Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Утреннее заседание 14 июля 1948 г.

Председатель епископ Антим: Предоставляю Вам, Владыка Митрополит Вениамин, слово для заслушания Вашего сообщения.

Митрополит Вениамин: Ваши Высокопреосвященства, дорогие братья Владыки, отцы и братья миряне!

Я сокращу свой доклад, потому что архиепископ Серафим вчера очень многое сказал из того, что я предполагал говорить, а именно: сообщил много фактических данных об этом вопросе не с точки зрения канонической, а главным образом с точки зрения реальной, как именно Англиканская Церковь стоит в жизни. Я тоже хотел говорить об этом, но так как он очень многое сказал, поэтому я сокращаю эти вопросы, но тем не менее дополнив кое-что как по некоторым особым линиям, так я по отдельным фактам. Причем архиепископ Серафим основывался главным образом на литературе, а я, как бывший Экзарх в Америке, буду говорить о фактах, мне точно известных, и так как это дело было не в далеком прошлом, а в настоящем, т. е. в прошлом и позапрошлом годах, то я имею право думать, что мои факты имеют свою силу, а, может быть, даже .большую силу, чем в прежнее время, хотя бы даже и в литературе.

Прежде всего я хочу сказать, что Англиканской Церкви не существует, как единой Церкви. В Англиканской Церкви, как и вчера сообщалось, есть несколько партий, и до такой степени эти партии расходятся, что нужно определенно сказать, что вообще-то нет Церкви, но это особый вопрос. Я хочу сказать, нет единой Англиканской Церкви.

Я позволю себе сообщить следующие факты.

В Англии в одном соборе архиерей принадлежит к Высшей Церкви, а его ближайший сотрудник, настоятель принадлежит к Низшей, т. е. к протестантской церкви.

Другой факт, аналогичный этому. В Нью-Йорке есть епископ Маннинг, который принадлежал к Высокой Церкви, близкой по типу к католической. Когда в прошлом году он вышел в отставку, его место занял его бывший помощник, который принадлежит к Низшей Церкви. Это, по существу, протестантская церковь.

Пригласил меня к себе профессор церковной истории Мевин; после обеда он водил меня по семинарии и показывал ее. Между прочим, показывая церковь, сказал, что он почитает иконы и святых. Я спросил его: «Вот Вы верите,— совсем как настоящий православный, что же У вас все так верят? — «Нет,— говорит профессор,— не все. В одной и той же семинарии (это академия у них) есть профессора, которые признают православное учение, а другие совершенно не признают».

Приведу еще факт. Я разговаривал с одним диаконом Епископальной Церкви и между прочим разговорился о таинстве святого причащения и спросил, признают ли они, что хлеб и вино при святом причащении прелагаются в Тело и Кровь Христовы? — Он улыбнулся и сказал: «Конечно, нет».

В прошлом году один епископ Англиканской Церкви в Англии заявил, что он не признает Боговоплощения, не признает, что от Святой Девы Марии родился Сын Божий. Это вызвало громадный шум и в Англии, и у нас, и за границей, но все-таки он не был отлучен от Церкви. Не знаю, остался он епископом или нет, но, во всяком случае, факт, что среди епископата оказался человек, который не верит в Божество Господа нашего Иисуса Христа.

Подобных фактов из жизни Англиканской Церкви можно было бы привести много. Пусть это касается отдельных людей, и за них Англиканская Церковь не может отвечать, все же такое совместное сожительство разных групп в единой братской церкви не случайно.

Чем оно объясняется?

Первая причина заключается в том, что вся Англиканская Церковь, как нам известно, представляет собой смесь разнообразных элементов протестантского и прежнего католического, но больше несомненно протестантского, поэтому и связь Высокой Церкви с этими своими членами и с членами протестантских общин вполне естественна, ибо они, в основном, все одного духа — именно протестантского.

Вторая причина.— Они сами объяснили ее,— у них очень тяжелый вопрос имущественный, и если бы между ними было бы какое-нибудь разделение, то в таком случае поднялись бы неисчислимые судебные процессы: кто является членом Англиканской Церкви, кто отпадает от нее. Поэтому они предпочитают лучше совместно существовать, чтобы не возникал этот вопрос.

Третья причина заключается в том, что каждая из этих сторон — и Высокая Церковь, скажем более близкая к Православной и Низкая Церковь, близкая к протестантской церкви, ожидают и надеются, что со временем именно ее течение возобладает: одни думают, что возобладает Высокая Церковь, другие — протестантская церковь, поэтому они до поры до времени находят нужным совместное сожительство.

Я думаю, что это сосуществование не случайно, а имеет свои глубокие корни в протестантизме.

Вот какие основания к тому, что я считал и продолжаю считать эту церковь протестантской.

Когда я был в Америке и мне пришлось знакомиться с Епископальной Церковью, то прежде всего обращает внимание надпись у входа в дом: «Протестантская Епископальная Церковь». Можно сказать, что это традиция, но слова не случайны: слова суть символ духа, который в них выражается. Мы, ведь, не можем про себя сказать, что мы протестанты, а они именно это слово берегут, потому что это слово не случайно, оно отвечает их духу.

Протестантской церкви нет, ибо самой Церкви как Единого Тела Христова они не признают. У них существует принцип индивидуализма, а поэтому у них имеется множество сект. У них нет Церкви, как столпа и утверждения истины. Этим они отличаются не только от нас, но и от Римско-католической Церкви.

Дальше, если мы посмотрим на их учение с точки зрения духовно-аскетической, на которую у них никогда не обращают внимания, а между тем это относится к одной из самых основ христианской жизни,— морально-аскетический дух у них совершенно различен. Например, однажды меня попросили написать какой-нибудь эпизодик в англо-католический журнал. Я взял утреннюю молитву и вечернюю молитву в Православной Церкви и в Церкви католической. Когда я прочитал, то увидел громадную разницу в духе, а именно: в наших православных молитвах наряду с благодарением Бога за то, что мы встали, живы существует громадное количество молитв покаянного элемента и вообще в нашей Православной Церкви элемент покаяния занимает громадное место, тогда как у них на первом месте стоит благодарность за спасение, славословие, песни и почти нигде не видно покаяния. Как же мы можем объединиться с ними, слушать их молитвы? Конечно, их молитвы мы принимаем, но наши молитвы для них не приемлемы, вернее, мало приемлемы. И вот вопрос об установке духовной жизни совершенно различен у нас и у англо-католиков, не говоря уже о протестантских общинах. Это с духовной точки зрения.

Если мы подойдем к вопросу с точки зрения богослужения, то и здесь опять увидим у них элемент, характерный протестантскому духу — собрания, стихи, песнопения и благодарением, так, что с этой точки зрения богослужебной у нас с ними большая разница.

Больше я пока не буду говорить, но и эти данные говорят за то, что они, действительно, протестанты и хотя бы они согласились во многих пунктах вероучения, все равно у них налицо элемент протестантский.

В заключение я прочитаю вам краткие записки, которые я вел в 1933 г., когда я приехал в Америку. Они являются результатом пережитого и отражают действительность. В одном маленьком приходе в Нью-Йорке была небольшая православная церковь, выстроенная одним православно-сочувствующим англиканом-епископалом. Он построил большую церковь и дом и в нем маленькую церковь. Это была православная церковь. В ней были священники и от Митрополита Платона,— не удержались, ушли; были даже от архиепископа Виталия, который считался фашистом — тоже ушли. Тогда они обратились ко мне, и я дал им священника, и у нас наладилась спокойная жизнь года на два. Вдруг нам заявляют, чтобы мы освободили помещение и оставили им Церковь. Вопрос поставили на приходском собрании, которое постановило, что кроме двух никто не желает уйти от Патриаршей Церкви. И все-таки нам угрожали даже полицией, требуя выселения. Я обратился в Секретариат и потребовал объяснения, почему они так поступают в отношении нас. Секретарь мне сказал, что «Ваша Патриархальная Церковь — с Советами, мы этого не можем признать, мы боремся с этим и будем бороться». Я сказал тогда: «Как же вы думаете о соединении с Православной Церковью? Ведь соединение с Православной Церковью не может произойти без Русской Церкви!» Я сказал, что напишу об этом Митрополиту Сергию. Вот эти факты также подтверждают, что епископы в душе своей протестанты.

Но наряду со всеми этими сомнительными и отрицательными фактами мы, конечно, не можем умолчать и о положительных сторонах этого движения. Я не буду приводить отдельных случаев, но уже то важно, что главные деятели этого англиканского движения постепенно отходят и хотят уйти от «39 членов» в сторону Православия. Это такое явление, которому нельзя не радоваться и не приветствовать его, и невозможно оттолкнуть хотя бы некоторую группу англикан каким-нибудь суровым постановлением, потому что они действительно ищут Православной истины, христианских основ для своей Церкви…

Помимо этих основных положений я укажу на некоторые отдельные факты, которые очень характерны. Например, когда я был в Лондоне и служил в одной англиканской церкви, то из больницы нанесли много больных прямо на кроватях и поставили этих больных в церкви, надеясь, что православный архиерей, как истинный преемник Христовой Церкви апостолов, исцелит их. Архиерей, проходя мимо больных, благословил, улыбнулся при мысли, что от человека ожидают чудес, но сам по себе факт чрезвычайно отрадный. Или, когда мы проходили по рядам среди молящихся, то англо-католики так смиренно кланялись нам, а когда говорили с нами, так внимательно и благоговейно слушали и проявляли к представителям Православной Церкви столько уважения, что это напоминает обстановку, какую мы наблюдаем в Москве, когда народ готов целовать не только руки, но и обувь у отцов Церкви.

Вообще епископалы идут нам навстречу. Например, нужно было (в бытность мою в Америке) иметь какую-нибудь церковку, в которой я мог бы совершать службы для советских православных людей, и епископалы с чрезвычайной охотой пошли нам навстречу, отдав в своем соборе самую лучшую капеллу. Нужно сказать, что, действительно, у них отношение к нам дружественное.

Мне хочется сказать, что резко отталкивать братскую симпатию Англиканской Церкви нельзя, тем более, что если мы будем в этом отношении эгоистичны и строги, то это будет их толкать в сторону католицизма. Мы, конечно, знаем, что Римско-католическая Церковь ответила отрицательно в смысле признания за ними апостолькой преемственности. Но это не значит, что этим дело кончилось. Ведь Англиканская Церковь, несомненно, к католической ближе, чем к нам, уже в силу того, что она произошла из нее, и когда вы входите в англо-католическую церковь и имеете общение с англо-католиками, то вы сразу чувствуете, что это те же католики, только без папизма. Поэтому нам нужно быть здесь осторожными. Если отвергать их строго, то опять их толкать в сторону католицизма, а мы должны стремиться к обратному.

Я высказал свою главную мысль. Теперь я подхожу к вопросу, какое решение следовало бы принять нашей Комиссии.

Я хочу указать на один мотив для решения. Я считаю, что решать вопрос в положительном смысле о признании действительности апостольской преемственности Англиканской Церкви, таинства священства, для нас, православных, опасно, потому что это поведет не к славе Православия, а к его умалению. У нас и без того есть среди православных не только движение к сближению, но даже наблюдаются отдельные переходы; даже у священников есть тенденции такого порядка. Бывали случаи, когда архиерей (правда, сербский) присутствовал на хиротонии одного епископа в полном облачении. Где нет православных церквей, там они начинают посещать их церкви. Это одно соображение. И, вообще, положительное решение вопроса повело бы к громадному соблазну в Америке. Это было бы не привлечение англикан в лоно Православной Церкви, а, наоборот, отход многих православных в протестантизм. Последний вопрос — какую позицию, с моей точки зрения, наша Комиссия должна была бы занять. Из того, что я сказал видно, что не может быть вопроса о признании действительности таинства священства и признания апостольской преемственности в Англиканской Церкви в данное время, но с другой стороны я считаю, что не нужно становиться на такую категорическую точку зрения — не признаем.

Вот какой проект резолюции я хочу предложить вашему вниманию…

Председатель: Проект Вашей резолюции мы огласим в конце, когда выслушаем всех остальных. Сейчас заслушаем мнение Православной Автокефальной Церкви Албании.

Слово предоставляю для оглашения Представителю от Албанской делегации Нико Чани.

Нико Димитрий Чани: Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Ваши Преподобия и досточтимые миряне! Вопрос об англиканской иерархии, как известно всем, по крайней мере тем, кто занимается и изучает церковные дела, не является новым вопросом. С давних пор этот вопрос стоял в порядке дня и имеет важное значение не только для англиканских кругов, но по инициативе этих последних, и для богословских кругов других Церквей.

Англиканская Церковь и раньше, но особенно после первой мировой войны, как известно, официально и по очереди обращалась к Православным Патриархам и Церквам, спрашивая их мнение «об автентичности англиканских хиротоний».

Сущность вопроса для Англиканской Церкви состоит в том, считает ли Православная Церковь принципиально и абсолютно автентичной англиканскую хиротонию?

Задавая этот вопрос, Англиканская Церковь не преследует цели узнать и обеспечить себе со стороны Православной Церкви автентичность хиротонии. В этом нет никакого сомнения. Это непоколебимое, не допускающее никаких исключений, не только тех, которые писали против автентичности англиканской хиротонии, но и тех немногих, которые были за это.

Тогда, какую же цель преследует Англиканская Церковь и к чему она стремится в данном случае?

Англиканская Церковь во всех своих проявлениях, на всех поприщах и во всех формах является одним из главных органов английского империализма вообще и, как таковая, она старается добиваться симпатии православного мира, конечно, через посредство Православной Церкви, используя для этого бессовестных иерархов и теологов, считающих религию торговым товаром или средством для осуществления мира по своим политическим понятиям, так, чтобы английский империализм распространился бы и мог бы забрать в свои руки и угнетать православные народы.

Англиканская Церковь неслучайно является инициатором и организатором экуменического движения и это только для того, чтобы добиться своих целей.

Поскольку вопрос иерархии и, следовательно, вопрос англиканских хиротоний представляет один из самых главных и серьезных препятствий в деле сближения и объединения Церквей и поскольку препятствия такого рода замедляют это сближение и объединение, а одновременно и экспансию английского империализма, которая является главной целью этого движения,— англиканская церковь пришла к мысли преодолеть эти препятствия, добиваясь по отдельности согласия Православных Церквей об автентичности ее хиротонии, на основе империалистического принципа: «разделяй и властвуй».

Вопрос англиканских хиротоний развивался и был подчеркнут так хорошо на Высоком пленарном заседании выступавшими там православными Преосвященными, что еще более укрепляет наше мнение, что англиканская иерархия и, следовательно, англиканская хиротония, с точки зрения исключительно православной, совсем не соответствует требованиям православной веры как с канонической точки зрения, так и с догматической.

Во-первых, Православная Церковь признает только самое себя, что в ней существует непрерывное епископское преемство со времен апостолов и до сегодняшнего дня. Она считает другие церкви как схизматичные, еретичные, их она призывает раскаяться и вернуться в лоно Матери-Церкви, в которой пребывает нефальсифицированная христианская религия и потому она считает себя с полным правом единственной хранительницей небесной благодати. Было бы абсурдом и противоречием, если бы она эти права признала за другими, неправославными церквами.

Православная Церковь Албании, независимо от того, хиротонисовался ли или нет первый англиканский Архиепископ Паркер, который положил начало англиканским хиротониям, в соответствии с каноническими формами заявляет, что пока Паркер и все последователи его — епископы, священники и диаконы Англиканской Церкви — не признают священства как таинства, пока все священники и все символические книги Англиканской Церкви, начиная с первого и кончая последним, не признают, что во время хиротонии хиротонизуемому передается небесная благодать через посредство таинства священства, само собой разумеется, с православной точки зрения, не может быть признан как Божий священник ни хиротонизуемый, ни хиротонизующий.

Еще в меньшей степени можно считать с православной точки зрения действительными хиротонии, когда кандидат во священника или диакона официально подписывает заявление с признанием содержания «39 членов» англиканской омологии, которые находятся в явном противоречии с православной религией по вопросу о причащении, об автентичности Церкви, о почитании святых икон, о числе и способе верования в семь таинств, об источниках религии и т. д. Само собой понятно, что если клирик не верит, что в момент хиротонизации ему передается небесная благодать, то как может он передать ее верующим? Ибо вполне ясно, что никто не может передать другому того, чего нет у самого.

Если сами англикане признают и даже официально подписывают заявление о действительности «39 членов», содержание которых находится в явном противоречии с основными пунктами православной религии, какое значение могут иметь заявления православных иерархов и теологов об обесценении вышеупомянутых статей? Конечно, они не могут иметь никакого значения. Они этим показывают себя более англиканами, чем сами англикане.

Но что больше всего заставляет сожалеть, мимо чего невозможно пройти, что находится в явном противоречии между православной и англиканской верой, это то, что нашлись Православные Церкви и даже Патриархи, которые, к удивлению православного мира, признали действительными англиканские хиротонии.

Нельзя сказать, что в этом направлении не имело влияния на другие Автокефальные Церкви принятое в 1922 г. решение Стамбулийской Патриархии во главе со злополучным Мелетиосом Метаксакис, который позже в 1930 г., будучи Патриархом Александрийским, добился того, что эта Патриархия также признала официально англиканские хиротонии. Но это не все, ибо неизвестно, почему и другим церквам пришлось по сердцу такое одностороннее действие, конечно, в ущерб Православию вообще? Как классический пример, мы можем привести резолюцию переговоров смешанной комиссии, составленную румынскими и английскими клириками и профессорами в Бухаресте,— резолюцию, которая повлияла так, что Священный Синод Румынской Церкви 20 марта 1936 г. признал правильность англиканской хиротонии. Но, кажется, нет необходимости подчеркивать здесь, что не наше желание ущемлять самостоятельность других Православных Автокефальных Церквей в выражении своих взглядов, как самостоятельных церквей, и еще меньше, желание обидеть Церковь-Сестру и особенно Румынскую, с которой и с народом румынским нас связывают тесные старые братские отношения. Да и вообще наша Церковь чужда таких эгоистичных целей, и, если мы на это указываем, то только во имя священных целей, ради которых и происходит настоящее Всеправославное Совещание.

Все вышеуказанное вынуждает нас говорить и осуждать такие действия Церквей не только Румынской, как последней, признавшей Англиканскую Церковь, но и Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, действия, которые вносят раздор в среду общей семьи Православных Церквей в принципиальных вопросах.

С другой стороны, эти сепаратные действия никак не помогают практическому делу объединения всех христиан и всех Церквей. Великий акт объединения является святейшим долгом каждого, но только тогда, когда за ним не скрывается темных захватнических и даже империалистических целей.

Однако, когда условия не позволяют объединиться без таких действующих во вред целей, задача Православной Церкви состоит в том, чтобы открыто разоблачать такие попытки и такие цели. Решение такого вопроса в срочном и продуманном порядке нецелесообразно, ибо это было бы отказом Православной Церкви от основных принципов. Я был бы признателен тому, кто сообщил бы нам число тех англиканских верующих и в особенности тех священников, которые вступили в Православную Церковь после того, как была признана англиканская хиротония со стороны вышеупомянутых Патриархий.

Мы думаем, что вместо смешанных комиссий англикан и православных для обсуждения вопросов, касающихся только англикан лучше, чтобы эти комиссии составлялись бы лишь из одних англикан. Этим последним принадлежит задача официально уточнить догматы своего вероисповедания, как это сделано в свое время другими Церквами. Такие догматы, если они будут совпадать с догматами Православной веры и будут приняты добросовестно ее стороны верующих Англиканской Церкви, само собой разумеется, приведут к объединению.

Итак, Православная Автокефальная Церковь Албании мыслит, что иерархия и хиротония Англиканской Церкви не могут совпасть с духом и принципами православного вероисповедания вообще.

Председатель: Слово предоставляю Болгарскому Митрополиту Никодиму.

Митрополит Никодим (читает выдержки из своего доклада).

Л. Н. Парийский: Разрешите, Владыко, просить заслушать проект резолюции, который мы составили, по вопросу о действительности англиканской иерархии.

Председатель: Я в своем заключительном слове обобщу все то, что было сказано по этому вопросу и прочту проект резолюции, который я предложу вашему вниманию. Потом я предоставляю слово всем тем, кто желает высказаться. Тогда ваш проект резолюции будет как бы поправкой к моему.

Л. Н. Парийский: Мы хотели бы, чтобы были заслушаны проекты резолюций полностью: Ваш проект резолюции и наш, а потом уже Комиссия будет иметь суждение по ним.

Председатель: Согласен. Предоставляю Вам слово для оглашения Вашего проекта резолюции.

Л. Н. Парийский (оглашает проект резолюции по вопросу «О действительности англиканской иерархии»):

«Заслушав доклады «Об англиканской иерархии», Совещание Представителей и Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей с чувством христианской и братской любви к англиканским христианам в отыскании пути к признанию действительности англиканской иерархии постановляет:

1. Вероучение, содержащееся в «39 членах» Англиканской Церкви, резко отличается от догматов, вероучения и предания, исповедуемых Православной Церковью; а между тем, решение вопроса о признании действительности англиканской иерархии должно, прежде всего, иметь в своей основе согласованное с Православием учение о таинствах. Поэтому, если Православие не может согласиться на признание правильности англиканского учения о таинствах вообще и о таинстве священства в частности, оно принципиально не может признать действительными произведенные англиканством хиротонии. Частные выражения согласия англиканской иерархии на изменение в сторону приближения к Православию учения этих «членов» о таинствах не могут служить основой для решения вопроса в положительном смысле.

2. Вопрос о признании действительности англиканской иерархии может быть рассматриваем только в связи с вопросом о единстве веры и исповедания Церквей при наличии авторитетного об этом акта Англиканской Церкви, исходящего от собора, съезда или конференции священнослужителей англиканского вероисповедания, с последующим утверждением его Главой Англиканской Церкви, такового акта пока не имеется.

3. Православная точка зрения в решении вопроса, действительна ли была хиротония родоначальника англиканской иерархии М. Паркера и можно ли признать ее таковой на основе догматов и древне-вселенских канонов (которыми всегда руководствовалась древняя Церковь при избрании, утверждении и рукоположении во епископа), сводится к тому, что хиротония англикан не может быть признана действительной.

Со всем вниманием относясь к современному движению среди многих представителей англиканства, направленному к восстановлению связи и общения верующих Англиканской Церкви с Вселенской Церковью, мы определяем, что современная англиканская иерархия может получить от Православной Церкви признание благодатности ее священства, если между Православной и Англиканской Церквами предварительно установится формально выраженное, как сказано выше, единство веры и исповедания. При установлении такого вожделенного единства, признание действительности англиканской хиротонии может быть осуществлено волеизволением по принципу Икономии всей Святой Православной Церкви. И мы молимся о том, чтобы сие, по неизреченной милости Божией, совершилось».

Председатель: У меня создалось впечатление, что мы превысили предоставленные нам полномочия в том смысле, что мы обсуждали всякие вопросы об англиканской иерархии и с точки зрения канонической, и с точки зрения догматической и прочее. Создается впечатление, что многие, которые здесь говорили, предварительно уже анафематствовали Англиканскую Церковь.

Авторитетные богословы различных Церквей уже в достаточной степени изучили этот вопрос, и я не думаю, чтобы мы могли в достаточной степени в настоящем Совещании изучить этот вопрос. И Константинопольская, и другие Церкви прекрасно отдавали себе отчет в том, что Англиканская Церковь несет на себе печать протестантизма и поэтому законность признания англиканской хиротонии была принята ими условно. Но вместе с тем я думаю, что нам нужно подходить к решению вопроса таким образом, чтобы не уничтожать мостов и рассматривать этот вопрос в духе христианской любви, иначе как мы сможем способствовать восстановлению христианства? Как сможем помочь людям, находящимся в Англиканской Церкви, и стремящимся в Православие?

Господь Иисус Христос сказал: «Идущего ко мне не изгоню вон»,— и мы не можем в таких случаях не относиться с христианской любовью к тем многочисленным представителям Англиканской Церкви, которые интересуются и восхищаются нашим богословием и тянутся к нам. Поэтому я думаю, что проект резолюции, который был прочитан на русском языке и переведен мне на французский язык, является отрицательным ответом на вопрос об «англиканской иерархии» и закрывающим двери. В проекте моей резолюции, наоборот, в конце есть выражения, открывающие дверь для общения с Православной Церковью. Поэтому я думаю, что более целесообразным и христианским является проект резолюции, отредактированный мною, и более смягченный смысл которого сводится к тому, что окончательное решение этот вопрос может получить только на будущем Вселенском Соборе. Я прошу огласить на русском языке проект резолюции, отредактированный мною на французском языке.

Переводчик оглашает в переводе с французского языка проект резолюции, относящийся к автентичности признания англиканской хиротонии:

«Совещание Глав Православных Церквей, имевшее место… (переводчик выпускает несколько строк) решает, что следует признать нижеследующее по поводу хиротоний в Англиканской Епископальной Церкви.

Первый пункт Православная Церковь признает в принципе только таинства, совершаемые ею самой, но оставляет за собой право признавать или не признавать таинства — также и таинство поставления священников в Христианских Церквах другого исповедания, если учение этих Церквей, относящееся к таинствам и к догматам, не находится в противоречии с учением Православной Церкви.

Второй пункт касается специально англиканской хиротонии. Можно сказать, что принцип канонический или исторический апостольского непрерывного преемства не наталкивался бы на трудности непреодолимые, если бы положение Англиканской Церкви в плане догматическом не было так запугано, исполнено противоречий по отношению к положениям веры, преданиям и концепции Православной Церкви. Кроме того, Англиканская Церковь находится в состоянии волнений (ажиотирована) от течений, которые не только противоречат друг другу, с точки зрения учения этой Церкви, но также в том, что касается ее положения и отношения к Церкви Православной. Следовательно, невозможно рассматривать вопрос об абсолютном признании действительности англиканских хиротоний, прежде чем не будут констатированы со стороны этой Церкви искренние, реальные и официальные акты веры, которые сотрут догматические фундаментальные разности, отделяющие ее от Православной Церкви.

Третий пункт. Учитывая симпатии и с евангельской любовью относясь к тенденции сблизиться с Православной Церковью, которые Англиканская Церковь и в особенности ее Высшая Церковь проявляли много раз, мы полагаем, что можно прибегнуть к принципу церковной Икономии всякий раз, когда англиканские клирики, пожелали бы войти в лоно Православной Церкви, в ряды ее служителей. После индивидуального рассмотрения с канонической точки зрения каждого отдельного случая английские клирики после исповедания православной веры могли бы быть признаны без нового рукоположения, но только по чину, который будет соответствовать обстоятельствам.

Митрополит Вениамин (обращается к переводчику): Я просил бы, чтобы Владыка Председатель разъяснил, что значит «по чину, который будет соответствовать обстоятельствам?»

Переводчик: В ответ председатель просит прочитать выдержку из доклада проф. Винтилеску: «Существует целая серия фактов, которые обязывают Православную Церковь применять принцип Икономии в каждом отдельном случае. В будущем всякий раз, как обстоятельства поставят Православную Церковь перед голосом священников англиканских, которые пожелают перейти в Православие, они могут быть признаны без нового рукоположения, при условии только подписи исповедания веры, в которой они отрекаются от старых своих религиозных убеждений и принимают полностью учение Православной Восточной Церкви. Согласно канонам Вселенских Соборов о приеме инославных в Православие, акт отречения от ересей составляет главную и предварительную часть, которая должна быть, очевидно, дополнена чином, установленным в духе интерпретации, данной Патриархом Тарасием правилу 8-му I Вселенского Собора на первом заседании VII Вселенского Собора.

Митрополит Вениамин: Я просил бы Владыку Председателя напомнить, в чем сущность этого чина.

Переводчик: Владыка Председатель не помнит подробно, в чем заключается сущность этого чина, но можно сказать приблизительно, что чин включает в себя прежде всего покаяние и преподание духовных советов, касающихся православного священства.

Митрополит Вениамин: Значит, третьим чином?

Переводчик: Владыка Председатель просит в разъяснение резолюции огласить следующее: «Это применение принципа Икономии в каждом отдельном случае должно для признания англиканской хиротонии представлять в последнем анализе единственное решение, совместимое с духом учения и преданий Православной Церкви. Именно к этому единственному решению приближаются (правда, с различными нюансами, начиная от ригоризма и кончая снисходительностью) почти все православные богословы от умершего Московского Митрополита Филарета и до теперешних профессоров богословия различных национальных Церквей.

Таковая формула удовлетворительна даже с точки зрения англиканской, тогда как старая практика перерукоположения, которая была в прошлом, составляет позицию, которую отношения между Церквами уже переросли. Новая формула оставляет открытым в будущем путь соединения и подлинного идеального общения при условии признания таинства священства, для чего мы еще долго должны работать и молиться непрестанно.

Практически решительный и окончательный момент наступит тогда, когда Англиканская Церковь сформулирует официально текст Святого Православного учения в духе, установленном «Декларацией», опубликованной в 1922 г. Патриарху Вселенскому от группы англиканских священников и утвержденной в 1935 г. в Бухаресте. В то же самое время эта формула будет способствовать признанию этого Православия всеми ветвями или частями англиканского духовенства и даст основания, в случаях надобности, когда нет священников англиканских, согласиться с тем, чтобы священники православные служили службы и совершали погребения верующих англиканского вероисповедания».

Митрополит Вениамин: Я прошу разрешить мне, Владыка Председатель, огласить проект резолюции, отредактированный мною.

(Оглашает проект резолюции).

Переводчик: Владыка Председатель говорит, что он признателен за Ваш проект, но находит его недостаточно точным и предлагает свой, который является в достаточной степени уточняющим вопрос и гарантирующим точку зрения, высказанную Л. Н. Парийским и не противоречащим ей.

Епископ Гурий: В резолюции важно каждое слово. Нам надо высказаться об англиканской иерархии. Я считаю, что проект резолюции, предложенный Л. Н. Парийским, отвечает определенно этому требованию.

Я позволю себе привести самую главную часть этой резолюции: «Решение вопроса о признании действительности англиканской иерархии должно прежде всего иметь в своей основе согласованное с Православием учение о таинстве. Поэтому, если Православие не может согласиться на признание действительности англиканского учения о таинствах и о таинстве священства в частности, оно не может признать действительным признание англиканской хиротонии».

Я обращаю внимание на эту основную часть резолюции. Устанавливается тесная связь между непрерывностью учения и непризнанием действительности англиканской хиротонии. Резолюция осторожно подходит к этому вопросу, а ведь в резолюции каждое слово важно.

Переводчик: Владыка говорит, что то же самое есть и в его проекте.

Епископ Гурий: Еще хочу сказать, что с учением Англиканской Церкви о таинстве священства мы не можем согласиться. Для иллюстрации приведу пример. При рукоположении протестантских пасторов тоже призывают Святого Духа, но у них нет такого внутреннего содержания, как в Православной Церкви.

Председатель: Поскольку в принципе мы не принимаем предложенной мною резолюции, все эти дискуссии надо прекратить. Абсолютное большинство за резолюцию Л. Н. Парийского.

Вношу свое предложение включить в резолюцию последний пункт моей резолюции: «Для окончательного решения вопроса об англиканской иерархии единственным авторитетом является только Вселенский Собор».

Для отредактирования принятой резолюции предлагаю комиссию в составе: Владыки Митрополита Вениамина, Л. Η Парийскою и профессора В. С. Вертоградова.

Нико Димитрий Чани: Присутствующие здесь Представители от Автокефальной Албанской Церкви просят заслушать мнение последних.

Мы выслушали здесь три различных проекта резолюции. Мы не находим, что наша компетенция и наш долг высказаться по поводу этих трех резолюций, но подходить к ним с критическим анализом здесь не место и не время.

Мнение и мысль Албанской Автокефальной Православной Церкви, ее делегации, хорошо выражена в первой резолюции, ввиду ее ясности, но мы также согласны и с некоторыми замечаниями, сделанными Владыкой Гурием.

Мы предлагаем не принимать решения, которое могло бы показаться оппортунистическим, и держаться твердо выраженных христианских принципов.

Переводчик: Председатель задает Представителям Албанской Церкви вопрос: по их мнению, над делом воссоединения Церквей нужно работать с мечом или крестом?

Нико Димитрий Чани: Нужно работать в духе искреннего христианства, не прибегая к оппортунистическим терминам.

Председатель объявляет перерыв до 6 час. вечера.

Заседание закрывается.