Глава III
Богослужение и жизнь
Римская церковь еще в предшествовавший период допустила у себя много уклонений от порядков богослужения Церкви Вселенской. В настоящий период она продолжала идти по тому же пути отступлений. Более замечательные особенности римской церкви в богослужении получившие начало в описываемую эпоху, заключаются в следующем. Таинство крещения в римской церкви стало совершаться чрез обливание или окропление, а не чрез погружение. Такая форма совершения этого таинства, существовавшая в некоторых западных церквах еще в VIII в., окончательно установилась на западе не ранее XII века. По крайней мере, в спорах между Восточною И Западною церквами при Фотие и Михаиле Керулларие об этой особенности римской церкви не было говорено. Допустив обливание, римская церковь узаконила практику, допускавшуюся Церковью в исключительных случаях (крещение больных, заключенных) и отступила от общеупотребительной церковной практики. В таинстве Евхаристии римская церковь стала употреблять, вместо дробящегося хлеба, нераздробляемый (гостии). И в этом случае она поступила вопреки установлению этого таинства Спасителем и практике Вселенской Церкви. До XII в. на западе так же, как и на востоке, причащались все под обоими видами, т.е. Тела и Крови Христовой. В XII же веке римская церковь ввела у себя причащение мирян под одним видом, т.е. только Тела Христова, предоставив причащение под обоими видами исключительно иерархии. Это нововведение римская церковь оправдывала заботливостью о том, как бы, при многочисленном стечении народа, не пролить Св. Крови; в доказательство же правилности новой практики схоластические богословы приводили то соображение, что Тело Христово необходимо предполагает в себе присутствие Крови (concomitantia corporis et sanguinis). Ho в действительности устранение мирян от причащения Кровию вышло из стремления возвысить иерархию над мирянами. Только, в виде особенной милости, папы дозволяли некоторым мирянам, напр., королям, причащаться и Кровию. За устранением мирян от причащения Кровию, естественно, последовало совершенное устранение младенцев от причащения.
Особенности римской церкви в богослужебных временах заключаются в том, что она ввела у себя несколько новых праздников, которых не знает Вселенская Церковь. Так, в XIII в. установлен был праздник Тела Христова для прославления чуда непосредственного явления Господа И. Христа в освященном хлебе. Поводом к установлению этого праздника послужило такое обстоятельство. В Люттихе одна монахиня во время молитвы увидела луну, на которой была впадина, и затем объяснила, будто ей открыто в сновидении, что это явление означает то, что в круге праздников не достает праздника в честь Тела Христова. По этому случаю в епархии Люттиха, а потом, при папе Урбане IV (1264 г.), во всей римской церкви учрежден вышеупомянутый праздник. Он празднуется в четверток, следующий за Троициным днем. Другой новый праздник – Непорочного зачатия Пресвятой Девы – установлен в XII веке. На западе к XII в. стало развиваться ложное учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы. Это учение и вызвало установление прздника. Лионские каноники, приверженцы учения о непорочном зачатии Пресвятой Девы, для прославления этого чуда, около 1140 г. стали праздновать день непорочного зачатия (8 дек.). В XIII в., францисканцы, с особенною настойчивостью проводившие учение о непорочном зачатии, ввели этот праздник во всех своих церквах, а в XIV и XV ее. он сделался всеобщим в римской церкви.
В заключение о богослужении римской церкви нужно заметить, что оно в описываемую эпоху мало-помалу стало терять характер релегиозно-нравственный и заключилось почти в одни только обрядовые формы. Все действующее на внешние чувства в богослужении особенно поощрялось и развивалось в римской церкви. Так, иконы делались изваянные, в виде статуй, со светскими украшениями; живописные иконы напоминали также светские картины; по крайней мере, в изображениях святых лиц не было той строгости и важности, которыми всегда отличались иконы Восточной церкви. Различные религиозные церемонии и процессии, которых появилось множество, совершались в римской церкви с блестящею обстановкою, напоминающею увеселительные театральные зрелища. Богослужебная музыка получила характер и т. п.