Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Глава II

Папство и монашество

§ 16. Борьба пап с государями за независимость в церковных делах

Папская власть, поставленная на такую высоту Николаем I, после него в X и в первой половине XI в. упала в значительной степени, с одной стороны вследствие вмешательства италийских владетелей в дела папства и церкви, а с другой – вследствие нравственной распущенности и недеятельности пап и духовенства. К половине XI в. распоряжение папским престолом от италийских владетелей перешло в руки германского императора Генриха III, восстановившего императорскую власть в Италии. Но в это же время в некоторых монастырях (преимущественно клюнийской конгрегации) зародилась мысль об освобождении папства и церкви от влияния светской власти. Горячим поборником этой мысли был монах Гильдебрандт, сделавшийся кардиналом при папе Льве IX (1048-1054 г.) и заправлявший потом всеми делами папства в течение 20 лет. На первых порах Гильдебрандт устранял влияние императорской власти на папство искусною политикою. При переменах на папском Престоле после Льва IX он действовал так искусно, что избрание пап совершалось без предварительного сношения с императорским двором, как бы случайно и не намеренно. После Генриха III (ум. 1056 +.), при его малолетнем преемнике, Генрихе IV, папа Николай II (1058-1061 г.) – по внушению того же Гильдебрандта, решился уже открыто устранить императорское влияние на избрание пап. В 1059 году на латеранском соборе он постановил, что избрание пап принадлежит коллегии кардиналов, т.е. епископам, пресвитерам и диаконам, состоящим при папе и его кафедральной церкви, прочий же клир, а также народ должны только согласовать, выбор кардиналов; что же касается императора, то – было постановлено на соборе – он утверждает избрание папы, насколько это право предоставлено ему от апостольского престола. Таким порядком последующие папы и были избираемы. В 1073 году кардинал Гильдебрандт решился, наконец, сам занять папский престол. Избранный коллегией кардиналов, он вступил в управление церковью с именем Григория VII (1073-1085 г.); германскому двору послано было только простое извещение об его избрании. Григорий вступил на папский престол, проникнутый теми идеями о папском всевластии, которые уже давно созрели у него и сформировались в цельную систему. Усвоив себе давний взгляд римской церкви на папу, как на наместника Христова на земле, Григорий хотел под папским владетельством основать всемирную теократическую монархию. Как ворховный повелитель этой монархии, папа, по его представлению, должен властвовать не только над духовными, но и над всеми светскими властями. Всякая власть в мире, и духовная и светская, не исключая и императорской, ниже папской власти и должна находиться в подчинении у нея, так как всякая власть получает свое освящение и свой авторитет от папы. В случае злоупотреблений со стороны властей духовных и светских, папа имеет право лишать их преимуществ, соединенных с их званием, и отдавать эти преимущества кому-либо другому по своему усмотрению. Словом, папа, по мысли Григория, имеет власть раздавать как епископские омофоры, так и королевские и императорские венцы. Но прежде чем начать осуществление этих идей, Григорию нужно было окончательно устранить влияние светской власти на церковные дела. Папский престол освободился от давления императорской власти устранением ее от участия в избрании пап, но оставалась еще инвеститура, т.е. право светских владетелей раздавать духовные должности. Поэтому Григорий, вскоре же после своего вступления на престол, со всею энергией взялся за устранение инвеституры. В 1075 г. он открыл в Риме собор, на котором, запретив инвеституру, постановил – всех духовных, получивших свои должности от светских владетелей при посредстве инвеституры, низлагать, а светских владетелей, производящих инвеституру, – отлучать от церкви. Это определение Григорий захотел привести в исполнение. Дело началось с Германии. Папские легаты явились к Генриху IV и представили ему замечания относительно инвеституры. Генрих, отправлявшийся в то время на войну, согласился выполнить требования папы, но, возвратившись из похода, по-прежнему стал производить инвеституру. Тогда (1076 г.), папа потребовал его к себе в Рим на суд. Генрих, оскорбленный притязательностью папы, с насмешками отослал от себя его послов, собрал в Вормсе (1076 г.) из германских епископов собор и приказал им низложить Григория. Григорий, получив постановления собора, в свою очередь, на соборе в Риме, отлучил от церкви Генриха и всех епископов, бывших на соборе; в то же время он объявил Генриха лишенным королевского достоинства, разрешил от присяги его подданных и поручил германским князьям выбрать нового короля. Распоряжения папы не имели бы никакого значения, если бы Генрих своим деспотизмом не восстановил против себя германских князей и если бы они, поэтому, не перешли на сторону папы. Собравшись на сейм в Трибуре, князья решили, что если Генрих в течение года не получит разрешения от папы, то будет лишен престола. Оставленный всеми, Генрих решился примириться с папою и с этою целью отправился в Италию. Свидание короля и папы произошло в замке тосканской маркграфини Матильды, в Каноссе. Генрих, в продолжение трех дней с утра до вечера, стоял на дворе замка, в одежде кающегося и с босыми ногами, не принимая пищи, и умолял папу о снятии отлучения. Папа простил его, но под тем условием, чтобы его дело было разобрано германскими князьями на сейме. Генрих, впрочем, скоро понял свою оплошность и решился вступить в открытую борьбу как с папою, так и с князьями. При таком обороте дела германские князья выбрали своим королем Рудольфа Швабскаго, который и начал войну с Генрихом. Папа признал Рудольфа королем, а на Генриха снова наложил отлучение (1080 г.).I Но Генрих не падал духом. Собрав приверженных ему епископов, он, в свою очередь, на соборах в Майнце и Бриксене (1080 г.), повторил низложение Григория и выбрал нового папу, Климента III. Между тем и политические дела его поправились. Рудольф Швабский в одном из сражений был убит, и Генрих упрочил за собою власть в Германии. Теперь они, решился покончить дело с папою. В 1084 г. он взял Рим, возвел на папский престол Климента и получил из рук его императорскую корону. Григорий же заперся в замке св. Ангела и решительно отказывался от всяких переговоров с Генрихом. Генрих ушел из Италии только тогда, когда на помощь Григорию пришел нормандский герцог Роберт Гюискар. Этот взял Рим и освободил папу. Но Григорий не мог утвердиться в Риме, так как римляне были недовольны поведением его союзников норманнов; поэтому удалился в Салерно, где и умер (1085 г.).

Три папы, – Виктор III (1085-1087 г.), Урбан II (1087- 1099 г.) и Пасхалис III (1099-1118 г.), – управлявшие римскою церковью после Григория, были его учениками и старались поддерживать его планы. Поэтому, борьба с императорскою властью за инвеституру продолжалась и при них. Ход борьбы тот же, что и при Григорие. Папы требуют уничтожения инвеституры, подвергают императоров отлучению от церкви, составляют против них политические союзы и вообще изыскивают средства оградить себя от их насилий; императоры, – Генрих IV, а потом сын его Генрих V, – приходят с войсками в Италию и выгоняют пап из Рима. Урбану II особенно посчастливилось в этой борьбе. Проповедью о крестовом походе в Палестину против неверных, на соборах в Пьяченце и Клермоне (1095 г.), он возбудил фанатическое одушевление в народных массах и сумел воспользоваться этим одушевлением для своих целей. Сформировавшееся крестоносное ополчение, прежде похода в Палестину, выгнало из Рима поставленного Генрихом IV папу Климента, – и Урбан спокойно занял престол. Настойчивость пап в борьбе с императорами принесла свои плоды. Папа Калликст II (1119-1124 г.), наконец, добился того, что Генрих V и германские князья заключили с ним выгодный для папства договор относительно инвеституры. В 1122 г. на сейме в Вормсе, папе, как духовному главе, предоставлена была духовная инвеститура, т.е. право избирать и посвящать епископов и аббатов, согласно церковным законам, вместе с вручением им кольца и жезла, а императору, как светскому главе, предоставлена инвеститура светская, т.е. право раздавать тем же епископам и аббатам имперские лены и брать с них ленную присягу. Это – так называемый вормский конкордат.