесточенную борьбу с поборниками латинства. Вскоре борьба приняла громадные размеры. В 1419 г. умер богемский король Венцеслав. Наследником его был император Сигизмунд; но богемцы отказали ему в присяге за его “вероломство” в деле Гусса. Таким образом поднялась вся Богемия. Папа Мартин V посылал в Богемию несколько крестоносных ополчений, но ничего не достиг. Гусситы с успехом отражали все нападения. Второй предводитель их (с 1424 г.), Прокоп Большой, своими победами над крестоносцами наводил ужас на соседние страны. В таком положении находились дела до открытия базельского собора (1431 г. X который, между прочим, принял на себя заботу примирить гусситов с церковью путем переговоров и уступок. К этому времени, в своих реформаторских взглядах, гусситы распались на две партии. Одни из них более умеренные, соглашались на примирение с церковью, если только будет введено причащение под обоими видами, будет дозволена проповедь на родном языке, у клира будут отобраны церковные имущества и учрежден будет над ними строгий церковный суд. Такие гусситы известны под названием каликстинов (от calix-чаша) и утраквистов (от uterque – oбa). Другие гусситы (табориты собственно), в своем ожесточении против римской церкви дошедшие до фанатизма, требовали, кроме того, уничтожения иконопочитания, отмены тайной исповеди и т. п. Базельский собор пригласил для переговоров гусситских депутатов, которые и явились (1433г.) в числе 300. Продолжительные совещания не имели успеха; гусситы отправились домой. Собор послал вслед за ними посольство с предложением уступок; именно, собор соглашался выполнить четыре требования каликстинов. Последние поэтому и присоединились к церкви, хотя не долго пользовались выговоренными уступками. В 1462 г. папа Пий II объявил все уступки, сделанные им базельским собором, не действительными, после чего каликстины только тайно приобщались под обоими видами. Табориты же и после уступок базельского собора оставались непримиримыми врагами церкви; но и они, потерпев в 1434 г. жестокое поражение от католических войск, должны были смириться. Впоследствии, около 1450 г., остатки их образовали небольшую общину, под именем богемских и моравских братьев, которая, отказавшись от употребления оружия, стремилась в тиши уединения устроить жизнь своих членов на основании чистого евангельского учения. В XVI в. эта община особенно распространилась и стала в один уровень с религиозными обществами, возникшими на почве реформации.

Попытки произвести реформы в церкви проявились даже в Италии, вблизи самого папства. В 1490 году, в качестве церковного реформатора, выступил во Флоренции доминиканский монах Иероним Саванаролла. Это был человек строгой жизни, но горячий и увлекающийся. В его время, вместе с так называемым возрождением наук, в Италии началось усиленное изучение древних языческих классиков, отразившееся пагубными последствиями на религиозных воззрениях итальянцев. Языческие мировоззрения, перемешиваясь с христианскими, привели итальянское общество к новому (классическому) язычеству. Религиозные понятия до того были перепутаны, что в Риме часто смешивался Христос с Меркурием, Мадонна с Венерой; в честь Виргилия, Горация, Платона и Аристотеля совершались религиозные церемонии2. Даже кардиналы и епископы смотрели на евангелие, как на греческую мифологию. Распространение неверия, в связи о распущенностью нравов папства, духовенства и всего итальянского общества, и вызвало Саванароллу на путь реформаторской деятельности. Единственным средством для уврачевания всех религиозно-нравственных зол церкви Саванаролла признавал восстановление добрых нравов силою веры и благодати в среде духовенства, а чрез него и в среде всего общества. Такую реформу он решился произвести сам, посредством проповеди и установления строго-церковных порядков жизни. Посланный в 1490 году своим орденом во Флоренцию, в качестве проповедника, Саванаролла начал с церковной кафедры обличать папство, духовенство и общество, поражая в то же время своих слушателей пророчествами3 о наступающем на всю Италию гневе Божием за неверие и нечестие жителей. Строгостью жизни и поражающим красноречием в соединении с пророческим одушевлением и пророческими угрозами, Саванаролла приобрел необыкновенное влияние на народ: флорентийцы покорились ему, как пророку, и готовы были делать все, что он прикажет. Папа Алексавдр VI (1492-1503 гг.), понявший, какая опасность угрожала папству от проповедей Саванароллы, хотел привлечь его на свою сторону и предложил ему тайно, чрез одно доверенное лицо, кардинальство, но Саванаролла пред лицом своих слушателей с церковной кафедры отверг его предложение и еще с большею силою начал громить распущенные нравы папства. Убедившись в покорности флорентийцев, Саванаролла прежде всего устроил во Флоренции теократическое правление на подобие еврейского, предоставив себе роль израильского судьи, затем взялся за реформу нравов флорентийского духовенства и народа: он установил особые посты, публичные епитимии, общественные моления, вывел из домашнего употребления светские песни и заменил их песнопениями богослужебными, преследовал роскошь, отбирал у жителей картины, светские книги и музыкальные инструменты и все это торжественно сожигал на площадях и т. п. Таким образом Саванаролла держал под своим суровым обаянием Флоренцию в течение нескольких лет. Но реформы нравов он не достиг. Флорентинское духовенство, подчинявшееся ему поневоле, было ему враждебно. В среде самих флорентийцев образовалась партия недовольных суровым образом жизни, введенным Саванароллою. Папа воспользовался этим недовольством и в 1497 году отлучил его от церкви, как еретика, а партия, противная ему во Флоренции, увеличивавшаяся все более и более, арестовала его и предала суду. Осужденный на смерть, как еретик и обольститель народа, Саванаролла в 1497 году был сожжен на костре.

Саванаролла только на первых порах выступил как церковный реформатор, а затем, примешав к своему делу политику, явился в роли народного демагога, и потому должен был неминуемо потерпеть поражение.