Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

§ 25. Секты в римской церкви в XI-XV

Церковная жизнь на западе в XI-XV веках представляла, весьма много ненормального. Папы пользовались своею духовною властью только для приобретения мирского господства и являлись не столько иерархами Церкви, сколько деспотами, попиравшими все законы нравственности и справедливости; епископы, также в большинстве не отличавшиеся нравственностью, заботились только о мирских интересах; клирики поражали своим невежеством и нравственною испорченностью; народ, при отсутствии всякого знакомства с истинами христианства, погружен был в суеверия. Как в иерархии, так и в пастве римской церкви замечается полное или забвение, или непонимание тех целей, к достижению которых должны стремиться истинные христиане. Словом, церковная жизнь на западе приняла чувственное направление, и римская церковь, по-этому, представляла из себя не столько божественное учреждение, сколько человеческое. Такое омирщение Церкви в людях, дороживших интересами религии, возбуждало недовольство и протесты. Протесты эти нередко доходили до того, что недовольные строем жизни в господствующей церкви отделялись от нее и образовывали самостоятельные религиозные общества, в основе которых лежало стремление восстановить истинную Церковь. Но, вооружаясь против злоупотреблений в господствующей церкви, отделявшиеся, от нее сами переступали границы дозволенного и становились сектантами. Таким образом, вследствие недовольства римскою церковью и стремления реформировать ее, в XI-XV веках на западе появились следующие секты – кафаров и альбингенсов, вальденсов и друг.

Кафары и альбингенсы. В XI и особенно XII веках на западе в разных местностях появилось множество сектантов. Их называли различно – манихеями, булгарами, публиканами, ткачами и проч. Они же называли себя кафарами, так как свою секту считали истинною, чистою церковью, а также добрыми людьми (в южной Франции). Во время крестового похода в начале XIII в. против еретиков южной Франции, в числе которых было большинство кафаров, их называли альбингенсами от юрода Альби, считавшегося их центром. Учение кафаров положительно сходно с учением восточных павликиан и богомилов. Поэтому, а также в виду того, что кафаров называли булгарами, публиканами (павликианами), с достоверностью полагают, что секта их занесена на запад из Болгарии, где был центр богомильства. Богомильские мысли могли очень легко привиться на западе, так как их удобно было положить в основу оппозиции против господствующей церкви. В основе вероучения кафаров так же, как павликиан и богомилов, лежит манихейский дуализм. Но при этом одна часть кафаров допускала абсолютный дуализм – два самостоятельные начала, доброе и злое, с двумя творениями; другая – принимала дуализм относительный, считая, злое начало падшим духом, который первый внес в мировую жизнь злой элемент. На таинства, почитание креста, икон и вообще на всю обрядовую сторону религии кафары смотрели, как и богомилы. Вместо крещения водою у них было духовное крещение, совершавшееся чрез возложение рук и апокрифичского евангелия Иоанна на крещаемого; они веровали, что при посредстве этих действий сообщается Дух Святый. Отрицая Евхаристию в православном смысле, они говорили, что ежедневно причащаются, принимая пищу, освященную молитвою “Отче наш”. Брак отвергали и жили с женами, как с сестрами. Иерархию и папство отвергали; на папу, между прочим, смотрели, как на антихриста. На ветхий завет кафары смотрели так же, как богомилы, не придавая ему никакого значения. Секта их разделялась на слушателей, верующих и избранных или совершенных. Наконец, в жизни кафары являлись строгими аскетами. Вообще, в секте кафаров развита была преимущественно практическая сторона дуализма, а не теоретическая. Отвержение всей церковной внешности и обрядности и жизнь под непосредственным водительством Св. Духа – ея характеристические особенности. Bo второй половине XII в. кафары особенно усилились в южной Франции, где им покровительствовали даже владетельные графы и бароны. Папы предпринимали разные меры для уничтожения еретиков, но ни убеждения, ни строгости не приводили к цели. Светские владетели южной Франции не сдавались ни на что. Папа Иннокентий III (1198-1216 г.) особенно горячо взялся за обращение еретиков. В 1198 г. он отправил в южную Францию легатов с неограниченными полномочиями. Но только Доминику, присоединившёмуся к легатам, удалось обратить некоторых. Легаты же мало имели успеха; один из них, Петр Кастельнский, был даже убит (1208 г.) – Теперь Иннокентий решился поднять на еретиков крестовый поход. Крестоносное войско, состоявшее из самых отчаянных разбойников, вступило в южную Францию и начало огнем и мечем обращать еретиков. Так, при взятии города Безьера, было убито ими 20,000 человек; при этом папский легат, в виду нерешительности крестоносцев, как бы вместе с еретиками не умертвить католиков, кричал: “бейте их; ибо Господь знает своих!” Целых двадцать лет опустошали они южную Францию и, наконец очистили ее от еретиков. Римская церковь позаботилась, чтобы еретики не появлялись и на будущее время. На соборе тулузском в 1229 г. были постановлены строгие правила относительно разыскивания еретиков и их наказания. А папа Григорий IX в 1232 году учредил для этого инквизиционный суд, который предоставил донимиканскому ордену. Иннокентий IV (в 1259 г.) дозволил в суде инквизиции употреблять пытки.

Секта вальденсов получила свое начало во второй половине XII в. от Петра Вальда, лионского купца. Это был человек глубоко религиозный, любивший читать Св. Писание, которое было переведено для него двумя духовными лицами. Через это чтение он познакомился с Церковью апостольскаго века и, сравнивая ее с церковью римскою, пришел к убеждению, что римская церковь далеко отступила от той. Внезапная смерть одного из друзей Вальда послужила поводом к решительному шагу. Он раздал свое имение бедным и, в видах восстановления апостольской церкви, сделался странствующим проповедником покаяния и обращения на путь истинный. К нему пристали другие, и, таким образом, образовалось целое общество странствующих проповедников. Их называли лионскими нищими, уничиженными, саботатами (по обуви). Предосудительного в проповеди этих людей ничего не было. Но все-таки лионский архиепископ запретил им проповедь, а папа предал (1184 г.) их даже проклятию, так как казалось оскорблением для иерархии притязание их на учительство в церкви. К тому же вальденсы утверждали, что истинными учителями в церкви могут быт только добровольно принявшие на себя подвиг апостольской нищеты. Валед был изгнан из Лиона; он долгое время проповедовал в Италии, Германии, поселился, наконец, в Богемии и здесь умер (1197 г.). Последователи его также рассеялись, но в некоторых местах основали свои общины. Вальденсы вначале не имели ее виду отлагаться от господствующей церкви, но, когда сама церковь отвергла их, они стали в оппозицию к ней. Их протесты направлены были, главным образом, проткв римской иерархии. Вооружаясь против нея, они дошли до отрицания иерархии вообще, а затем и до отрицания священнодействий, совершаемых иерархическими лицами. Так, они отвергали папство, право иерархии разрешать от грехов и вообще исповедь, причащение и т. д. Затем последовательно они дошли до отрицания икон и мощей. Таким образом, вальденсы, в своих стремлениях восстановить апостольскую церковь, примкнули отчасти к кафарам. В жизни вальденсы являлись людьми высоконравственными. Почерпая правила жизни исключительно из евангелия, они хотели выполнять буквально все заповеди Спасителя, и потому отвергали всякую самозащиту, войну, присягу и т. д. Даже католики отзывались одобрительно об их жизни. Попытки папы Иннокентия III возвратить вальденсов к церкви и преобразовать их общество в монашеский нищенствующий орден не удались, так как разногласия их с церковью были слишком велики.