Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

§ 19. Попытки к ограничению папской власти в церковных делах

С наступлением в римской церкви великого раскола, западный христианский мир, привыкший смотреть на папу, как на единаго главу церкви, очень соблазнялся этим явлением, а папы, как римские, так и авиньенские, своею распущенною жизнью, интригами и проклятиями друг на друга усиливали соблазн еще более. В то же время церковная дисциплина упала; разные церковные злоупотребления, особенно симония, стали обнаруживаться в больших размерах. При таком положении церковных дел, вера в необходимость видимого главы церкви начала колебаться на западе; стали раздаваться голоса уже не против светской власти папы, а против его главенства в церкви; стали распространяться мысли, что вселенский собор выше папы и может судить его и что, в настоящем случае, только при посредстве вселенского собора можно достигнуть прекращения раскола и уничтожения церковных злоупотреблений. После некоторых переговоров западные государства согласились, наконец, принять решительные меры для прекращения папского раскола. В 1397 г. на сейме во Франкфурте представители государств решили пригласить обоих пап, авиньенского и римского, добровольно отказаться от своего сана. В этом смысле сделаны были им предложения, но ни тот, ни другой папа не хотел отказаться от власти. Тогда кардиналы, французские и римские, раздосадованные действиями своих пап, вошли между собою в соглашение и; решились для прекращения папского раскола созвать собор. Собор от имени двух коллегий собран был в 1409 г. в Пизе. В то же время и папы собрали свои соборы, на которых отрицали законность пизанского собора. На соборе в Пизе, кроме кардиналов, епископов и аббатов, присутствовало много магистров богословия и докторов канонического права. Франция и Англия, особенно поддерживавшие этот собор, прислали на него своих уполномоченных. Но, несмотря на искреннее желание освободить церковь от двоевластия, собор, вследствие своих необдуманных действий, не достиг цели. Утвердив то положение, что папа может быть судим собором, собор пизанский потребовал к суду обоих пап и, когда те не явились, объявил их низложенными. Затем поднят был вопрос о преобразовании церкви во главе и членах. Но кардиналы постарались убедить собор, предварительно церковных преобразований, дозволить им выбрать нового папу, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Выбран был папою Александр V, В этом

заключалась вся ошибка собора. Александр, ссылаясь на то, что для предполагаемых преобразований необходимы подготовительные работы, распустил собор, с обещанием созвать его вновь через три года. Таким образом, собор не сделал ничего; только римская, церковь, в добавление к двум папам, получила еще третьего. Каждый из трех пап считал себя законным и, что хуже всего, признаваем был таким в том или другом государстве. Александр V в 1410 г. умер. Как говорили тогда, его отравил кардинал Валтасар Косса, занявший после него папский престол под именем Иоанна XIII. Этот папа только после настойчивых требований со всех сторон, между прочим, и со стороны германского императора Сигизмунда, согласился на созвание всеобщего собора, обещанного Александром. Собор был открыт не в Риме, где Иоанн мог иметь влияние на его решения, а в немецком городе Констанце в 1414 году, в присутствии императора Сигизмунда и других влиятельных лиц. Но и этот собор не сделал ничего по части церковных преобразований, несмотря на то, что горячо принялся за дело. Подобно собору пизанскому, он прежде всего утвердил то положение, что собор имеет право судить пап; действительно, судил и торжественно низложил папу Иоанна XIII, когда на него были представлены обвинения в безнравственной жизни, убийствах, симонии и т. п., равно объявил низложенным одного антипапу, переселившегося в Испанию. Но, когда коснулось дело церковных преобразований, кардиналы опять остановили всякие попытки в этом направлении, предложив избрать нового папу. Избран был Мартин V (1417-1431 г.), который и убедил собор отложить реформы до другого, имеющего быть в скором времени, собора. Представителям государств, участвовавших в соборе, удалось только заставить папу заключить с каждым государством отдельные конкордаты относительно исправления некоторых церковных недостатков. В 1419 году собор был закрыт. В правление Мартина все антипапы скончались и раскол Прекратился. Но о преобразованиях церковных и этот папа мало заботился Правда, в 1431 года он назначил было, согласно своему обещанию, всеобщий собор в Базеле, но в том же году умер.

Преемник Мартина Евгений IV (1431-1447 г.) должен был открыть базельский собор, так как приглашенные Мартином на собор лица собрались уже в 1431 г. в Базель. Новый папа отправил туда своего кардинала, под председательством которого и открылся собор. Евгений рассчитывал, что собор будет действовать вполне по его указаниям. Но оказалось не то; базельский собор на первых же порах, именно по делу гусситов, заявил намерение действовать самостоятельно. Вследствие этого папа объявил собор закрытым. Но базельские отцы не хотели этого знать. Подтвердив положение прежних соборов, что всеобщий собор выше папы, они потребовали Евгения на суд и, в случае отказа, угрожали ему низложением. После некоторого сопротивления папа, вынужденный обстоятельствами, должен был в 1433 г. отменить свое распоряжение о закрытии собора. Но мир был непродолжителен. Базельский собор взялся за церковные реформы и прежде всего провел несколько постановлений против неограниченной власти папы. Евгений, конечно, не захотел согласиться с этим. Началась полемика. Базельские отцы утверждали, что собор выше папы и, поэтому, папа должен повиноваться собору, а папа говорил, что собор вполне зависит от папы и постановления соборные тогда только получают авторитет и силу закона, когда они утверждаются папою. Чтобы покончить с опасными реформаторскими стремлениями базельцев, Евгений в 1437 г. решился перенести собор в Италию. В это время шли переговоры между папою и греческим правительством о назначении собора для обсуждения вопроса о соединении церквей. Евгений настоял, чтобы этот собор открыт был в Италии и предложил базельским отцам перейти сюда же, базельцы отказались. Евгений все таки объявил собор в Базеле закрытым, и в 1438 г. назначил новый собор в Ферраре, перенесенный затем во Флоренцию. Несмотря на это, базельский собор продолжал свои заседания и немедленно после открытия собора в Ферраре объявил папу Евгения низложенным. Евгений за это отлучил всех базельских отцов от церкви. После этого базельский собор стал понемногу сокращаться; многие из епископов оставили его и даже перешли на сторону папы. Зато оставшиеся не смущались ничем; на место Евгения они выбрали нового папу Феликса V. Но папский раскол всем был памятен, поэтому избрание нового папы встречено было с неудовольствием. Только немногие германские курфирсты признали Феликса. Все-таки базельский собор, продолжавшийся с перерывами и в разных городах до 1449 г., значительно ослабил папскую власть. Его реформаторские постановления приняты были во Франции и Германии и здесь, на основании их, духовенство и церкви поставлены были в более независимое положение от папы. Во Франции в 1438 г. появилась, так называемая, прагматическая санкция, а в Германии в 1448 г. – венский конкордат, которыми определялись отношения церквей французской и германской к папе.

Евгений IV, покончив дело с греками, все свои стремления направил к тому, чтобы уничтожить последствия базельского собора. Того же домогались и его преемники. Но папский деспотизм был всем ненавистен и потому домогательство пап неограниченно властвовать над всеми церквами имело мало успеха. Что касается влияния пап на политические дела западных государств, то об этом во второй половине. XV в. папы уже не хлопотали. Они понимали, что время всемирно-теократических идей Гильдебрандта прошло. Только в Италии и, главным образом, в церковной области папство могло еще пользоваться светскою властью. На упрочение этой власти преемники Евгения IV до реформации и обратили все свое внимание. Они хотели свою церковную область сделать настоящим государством, по образцу прочих государств, а себя государями. Следствием такого направления папской политики было то, что папство более, чем когда либо, приняло светский характер. Таким образом, верховные первосвященники и наместники Христа превратились в хитрых политиков, интриганов, воинов, роскошных и безнравственных тиранов и т. п. Так, напр., папа Лев Х. (1513-1521 г.), при котором началась реформация, был не больше, как сластолюбивым и роскошным светским владетелем. Искусства и науки, которым он покровительствовал, доставляли ему утонченные наслаждения. Религия и церковь при этом папе совсем были забыты. Сам папа относился скептически к христианству, а его приближенные открыто даже высказывали свое неверие и смеялись над всем святым.