Вечернее заседание 13 июля 1948 г.
Председатель Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий: На предыдущем заседании нами было постановлено заняться выборами комиссии для составления проекта Послания или Декларации ко всем христианам мира. Судя по выступлениям на предыдущем заседании, может быть необходимо ввести в состав комиссии отца Григория Разумовского.
Принимается.
Протоиерей Григорий Разумовский: Я предложил бы ввести в состав Комиссии представителя Чехословацкой делегации Черкеса, который сталкивается в Чехословакии со всеми церковными течениями.
Председатель: Еще можно предложить отца игумена Дионисия. Таким образом, разрешите предложить комиссию из этих трех лиц.
Состав комиссии единогласно утверждается.
Когда комиссия предполагает заняться?
Протоиерей Григорий Разумовский: Сегодня вечером с тем, чтобы к завтрашнему заседанию материал был готов.
Игумен Павел: Отец Дионисий предлагает, чтобы я участвовал в работе комиссии для перевода. Принимается.
Протоиерей Всеволод Шпиллер: В каком духе будет составлена эта Декларация?
Протоиерей Григорий Разумовский: Когда я развивал идею отца Дионисия, то предлагал взять за основу единство Церкви.
Председатель: На предыдущем заседании говорили, чтобы Комиссия составила Декларацию, или Послание ко всем христианам мира, исходя из наличия и целей экуменического движения, пояснила истинное понимание учения о Святой Апостольской Церкви.
Владыка Илия высказал пожелание об установлении контакта с Высокопреосвященнейшим Германосом, поскольку он является сопредседателем Экуменического Совета. Может быть, в отношении этого контакта и времени его установления мы сделаем таким образом: выработаем проект нашего Послания, когда будут ясны наши конкретные тезисы, выберем нескольких лиц и поставим в известность Высокопреосвященнейшего Германоса о том, чтобы узнать его мнение.
Я полагаю, поскольку комиссия будет вырабатывать определенные положения и конкретизировать их в Послании, то этой же комиссии поручить одновременно подготовить и проект резолюции по всему этому вопросу для того, чтобы можно было его конкретно обсудить.
Кому угодно по этому вопросу высказаться?
Протоиерей Григорий Разумовский: Если подготовку проекта резолюции поручим этой же комиссии, то следовало бы привлечь представителя Румынской Церкви.
Председатель: Для подготовки проекта резолюции мы увеличим состав комиссии, в частности введем представителя Румынской Церкви.
Протоиерей Григорий Разумовский: Следовало бы ввести представителя и от Сербской Церкви.
Председатель: К сожалению, никто от Сербской Церкви не вошел в нашу комиссию. Представитель Румынской Церкви в нашей комиссии имеется.
Протоиерей Григорий Разумовский: Святейший Патриарх Гавриил высказывал большой интерес к этому вопросу. Можно с ним согласовать отдельно. Представители остальных Церквей у нас есть.
Протоиерей Александр Калинович: Я полагаю, что в тексте Обращения необходимо иначе обратиться к старо-католикам, которых в Польше много. Это движение развивается, причем старокатолики чувствуют некоторую осиротелость и должны будут где-то искать опору.
Игумен Дионисий: Это не только в Польше, но также и в Швейцарии, в Голландии, в Германии.
Протоиерей Александр Калинович: Они очень динамичны и пользуются поддержкой населения, а своих догматических определений, вероятно, сами хорошо не представляют себе, так как съезды у них не занимаются идеологией, а больше организацией, благоустроением материальной части. К Православию они тянутся, когда нужно установить определенные догматические подходы. У нас в Польше есть также старокатолики с западным обрядом.
Старокатолики, составлявшие перед войной три секты, объединились в одно движение, которое развивается нормально и довольно актуально.
Они близки нам, кроме Filioque. И нужно не быть пророком, чтобы предсказать: когда они будут искать, на кого опереться в Польше, особенно после Московского совещания, то они, конечно, обратятся к нам. Я бы полагал в этом обращении обратиться к старокатоликам.
Протоиерей Григорий Разумовский: Конечно, вопрос о старокатоликах интересен, но он не стоит в порядке дня. Если мы желаем обратиться ко всем христианам, в том числе нужно обратиться и к старокатоликам. Я бы хотел сделать сообщение и больше этого вопроса не касаться.
Протоиерей Александр Калинович: Мы говорим об активности экуменизма, но и старокатолики очень активны повсюду, особенно в Польше.
Протоиерей Григорий Разумовский: Я предлагаю к этому очень интересному вопросу вернуться, когда мы закончим с экуменическим вопросом. Почему он интересен и почему нужно к нему вернуться? Потому что у Русской Православной Церкви имелось намерение о соединении со старокатоликами еще с 1910 г. Мы имеем сведения о том, что в Польше большое количество старокатоликов себе изменило и соединилось с католиками. Старокатолики уже заключили соглашение о взаимном признании также и с англиканами.
Недавно мы получили письмо от архиепископа Утрехтского и еще от двух епископов, в котором они просят найти возможность установить отношения между Русской Церковью и старокатоликами. У них уже имеется отношение с Англиканской Церковью на основе переговоров в 1930 г. в Бонне.
Почему-то эти сношения с Константинополем у них прекратились.
Мы ответили, что просим выслать новые протоколы Боннских совещаний. На этом примере вы видите, что пусть никого не пугает отношение Русской Православной Церкви к инославным. Она отзывается на все призывы. Она отзывается на призывы старокатоликов и будет отзываться на обращения старых протестантов.
Протоиерей Всеволод Шпиллер: Мне кажется, что здесь имеется некоторое недоразумение. Тут предлагают, как я понимаю, в Обращении или в Послании ко всем христианам по экуменическому вопросу отметить некоторые особенности, специально относящиеся к каждому вероисповеданию.
Нет речи об установлении каких-то принципиальных отношений между нами и старокатоликами, между нами и другими вероисповеданиями, но только по вопросу взаимоотношений этих вероисповеданий к экуменическому движению. Мы должны что-то сказать, что заинтересует особо всех старокатоликов, проживающих там-то и там-то.
Мы, действительно, могли сказать нечто интересное как старокатоликам, так и католикам в тех странах, в которых эти католики интересуются экуменическим движением.
Я имею в виду некоторые особенности в постановке экклесиологической проблемы в экуменизме на последней стадии развития подготовки к Амстердаму.
Дело в том, что в самое последнее время, на этой последней стадии экклесиологической подготовки к Амстердаму, у экуменистов появились совершенно определенные католические мотивы.
Моим собратьям из Франции, вероятно, лучше, чем мне, известно, что не так давно во Франции появился католический катехизис, предназначенный исключительно для французов на французском языке.
В этом катехизисе имеется нечто действительно оригинальное, заслуживающее нашего внимания. Тут имеется различие в учении о Церкви, о теле Церкви и душе Церкви.
Так в вопросе 166-м этого французского специального катехизиса, вышедшего в прошлом году, спрашивается, каким образом человек может принадлежать Церкви?
На этот вопрос катехизис дает следующий ответ: двояко: или телу Церкви, или душе Церкви.
К телу принадлежат крестившиеся, верующие во все, о чем учит Римско-католическая Церковь, признающие авторитет законного духовенства. Все же отступники, еретики, схизматики, отрешенные или отлученные от Церкви, принадлежат только душе Церкви.
Это учение совершенно аналогично учению экуменистов, появившемуся в самое последнее время, о Церкви,— об «una sancta», имеющей тело, имеющей душу.
Я не вхожу в подробности этого учения экуменистов, в частности, почившего отца Булгакова, но только отмечаю, что есть что-то общее в экуменическом учении о Церкви в стадии развития, в которой оно находится сейчас, и католической постановкой этого вопроса.
Однако католическую постановку вопроса совсем не разделяет Ватикан. Он, собственно говоря, этот катехизис не одобрил.
Мне кажется, что если бы в нашем обращении можно было отметить такое отношение папства, это могло бы сделать некоторое впечатление на старокатоликов, которые недостаточно хорошо разбираются в догматических вопросах и которым можно показать догматическую несостоятельность экуменизма, которому они там симпатизируют.
Протоиерей Григорий Разумовский: Поскольку имеется согласие по вопросу о составлении Декларации, имеется, видимо, необходимость дать только общие установки для нее. Их будут далее добавлять, изменять как угодно. А если сейчас еще нет этой «протоплазмы», то зачем заранее обсуждать этот предмет?
Я понял отца Шамбо таким образом, что он хлопочет, чтобы когда мы будем составлять Обращение к православным экуменистам, то тут же должны будем обращаться и к старокатоликам, которые к нам близки.
Я считаю возможным включить и близкие к Православию церкви — Армяно-Григорианскую и Сиро-Халдейскую. Дело в том, что у нас почти нет разницы с этими Восточными Церквами. Естественно, что это будет относиться и к старокатоликам и другим Церквам. В этой Декларации можно расчленить: что сказать католикам, старокатоликам, протестантам и т. д.
Принимается.
Председатель (обращаясь к Архиепископу Фирмилиану): Мы приняли решение и избрали Комиссию по составлению Декларации для христиан всего мира. В этом послании будет содержаться наше отношение к экуменическому движению, но вместе с тем там же будет указано на основное и в отношении к старокатоликам, армянам и т. д.
И одновременно решили этой же Комиссии, избранной из трех лиц, поручить составить проект нашей окончательной резолюции по этому вопросу, но с включением в нее представителя Вашей делегации.
Вы ничего не имеете против?
Можно будет просить Ваше Высокопреосвященство участвовать в Комиссии, при составлении резолюции?
Архиепископ Фирмилиак: Наша делегация имеет проект резолюции на русском языке.
Протоиерей Григорий Разумовский: Можно передать проект резолюции секретарю Комиссии и мы вместе обсудим.
Председатель: У кого еще есть предложения?
Протоиерей Григорий Разумовский: Значит, решили, что посылаем одну Декларацию ко всем христианам мира в разрезе исповедания 9-го члена Символа веры.
Председатель: Да. И вслед за этим нужно приступить к составлению резолюции.
Протоиерей Григорий Разумовский: Мы выбрали Комиссию, но не решили вопроса, пришли ли мы к окончательному решению: участвовать или не участвовать в экуменическом движении, посылать или не посылать наблюдателей.
Председатель: Здесь были высказаны два определенных мнения. Одни утверждают категорически, что не надо участвовать, другие считают необходимым войти в известный контакт. Но контакт в виде обращения только. Я понимаю так, что мы решили не участвовать лично, но заочно, путем послания.
Игумен Дионисий: Прошу извинить, что высказываю мысль, которая не всеми принимается, но я хочу высказать то, что думаю. Я согласен с тем, что не нужно участвовать в Амстердамской ассамблее, но все же хорошо послать кого-нибудь в Амстердам с нашей Декларацией, чтобы личной передачей показать наше любезное отношение к христианам, но не принимать участия в собрании.
Протоиерей Григорий Разумовский: Мы много говорили, что мы можем выразить любовь в отдельности к англиканам, реформистам, но только не через Экуменический Совет.
Протоиерей Александр Калинович: В последнее время экуменическое движение обнаглело и они не стесняются никакими мерами, применяют метод подкупа, так как у них в основе не идеология. Я сам был объектом таких действий, когда мне предлагали большие деньги за участие в экуменическом движении.
Мы говорили тогда: если хотите знать правду, приходите к нам…
Так бывает иногда в жизни — превращение великого в нечто смешное. Это могло быть, когда было обращение к меньшей группе православных. Теперь, когда выступает большое соединение во главе с могущественной Великой Православной Церковью, разговаривать можно с ними другим тоном, вследствие чего они и программу изменят и тон изменят.
Если это дело Божье, то они перестроят свои ряды.
Я убедился в том, что необходимо, чтобы протестанты поняли, что Православная Церковь не только величина и авторитет, но и ценит свою величину.
Председатель: Вы, отец Дионисий, настаиваете, чтобы послать кого-нибудь персонально на конференцию?
Игумен Дионисий: Я высказываю свое мнение, но могу и ошибаться. Если бы это зависело от меня, я бы выехал из вежливости, но иногда, может быть, не особенно удобно быть вежливым. Вообще же, если я силен, мне всегда бывает тяжело показать, что я силен.
Протоиерей Григорий Разумовский: Я имею в виду только то, чтобы меньше мы потеряли времени, отведенного на работу Комиссии. Мы решили уже относительно Декларации. Теперь перешли к другому вопросу о том, ехать или не ехать наблюдателю. Сделано уже заключение и по этому вопросу.
Председатель: Чтобы не было сомнения, я еще раз ставлю вопрос: послать нам кого-либо лично на Экуменический съезд или послать только Обращение?
Приступаю к поименному голосованию.
Вопрос стоит, следовательно, следующий: посылать или не посылать от нас делегата лично с нашим посланием?
Кто за то, чтобы посылать от нас делегата лично с нашим Посланием?
Из 17 имеющихся голосов — 14 голосов за то, чтобы не посылать делегата, и только три голоса за то, чтобы послать делегата с нашим Посланием.
Большинством голосов решается не посылать делегата с нашим Посланием.
Протестов не будет?
Нет.
Председатель: Под словом делегат мы понимали посланца.
Архимандрит Василий: Я понял таким образом, что отец Дионисий говорил о том, что нужно послать делегата для участия в работе Совета.
Игумен Дионисий: Это не так: я всегда стоял за то, что не нужно посылать делегата для участия в работе, а лишь послать человека, который передал бы наше Послание.
Председатель: Мы уже признали, что посылать не нужно.
Кому будет угодно высказать пожелание Комиссии по поводу составления Декларации.
Протоиерей Всеволод Шпиллер: Я бы высказал следующее пожелание. Мне кажется, что нужно дать в этом послании очень хорошо разработанную богословскую аргументацию несостоятельности экуменической теории церкви, при этом систематическую богословскую аргументацию, использовав все имеющиеся у нас в распоряжении доклады и материалы.
Я только два слова скажу о возможном методе такой систематизации.
Мне кажется, что надо иметь в виду три момента в развитии экуменического учения о церкви, если можно говорить об экуменическом учении о церкви: интероконфессионализм — первый момент, второй — браншевая теория, теория ветвей, имеется в виду равноценность всех ветвей церкви, всех вероисповеданий, как ветвей одной церкви; и третий момент это — душа и тело Церкви, отрыв онтологической сущности церкви от эмпирического бытия. Это первое пожелание.
Второе пожелание. Мне кажется, что необходимо в этом Послании отметить пагубные результаты встречи с экуменизмом некоторых Православных Церквей, как например, Болгарской Церкви.
Для Болгарской Церкви встреча с экуменизмом означала в экуменических кругах расшатанность чувства церковности, расшатанность сознания единоспасающей Церкви. Затем известное обмирщение Церкви на путях приспособления к экуменизму. Образовалось снижение уровня духовной жизни, отрыв от святоотеческих традиций как в богословии, так и в быту. Потрясена была в самих основах верность литургической богослужебной традиции. Именно в связи со встречей с экуменизмом в Болгарии появилась не теория только, а лозунги против вредности, гипертрофии ритуальности или обрядоверия.
Наконец, третье пожелание. Нас всех смущает политическое лицо экуменизма; при этом упоминается, что, собственно, как-то внезапно откуда-то узнали, что экуменизм связан с англо-американскими политическими центрами. Нужно уточнить, откуда мы это узнали. В этом вопросе никакой неясности, никакой двусмысленности быть не может.
Я бы предложил обратить внимание на то обстоятельство, что сама официальная экуменическая литература дает нам основание предполагать о существующей связи между экуменическими центрами с англо-американской политикой.
Можно было бы указать на некоторые номера «Экуменического Бюллетеня», в которых говорится много о Даллесе и даже самом Маршалле, как членах экуменического движения, о Даллесе, как руководителе больших экуменических центров.
Можно было бы дать и характеристику политического лица Даллеса. Я подробно не останавливаюсь, только позволил себе высказать принципиальные пожелания.
Епископ Нестор: Я хотел бы напомнить, что на общем собрании был обстоятельный доклад, сделанный Экзархом Стефаном, и в его высказываниях есть конкретные факты о влиянии католичества и участие католичества в экуменическом движении. Может быть, было бы уместно высказывания Экзарха Стефана использовать в Декларации.
В выступлении протоиерея Шпиллера было высказывание о грехах Болгарской Церкви, но, очевидно, он имел в виду не всю Церковь, а отдельные ее группы.
Второе — упоминаемый Вами раздел о духе и теле (я не очень хорошо помню текст катехизиса). Есть в этом одна простая несообразность. Пока душа с телом, до тех пор наблюдаем жизнь, когда душа от тела отрывается, тогда наступает смерть.
Но здесь опасность, что мы можем скатиться к тем позициям, которые мы осуждаем у болгар.
Председатель: Пожелания все высказаны, все зафиксировано. Из этих высказываний будем извлекать то, что нужно.
Епископ Нестор: Предлагаю просить заготовить на завтра, на вечернее заседание, резолюцию.
Протоиерей Григорий Разумовский: Если сумеем в утреннее заседание обсудить Декларацию, тогда вечернее заседание будет свободно для резолюции.
Председатель: Есть ли у кого пожелания еще высказаться по этому вопросу? Таковых пожеланий не имеется.
Позвольте на этом сегодняшнее вечернее заседание закончить.
Заседание закрывается.