Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Вечернее заседание 13 июля 1948 г.

Председатель Митрополит Скоплянский Иосиф: В порядке заседания рассмотрение проекта резолюции по вопросу «Ватикан и Православная Церковь». Слово предоставляется Владыке архиепископу Казанскому Гермогену.

Архиепископ Казанский Гермоген: «Совещание Представителей и Предстоятелей Православных Автокефальных Церквей, заслушав доклады: «Папство и Православная Церковь», «Отношение Ватикана к Православным славянским Церквам за последние 30 лет», «Ватикан и Православная Церковь» и «Римская Церковь и единство Христовой церкви», определяет, что Римская курия во главе с епископом г. Рима на протяжении ряда веков, как еще давно писали отцы Африканского Собора папе Целестину, под влиянием «мирского дымного надмения» и Других чисто человеческих мотивов, извратили истинное евангельское учение, полученное от Господа через святых апостолов, этих «святых труб Духа» (1-е правило VII Вселенского Собора). Презрев категорическое повеление отцов VI Вселенского Собора» хранити неприкосновенную нововведениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов 91-е правило VI Вселенского Собора, ср. 1-е правило VII Вселенского Собора), римские епископы нарушили чистоту учения древневселенского Православия новоявленными догматами: Filioque, Непорочном Зачатии Божьей Матери и, в особенности, совершенно антихристианским учением о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости».

Сейчас в Риме не придается большого значения Filioque, даже совершенно опускается это, а папство требует только главенства, вот почему и требуется слово «в особенности».

Тут никаких добавлений или изменений не будет?

Принимается.

Дальше: «Вследствие этого антихристианского нововведения римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще домостроительству спасения человеков на земле».

Митрополит Пловдивский Кирилл: В одном из послед-• них католических изданий слова «и Сына» заключены в скобки “и в конце сказано, что «и Сына» может употребляться и не употребляться, в зависимости от того, как найдут нужным. Это еще раз доказывает, что Римская Церковь не придает никакого значения этому, а потому правильно, что тут сказано «в особенности».

Слова «в особенности» решено оставить.

Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Домостроительство— это факт, который совершен, а нужно сказать, что они отвлекают людей от правильного пути.

Протоиерей Иоанн Сокаль: Совершенно правильное замечание. Они мешают спасению. Домостроительство нельзя изменить. Это правильно. Здесь идет речь о спасении. Христос закончил искупление, а сейчас период спасения. Папство мешает этому спасению.

Здесь нужна большая точность. Ведь это будут читать и католики, будут обсуждать каждое слово. Поэтому необходимо внимание каждому слову.

Архиепископ Казанский Гермоген: Конечно, католики будут не только обсуждать, но и отвергать. Они считают, что тот, кто не признает главенства папы, не может получить спасения. Мы же считаем, что учение о главенстве папы мешает домостроительству спасения и папство своим учением мешает домостроительству спасения.

Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Мешает спасению людей, а не домостроительству. Это лучше выразить так: «Вследствие этого антихристианского нововведения римские епископы причинили огромный вред единству Вселенской Церкви Христовой и вообще делу созидания спасения человечества на земле».

Председатель: Согласны с такой редакцией? Принимается.

Архиепископ Казанский Гермоген (продолжает читать): Отцы VI Вселенского Собора (1-е правило VI Вселенского Собора), провидя огромный вред для Церкви от догматических нововведений, совершенно решили ниже прибавляти что-либо, ниже убавляти в отношении тех святых догматов, какие установлены шестью Вселенскими Соборами (ср. 1-е правило VII Вселенского Собора). И поэтому не мы, но благочестивые уста Отцов Вселенских Соборов произносят сейчас осуждение римского папства за все новоявленные римские догматы, которые являются чисто человеческими измышлениями, не имеющими основания ни в Святом Писании, ни в Святом Предании, ни в святоотеческой литературе и церковной истории».

Председатель: Сюда никаких изменений не предлагается?

Этот абзац принимается без изменений.

«Наше определение не является новым, оно лишь повторяет исповедание Восточных Патриархов. В 1723 г. они писали: «Достоуважаемым Архиепископам и епископам Великобритании: «Наши догматы и учение Восточной Церкви еще издавна исследованы, правильно и благочестиво определены и утверждены Святыми и Вселенскими Соборами; прибавляти к ним или отнимати от них что-либо непозволительно». «Послание Патриархов Восточной Кафолической Церкви о православной вере».

Протопресвитер Г. Костельник: Я имею сказать по поводу резолюции в целом. Поэтому начну издалека. С Востока нам ничто не угрожает, вся тяжесть угрозы с Запада, от Римско-католической Церкви, которая сильна и в которой кроется наша опасность. Наша комиссия является основной комиссией, все остальные комиссии, как бы ветви нашей комиссии. Как сам бывший католик, я хорошо знаю значение Римско-католической Церкви. И должен сказать, что здесь не умеют бороться с католиками. Я следил за православными энцикликами и писаниями за последние 20 лет и должен сказать, что в них, как и здесь, в этой резолюции, находил свидетельство непонимания, как надо действовать. Это не то, что надо иметь против Римско-католической Церкви…

Архиепископ Казанский Гермоген: Говорите более по вопросу, который мы обсуждаем,— о проекте резолюции, которую читают, иначе мы можем упустить основное.

Протопресвитер Г. Костельник: Я человек очень логичный и к этому приду. Нужно, чтобы в резолюции было больше об агрессии Римско-католической Церкви против народа. А в проекте этой резолюции в первой части говорится о ереси, а об агрессии только в выводах. Это не логично. Надо больше сказать об агрессии. Я бы просил сделать эту резолюцию более компактной, выпустив все то, что говорится о догме, а в основном остановиться на агрессии Римско-католической Церкви. Ведь мы пишем резолюцию не для себя и поэтому надо показать, что мы думаем, а то, что здесь написано, это непонятно для других.

Архиепископ Казанский Гермоген: Мы имеем в виду, что надо обратиться с воззванием ко всему миру и не только к католикам, ко, ведь, есть еще и униаты и даже православные, которые колеблются, говоря: «А, может быть, на стороне католиков все-таки правда». Даже у нас в России было много людей, которым очень импонирует Римско-католическая Церковь. Нужно показать, от кого исходит эта резолюция, с каких позиций к ним обращаются. Позиции наши—Соборы, Священное Писание. И мы должны об этом заявить. Для вас Filioque не является стержнем, а для православных это — стержень. Это есть нововведение, с точки зрения Соборов, с точки зрения учения Священного Писания. И мы должны об этом сказать. Мы не только говорим против кардиналов и папы, но мы убеждаем рядовых католиков, и, может быть, зерно сомнения посеем и среди них. Мы не должны писать политического памфлета, мы — люди Церкви и должны базироваться на Священном Писании.

Митрополит Пловдивский Кирилл: Правильно, что мы не должны пускаться в политику и поэтому наше начало проекта резолюции правильно. Но для нас очень важно обратить внимание на агрессию — это опорные исторические точки. Надо прямо сказать: тогда-то и тогда-то на Украине было сделано то-то и то-то, тогда-то в Румынии было сделано то-то, в Трансильвании — то-то. Указать, как православных болгар хотели насильно обратить в унию. И прямо сказать о лукавстве и агрессии папства, которое всегда было в союзе с политическими силами и веками несло насилие, насилием обращало православных в католичество. Указать, что даже теперь, в XX в., в Югославии насилием тысячи православных были обращены в унию.

Это конкретные факты. О них надо говорить.

Архиепископ Казанский Гермоген: Мы читаем только проект резолюции, читаем для того, чтобы внести необходимые поправки и добавления.

Протопресвитер Г. Костельник: Я хочу, чтобы с латинами говорили более решительно, а не так как мы Может быть, надо написать две резолюции — одну догматическую, другую — об агрессии.

Архиепископ Казанский Гермоген: Не надо думать, что чем резче мы напишем, тем лучше. Не все думают так: чем резче ставить вопрос, тем лучше. Ко мне тут подходили многие митрополиты и говорили, что не надо излишней резкости. Что такая резкость только оттолкнет тех католиков, которые колеблются. Мы можем забраковать этот проект и написать новый.

Но давайте сначала обсудим предложения тех, кто стоит за резкость.

Митрополит Мелхиседек: Я поддерживаю это предложение. Мы стремимся сделать, как лучше. Обсудим эту резолюцию, дополним, если нужно. Если есть такие, которые возражают, выслушаем. Изберем комиссию, которая примет это во внимание. Ведь, это только канва.

Я думаю, что будет составлено воззвание, которое должно быть обнародовано. Думаю, что наша резолюция будет одним из элементов воззвания. Но западные митрополиты говорят о том, что надо полегче, не надо излишней резкости.

Архиепископ Казанский Гермоген (продолжает читать): «В Окружном послании по поводу энциклики Папы Льва XIII о соединении Церквей (1894)» Восточные Патриархи еще яснее подтверждают свою верность традициям Вселенской Православной Церкви. «И мы предадим Святую Веру в грядущие поколения, какою сами приняли без всякого изменения, дабы и они, подобно нам, непостыдно и без упрека могли говорить о вере своих предков. Забвение Ватиканом традиций Вселенского Православия завело корабль Римско-католической Церкви в несродную для нее стихию антихристианского папизма».

«Как известно, сущность папизма выражается не только в искажении подлинно Вселенского Православия привнесением в него таких новоявленных догматов, как учение о главенстве в Церкви папы и его непогрешимости. Вся история папства вопиет пред правосудием Божиим за извращение папистами новозаветного учения о Церкви Христовой. Из мистического Тела Христова, из «столпа и утверждения истины», Церковь Бога живого (1 Тим. III, 15) превращена папистами в земную политическую организацию.

«Рядовая масса католиков, которая верит папе, как высшему духовному авторитету, не знает того, что вся деятельность Ватикана направлена против интересов трудящихся, что это — центр международных интриг против интересов народов, центр международной реакции».

Принимается без поправок.

«Сущностью христианский морали является призыв Спасителя к любви (Иоанн. XIII, 34—35), а Ватикан, наоборот, является одним из поджигателей двух империалистических войн, покровителем изуверного фашизма и в настоящее время принимает активнейшее участие в разжигании еще новой войны и вообще в политической борьбе с мировой демократией».

Принимается без поправок.

Митрополит Пловдивский КириллКирилл: Где говорится о рядовых массах католиков, нужно сказать о том, как было в прошлом, какова агрессия была в прошлом и затем сказать об агрессии в аспекте современности

Архиепископ Казанский Гермоген (продолжает чтение резолюции): «Когда в церковной истории дается характеристика того или иного церковного деятеля, то данное лицо характеризуется с точки зрения осуществления им заветов Христа; но последние папы настолько предались мирским течениям, что они не смущаются предстать пред мировым христианским общественным мнением в качестве политических деятелей. В этом отношении знаменательно издание сборника, выпущенного в августе 1945 г. парижским католическим издательством «Spes» «Его Святейшество Пий XII. Послания военного времени к миру».

В предисловии к этому сборнику католический публицист Габриель Луи Жарэ называет Пия XII весьма ловким дипломатом, называет его «политическим папой».

Итак доблестью «непогрешимого наместника Бога на земле» папы Пия XII является в глазах его почитателей политическая деятельность Пия XII, т. е. участие в разжигании братоубийственных войн, в борьбе с демократией и защитой фашизма.

Весь христианский мир и все истинно-верующие католики должны осознать, в какую пучину их ведет современное папство.

Все христиане, без различия наций и вероисповеданий, Не могут не заклеймить за это политику Ватикана, как антихристианскую, антидемократическую я антинациональную.

Мы горячо молим Пастыреначальника, Госпола нашего Иисуса Христа, чтобы Он просветил светом Своего Божественного учения католическую иерархию и помог бы ей осознать ту пучину греховного падения, в какую низвели они Западную Церковь, как своим новоявленным учением о главенстве и непогрешимости папы, так и использованием Церкви в интересах политической борьбы».

Протоиерей Иоанн Сокаль: Здесь есть строгое разделение мысли: первая часть говорит о догматических грехах; вторая часть критики говорит о социальной стороне, об интересах трудящихся и третья часть о политической стороне в смысле разжигания войны и агрессии. О социальной стороне сказано очень кратко. Может быть, тут надо добавить, какой вред папство приносит трудящимся? По-моему это тут надо вставить.

Митрополит Пловдивский Кирилл: Надо сказать о грехах католической Церкви против национальной целостности народов, как в Румынии они насильно принуждали славян входить в унию. За границей сейчас очень много говорится о том, что сделано в Румынии в отношении возвращения в Православную Церковь и поэтому надо упомянуть, как в прошлом в унию их переводили насилием. Это исторический факт, подтверждающий агрессию и насилие Римско-католической Церкви. Это очень важно и надо сказать: «она агрессией и привела в католичество православных людей».

Протопресвитер Г. Костельник: Разве только «последние папы предались мирским течениям?» Они всегда были политическими деятелями. Здесь нужно больше злободневности, больше фактов из последних событий.

Архиепископ Казанский Гермоген: Но, ведь, не все же католики резали славян. Нельзя всех обвинять. Тут надо быть очень осторожным. И хотя Вы и говорите, что на Востоке не умеют бороться с папами, но я считаю, что восточные полемисты очень сильны. Но тут нужна осторожность, слишком большая резкость будет только вредна.

Протопресвитер Г. Костельник: Вся деятельность папства направлена была всегда против интересов трудящихся. Это реальная правда. Но формально вам могут ответить: «А где вы были, когда Лев XIII написал энциклику о трудящихся. Так что говорить здесь «всегда» — нельзя».

Архиепископ Казанский Гермоген: Контроверсы будут всегда, на это нам приходится рассчитывать. Нужно, однако, учитывать настроение католической массы, для которой не вся политика Ватикана ясна. И излишней резкостью мы только оттолкнем от себя. Причем должен отметить, что Ваша теория противоречит Вашей практике. Когда я приехал во Львов, после того, как он присоединился, Вы все время там говорили: «Надо бережно относиться». Ведь мы это пишем к народам.

Протопресвитер Г. Костельник: И против Ватикана.

Архиепископ Казанский Гермоген: И совершенно не надо, чтобы это было бранью, а совершенно объективным историческим освещением.

Протопресвитер Г. Костельник: Ватикан идет против интересов трудящихся — это современный термин.

Архиепископ Казанский Гермоген: Православная, ортодоксальная Церковь идет за народ, за демократию, а верхушка Ватикана идет за фашизм. Но это отрицается, стараются показать наоборот. Известно, что Пий X разжигал войну против Сербии, а теперь стараются представить, что он умер от горя, что эта война возникла против сербов.

Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Конечно, не только последние папы предались мирским течениям. Они все занимались мирскими делами.

Архиепископ Казанский Гермоген: Я понимаю, что здесь слишком свежи последние события, они кровоточат, но нужно взвешивать каждое слово.

Протопресвитер Г. Костельник: Действия папской церкви всегда были направлены в особенности против славянских народов.

Председатель: Еще будут какие-нибудь замечания?

Митрополит Мелхиседек: Предлагаю все поправки, которые были сделаны, передать в комиссию, а резолюцию в целом принять за основу.

Председатель: Согласны ли присутствующие с этим предложением? Предлагаю поправки представить завтра к 11 часам в письменной форме.

Резолюция принимается за основу, комиссии поручается внести поправки на основе состоявшегося обмена мнений и письменных поправок, которые поступят.

Председатель: Теперь рассмотрим проект конкретных решений.

Протопресвитер Г. КостельникКостельник: Нам нужно иметь какой-то пропагандистский центр, какой-то пропагандистский орган, я не нахожу для него подходящего названия, но должна быть какая-то физическая единица, сосредоточивающая эту работу.

Архиепископ Казанский Гермоген: У нас есть редакция журнала, вокруг нее может быть организована такая работа. Когда в журнал поступят соответствующие сообщения о том, что происходит там-то или там-то, это может быть напечатано и тогда можно будет помочь. А так мы не можем принять туг какие-то решения, обязывающие, скажем в Болгарии, сделать то-то и то-то.

Архиепископ Новосибирский Варфоломей: Тут говорится об ответах на «новые энциклики». А откуда мы будем о них знать? Нужно, чтобы наш журнал печатал их.

Архиепископ Казанский Гермоген: Мы, конечно, должны отдавать себе отчет, что перед нами Ватикан, у него громадные возможности и нам с ним бороться очень трудна И вопрос, как бороться. Для того, чтобы обсудить этот вопрос, мы должны стать на путь соборного разрешения его.

Живым телом, которое будет руководить, должна быть редакционная коллегия при нашем журнале. Когда мы соберемся вокруг этого живого тела — редакционной коллегии, тогда к нам будут поступать сообщения: «в Сербии, Болгарии или СССР происходит то-то», и тогда об этом можно будет писать статьи.

Председатель: Может быть, обратить внимание духовных школ, чтобы они больше занимались изучением Римско-католической Церкви

Архиепископ Казанский Гермоген: Я еще раз повторяю, когда мы создадим такое живое тело, хотя бы в виде редакционной коллегии, тогда будет легче просить о помощи. К нам поступят информационные сведения, скажем из Сербии, или Болгарии, и мы сумеем что-то сделать. Нужно подумать, как это организовать. Где она должна находиться.

Председатель: Завтра в 11 часов мы продолжим нашу работу.

Заседание закрывается.