Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

§ 20. Западное монашество в XI-XV веках

а) Монашеские ордена

На западе, еще в X веке, – в противодействие нравственной распущенности, охватившей все классы общества, между прочим и монашество, – предприняты были попытки восстановить во всей строгости древний монашеский образ жизни, завещанный Бенедиктом Нурсийским. Явилась так называемая, клюнийская конгрегация, которая и восстановила устав Бенедикта. Но и клюнийская конгрегация немного сделала для возвышения нравственности. Нравственная распущенность царила во всей силе в XI и последующих веках как среди мирян и духовенства, так и среди монашества; монастырская дисциплина с течением времени ослабла даже в клюнийских монастырях. Поэтому попытки осуществить, при посредстве монашеского образа жизни, идеалы жизни истинно-христианской продолжаются и теперь. Люди с благочестивою настроенностью оставляют мирскую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества или, так называемые на западе, ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в западной церкви в XI-XV веках, более замечательны следующие:

Орден систерсийский или бернардинский. Он основан был в 1098 году одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских монастырей; но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими, подобно ему настроенными, товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден систерсийский. Правила которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы, главным образом, из древнего бенедиктинскаго устава. Это – полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалис II (1099-1118 г.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел немного членов. Орден систерсийский начал увеличиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знаменитый Бернард Клервосский (прозванный так от принадлежащего ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к этому почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г.) систерсийский орден, принявший теперь, в честь Беднарда, название Бернардинского, распространился уже по всей Европе, – во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Дании и т.п. Вместе с распространением орден приобрел большие богатства. Последнее обстоятельство неминуемо повело за собою ослабление монастырской дисциплины, и монастыри бернардинские, славившиеся строгостью жизни своей братии, с течением времени стали в уровень с другими западными монастырями.

Орден кармелитов. Этот орден основан был в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертолбдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине XII в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образцу древних восточных подвижннков. В начале XIII в., латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, т.е. кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты после падения владычества крестоносцев на востоке, переселились на запад. Так как здесь подвижничество туго прививалось, то кармелиты оставили, с разрешения папы, свой палестинский устав и приняли устав одного из нищенских орденов – францисканского. Впоследствии, именно в XVI веке, орден кармелиток прославился особенно в своей женской половине, при аббатиссе кармелиток Терезии.

Орден францисканский. Основателем его был Франциск (род. 1182 г.), сын купца в г. Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить всего себя на служение Богу и обществу. Слова евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы решили его призвание. Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался (1208 г.) странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноритов (первоначальное наименование ордена францисканцев). Главными обетами миноритов были – совершенная (апостольская) нищета, целомудрие, смирение и послушание, а главным занятием – проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом орден Франциска принял на себя задачу помогать церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил ею ордена, но дозволил ему и его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден торжественно был утвержден буллою папы Григория III, при чем миноритам дано было право всюду проповедывать и совершать исповедь. Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам западной Европы и считал у себя тысячи монахов.

Орден доминиканский. Он основан был, – в одно время с францисканским, – одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. 1170 г.). В конце XII и начале XIII в. в римской церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь большие волнения. Доминик, познакомившись в проезд через южную Францию с ее еретическим населением, решился для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Гонорий, в тех же видах утверждения католической веры, предоставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика, во время его утверждения назван был орденом братьев-проповедников; впоследствии же в честь основателя он стал называться доминиканским. В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал существенное изменение, присоединив по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска. Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче – обращать еретиков и утверждать католическую веру, – принял пo преимуществу ученое направление и действовал, как орден ученый, в среде высших сословий. По смерти Доминика (1221 г.) его орден, как и францисканский, распространился по всей западной Европе.

Ни один монашеский орден, – за исключением впоследствии ордена иезуитов, – не приобрел в римской церкви такого важного значения, какое приобрели нищенские ордена – францисканский и доминиканский. Причина этого заключалась в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, согласно своим обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботиться только о своем спасении; участия в церковных делах им не было предоставлено; даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказывать влияние на общество, была положительно запрещена им папами. Ордена же францисканский и доминиканский, напротив, предназначены были своими основателями действовать среди общества в видах и интересах церкви, и папы не только не препятствовали этому, но еще облегчали им выполнение такого предназначения, предоставив сочленам того и другого ордена широкое право повсюдной пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше, составили из себя особого рода иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Благодаря такому положению в церкви, нищенствующие монахи на первых же порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т. п. Кроме того, доминиканцы в 1232 году когда, так называемая, инквизиция предоставлена была их ордену, являются в роли судей над еретиками к вообще противниками веры и церкви. В то же время францисканцы и доминиканцы, по крайней мере на первых порах, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни. Все это, вместе взятое, упрочило их важное значение в церкви. К сожалению, нищенские ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего первоначального назначения – содействовать спасению человеческих душ. Всю свою деятельность и все свое влияние они стали употреблять исключительно на распространение и утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов – апостольская нищета – при этом был забыт, и их строгая дисциплина сменилась, особенно в XV веке, распущенностью.

Из остальных монашеских орденов римской церкви XI-XV веков следует упомянуть разве об ордене августинском, появившемся в половине XIII в. и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер.

б) Духовно-рыцарские ордена.

Кроме орденов монашеских в тесном значении слова, в западной церкви в средние века появились еще ордена наполовину монашеские, наполовину мирские. Это – так называемые, духовно-рыцарские ордена. В появлении их выразилось общее направление западной средневековой жизни, когда церковь привлекала на служение себе все классы общества, в том числе и рыцарство. Ближайшим поводом к появлению духовно-рыцарских орденов послужили крестовые походы.

Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Еще задолго до первого крестового похода граждане Амальфи основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу св. Иоанна Крестителя для призрения бедных и больных пилигримов; при странноприимнице устроено было и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцами основано было христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимтцы св. Ионна Крестителя, или просто иоаннитами. Главную обязанность их составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 году к этим обязанностям присоединилась еще обязанность защищать

оружием пилигримов. Последняя обязанность вскоре сделалась главною, и иоанниты исключительно посвятили себя на борьбу с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий III (1130- 1143 г.) утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял: гроссмейстер. Учреждение ордена со специальною целью вести борьбу с неверными встречено было в Европе с сочувствием, вследствие чего в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем иоанниты отстали от прежней строгости нравов. По завоевании Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родоссцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.

Одновременно основан был в Иерусалиме и орден тамплиеров. Девять французских рыцарей, под начальством Гугона де Пайена, соединились в общество и приняли на себя, кроме монашеских обетов, еще обет защищать пилигримов и вести борьбу с неверными. Иерусалимский король Балдуин II, находя учреждение такого общества полезным для своего слабого государства, подарил рыцарям для жительства часть своего дворца, построенного на месте храма Соломонова или вблизи его. Отсюда рыцари получили свое название тамплиеров (храмовников). Папа Гонорий II утвердил (1128 г.) общество тамплиеров, как духовно-рыцарский орден. И этот орден встретил сочувствие на западе, и к нему так же, как и к иоаннитам, стали стекаться большие богатства. Устройство ордена тамплиеров было такое же, как и устройство ордена иоаннитов. После завоевания Иерусалима (1187 г.), а потом Птолемаиды (1291 г.), тамплиеры переселились на остров Кипр, а отсюда вскоре перешли в западную Европу и проживали в своих богатых поместьях. Средоточным пунктом их был Париж. Французский король Филипп IV Красивый, опасаясь замыслов рыцарей против государства и желая отнять у них их громадные богатства, начал с 1307 г. возводить на орден страшные обвинения. Затем, вскоре он конфисковал орденские имущества и направил против рыцарей инквизицию. Папа Климент V, проживавший в то время в Авиньене и бывший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. папскою буллою орден тамплиеров объявлен был еретическим и уничтожен.

Подобные же ордена и с подобными же задачами стали появляться и в Европе. Так, в 1202 г. основан был орден меченосцев в Лифляндии.