Приложение III. Явления пресвятой богородицы в православной традиции
1. Евангелие от Луки (1, 39-45).
“Вставши же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елизавету.
Когда Елизавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елизавета исполнилась Святого Духа,
И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем;
И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа”.
2. Внешний вид, нравственная высота и слава. “Земная жизнь Пресвятой Богородицы”. М., 1904,
Изд. Св.-Пантелеимонова монастыря.
Св. Дионисий Ареопагит, через три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицем к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: “когда я введен был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; – меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело мое, ни самый дух – не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогало сердце мое, изнемог дух во мне от Ее славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия” (с. 196).
3. Что мы знаем о Пречистой Божией Матери, Заступнице рода христианского. Иеросхимонах Сампсон. Дневник. М., 1999, с. 9-12.
Церковный историк Никифор Каллист: “Она была роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы златовидные, глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины. Брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый. Губы цветущие, исполненные сладких речей. Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое. Руки и пальцы длинные. Но поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно – совершенства Ее души… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусная, простая. Она нимало о себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые она носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный покров Ее. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать”.
Св. Григорий Неокесарийский: “В Ее лице сосредоточено все сокровище благодати, и Она была свята телом и духом. Одежда скромная, чуждая роскоши и неги. Поступь степенная, твердая. Взгляд строгий, соединенный с приятностью. Тиха и покорна родителям. Речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца”.
Св. Амвросий Медиоланский: “Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна на словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитала не человека, но Бога Судиею Своих мыслей. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный. Так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты”.
Св. Иоанн Дамаскин: “У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направляемый. Все желание устремлено к Единому, достойному желания и любви. Ненависть – только ко греху и виновнику его. Все помышления Ее душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного. Очи Ее всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет. Уши настроены к слушанию слова Божия, услаждаются сладкогласною цевницею Духа. Уста восхваляют Господа, язык рассуждает о слове Божием и изливает Божественную сладость. Сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевшее Чистейшего Бога. Вся – чертог Духа, вся – град Бога Живого. Вся – добра, вся – пред очами Божиими. Ибо возшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она соединилась с Богом”.
Св. Игнатий Богоносец: “У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Она в гонениях и бедах всегда бывала весела. В нуждах и нищете не огорчалась. На оскорбляющих Ее не только не гневалась, но даже благодетельствовала им. В благополучии кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла. В благочестии – учительница, и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Она незабываема никогда… Кто удостаивался видеть Ее, тот чувствовал высокое счастье и необъяснимое блаженство”.
4. Явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Житие Преподобного Сергия. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1904, сс. 199-200.
“Окончив молитву, он сел для отдохновения; но вдруг его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику -преподобному Михею: “бодрствуй, чадо; мы будем в сей час иметь чудесное посещение”. Едва сказал он это, как послышался голос: “се, Пречистая грядет!..”
Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую Апостолами Петром первоверховным и Иоанном девственником -Богословом.
Не в силах будучи вынести этого чудного сияния и неизреченной славы Матери Света, Преподобный Сергий пал ниц; но благая Матерь прикоснулась к нему рукою и ободрила его словами благодати: “не бойся, избранниче Мой”, изрекла Она: “Я пришла посетить тебя: услышана твоя молитва об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от места сего, и всегда буду покрывать его…” Сказала так и – стала невидима…
Вострепетал старец от страха и радости; несколько минут он был как бы в восторженном состоянии, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим: великий наставник мог видеть Царицу Небесную, и слышал голос Ея: а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все, и видел только свет небесный…
– “Встань, чадо мое”, – кротко сказал старец.
Михей пришел в чувство, поднялся, но тут же упал к ногам преподобного Сергия. “Скажи, отче, Господа ради”, говорил он, “что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела…” Но Сергий и сам еще не мог говорить от волнения душевного, только лицо его цвело небесною радостию. “Подожди, чадо”, сказал он ученику, “и моя душа трепещет от этого видения”.
5. Явление Пресвятой Богородицы преп. Серафиму Саровскому. Серафиме-Дивеевская Летопись. СПб., 1903 г., с. 325.
“За год и девять месяцев до своей кончины о. Серафим сподобился еще посещения Богоматери. Посещение было ранним утром в день Благовещения, 25-го марта 1831 года. Записала его и подробно сообщила дивная старица Евдокия Ефремовна (впоследствии мать Евпраксия).
“В последний год жизни батюшки Серафима я прихожу к нему вечером, по его приказанию, накануне праздника Благовещения Божией Матери. Батюшка встретил и говорит: “Ах, радость моя, я тебя давно ожидал! Какая нам с тобою милость и благодать от Божией Матери готовится в настоящий праздник! Велик этот день будет для нас!” “Достойна ли я, батюшка, получать благодать по грехам моим”, отвечаю я. Но батюшка приказал: “повторяй, матушка, несколько раз сряду: “Радуйся, Невесто Неневестная! Аллилуйя!” Потом начал говорить: и слышать-то никогда не случалось, какой праздник нас с тобою ожидает! Я начала было плакать… Говорю, что я недостойна, а батюшка не приказал, стал утешать меня, говоря: “хотя и недостойна ты, но я о тебе упросил Господа и Божию Матерь, чтоб видеть тебе эту радость! Давай молиться!” И сняв с себя мантию, надел ее на меня и начал читать акафисты: Господу Иисусу, Божией Матери, Святителю Николаю, Иоанну Крестителю; каноны: Ангелу Хранителю, всем святым. Прочитав все это, говорит мне: “не убойся, не страшись, благодать Божия к нам является! Держись за меня крепко!” И вдруг сделался шум, подобно ветру, явился блистающий свет, послышалось пение. Я не могла все видеть и слышать без трепета. Батюшка упал на колени и, воздев руки к небу, воззвал: “О, Преблагословенная, Пречистая Дево, Владычице Богородица!” И вижу, как впереди идут два Ангела с ветвями в руках, а за ними сама Владычица наша. За Богородицей шли 12 дев, потом еще св. Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов. Я упала от страха замертво на землю и не знаю, долго ли я была в таком состоянии, и что изволила говорить Царица Небесная с батюшкой Серафимом. Я ничего не слышала также, о чем батюшка просил Владычицу. Перед концом видения услышала я, лежа на полу, что Матерь Божия изволила спрашивать батюшку Серафима: “Кто это у тебя лежит на земле?” Батюшка отвечал: “это та самая старица, о которой я просил тебя, Владычица, быть ей при явлении Твоем!” Тогда Пречистая изволила взять меня недостойную за правую руку и батюшка за левую и через батюшку приказала мне подойти к девам, пришедшим с Нею и спросить, как их имена и какая жизнь была их на земле. Я и пошла поряду спрашивать. Во-первых, подхожу к Ангелам, спрашиваю: кто вы? Они отвечают: мы Ангелы Божий. Потом подошла к св. Иоанну Крестителю; он также сказал мне имя свое и жизнь вкратце; точно так же св. Иоанн Богослов. Подошла к девам и их спросила каждую об имени; они рассказали мне свою жизнь. Святыя девы по именам были: великомученицы Варвара и Екатерина, св. Первомученица Фекла, св. великомученица Марина, св. великомученица и царица Ирина, преподобная Евпраксия, св. великомученицы Пелагея и Дорофея, Преподобная Макрина, Мученица Иустина, св. великомученица Иулиания и мученица Анисия. Когда я спросила их всех, то подумала – пойду, упаду к ножкам Царицы Небесной и буду просить прощение в грехах моих, но вдруг все стало невидимо. После батюшка говорит: что это явление продолжалось четыре часа. Когда мы остались одни с батюшкой, я говорю ему: “ах, батюшка, я думала, что умру от страха и не успела попросить Царицу Небесную об отпущении грехов моих”, но батюшка отвечал мне: “я, убогий, просил о вас Божию Матерь и не только о вас, но обо всех любящих меня и о тех, кто служил мне и мое слово исполнял, кто трудился для меня, кто обитель мою любит, а кольми паче вас не оставлю и не забуду. Я, отец ваш, попекусь о вас, не оставлю и в сем веке и в будущем, и кто в моей пустыни жить будет, всех не оставлю и роды ваши не оставлены будут. Вот какой радости Господь сподобил нас, зачем вам унывать!” Тогда я стала просить батюшку, чтобы он научил меня, как жить и молиться. Он ответил: “вот как молитесь: Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною, не остави меня Господи на страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного! Царица Небесная, не остави меня! После всего я поклонилась в ножки батюшке, а он, благословивши меня, сказал: “гряди, чадо, с миром в Серафимову пустынь”.
В другом рассказе старицы Евдокии Ефремовны (тетрадь №6, рассказ 23) встречаются еще большие подробности. Так она говорит: “впереди шли два Ангела, держа один в правой, а другой в левой руке по ветке, усаженной только что расцветшими цветами. Волосы их, похожие на золотисто-желтый лен, лежали распущенными на плечах. Одежда Иоанна Пред, течи и Апостола Иоанна Богослова была белая, блестящая от чистоты. Царица Небесная имела на себе мантию, подобно той, как пишется на образе Скорбящей Божией Матери, блестящую, но какого цвета -сказать не могу, несказанной красоты, застегнутую под шеею большою круглою пряжкою – застежкою, убранной крестами, разнообразно разукрашенными, но чем – не знаю, а помню только, что она сияла необыкновенным светом. Платье, сверх коего была мантия, зеленое, перепоясанное высоким поясом. Сверх мантии была как бы епитрахиль, а на руках поручи, которые, равно как и епитрахиль, были убраны крестами. Владычица казалась ростом выше всех дев; на голове Ее была возвышенная корона, украшенная разнообразными крестами, прекрасная, чудная, сиявшая таким светом, что нельзя было смотреть глазами, равно как и на пряжку-застежку и на самое лицо Царицы Небесной. Волосы Ее были распущены, лежали на плечах и были длиннее и прекраснее Ангельских. Девы шли за Нею попарно, в венцах, в одеждах разного цвета и с распущенными волосами; они стали кругом всех нас. Царица Небесная была в середине. Келия батюшки сделалась просторная и весь верх исполнился огней, как бы горящих свеч. Свет был особый, непохожий на дневной свет и светлее солнечного.
Взяв меня за правую руку, Царица Небесная изволила сказать: “Встань, девица, и не бойся нас. Такия же девы, как ты, пришли сюда со Мною”. Я не почувствовала, как встала. Царица Небесная изволила повторить: “Не убойся, мы пришли посетить вас”. Батюшка Серафим стоял уже не на коленях, а на ногах пред Пресвятою Богородицею, и она говорила столь милостиво, как бы с родным человеком. Объятая великою радостию, спросила я батюшку Серафима, где мы? Я думала, что я уже не живая; потом, когда спросила его, кто это?, то Пречистая Богородица приказала мне подойти ко всем самой и спросить их и т.д.
Девы все говорили: “не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание и за поношение; и ты пострадаешь!” Пресвятая Богородица много говорила батюшке Серафиму, но всего не могла я расслышать, а вот что слышала хорошо: “не оставь дев моих Дивеевских!” Отец Серафим отвечал: “О, Владычица! Я собираю их, но сам не могу их управить!” На это Царица Небесная ответила: “Я тебе, любимче мой, во всем помогу! Возложи на них послушание, если исправят, то будут с тобою и близ Меня, и если потеряют мудрость, то лишатся участи сих ближних дев моих; ни места, ни венца такого не будет. Кто обидит их, тот поражен будет от Меня; кто послужит им ради Господа, тот помилован будет пред Богом!” Потом, обратясь ко мне, сказала: “вот посмотри на сих дев Моих и на венцы их; иныя из них оставили земное царство и богатство, возжелав царства вечного и небесного, возлюбивши нищету самоизвольную, возлюбивши Единаго Господа и за то, видишь, какой славы и почести сподобились. Как было прежде, так и ныне. Только прежние мученицы страдали явно, а нынешние – тайно, сердечными скорбями, и мзда им будет такая же”. Видение кончилось тем, что Пресвятая Богородица сказала о. Серафиму “скоро, любимиче мой, будешь с нами!” и благословила его. Простились с ним и все святые: девы целовались с ним рука в руку. Мне сказано было: “это видение тебе дано ради молитв о. Серафима, Марка, Назария и Пахомия. Батюшка, обратясь после этого ко мне, сказал: “вот, матушка, какой благодати сподобил Господь нас убогих. Мне, таким образом, уже двенадцатый раз было явление от Бога, и тебя Господь сподобил; вот какой радости достигли! Есть нам почему веру и надежду иметь ко Господу. Побеждай врага – диавола и противу его будь во всем мудра; Господь тебе во всем поможет!”
6. Посещение Божией Матери Отца Ионы. Архимандрит Иона. Житие: подвиги и чудеса, 1995.
“Зная недовольствие на меня старшей братии, что я принимаю богомольцев и этим причиняю им много неприятностей и трудов, я решился никого не принимать и заперся в своей келий. На праздник Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого я пришел от ранней обедни, приобщился Святых Тайн, запер келию на крючок, разделся, помолился Богу и сел к столу, который был приставлен к стене. Сижу и занимаюсь чтением Исаака Сирина. Уже отзвонили к обедне. Вдруг слышу, кто-то творит молитву Иисусову, отворяет дверь, входит в келию, оставляет дверь незатворенною. Вошли, стали посреди келий и говорят: “А он занимается”. Мне показалось, что это голос одной девушки Марии, которая ходила ко мне. Она была скорчена, как клубок – не владела ни руками, ни ногами и даже с большим трудом говорила. Ее совершенно исцелила Божия Матерь, явившись ей во сне и наяву, и она стала совершенно здорова. Она приходила из святой Лавры раза два с кем-то, и я думал, что это пришла Мария. Я ужасно досадовал на себя, почему я оставил дверь не запертою, а потом сержусь на пришедших, что здесь живут люди и келий отапливаются дровами, а эти вошедшие какие-то безпонятные.
Пришедшие ко мне подходят на середину келий, и одна их них голосом нежным, женским и говорит: “А он таки занимается”. Сказав это, стоят. Я и внимания на них не обращаю и не оглядываюсь, а сижу, сержусь на себя, почему я так невнимателен, что не заложил дверей. Когда я сказал, что не буду никого к себе принимать, и дал пришедшим понять, что они не вовремя пришли до монаха и что они постоят и уйдут, и сижу себе, а те стоят и молчат и не уходят. Прошло довольно времени, я все никакого на них внимания не обращаю. Потом пришла мне мысль гневная: эти люди не имеют понятия, что сейчас большой холод, на дворе зима, и холод входит к человеку, бросают незатворенною дверь настежь. Разве это можно делать здравомыслящему человеку, не затворять зимой дверь? Дам им понять, повернусь круто на скамейке в правую сторону с тем, чтобы на них не взглянуть, а встать и идти прямо к двери и затворить. Помыслив так, я круто повернулся, поднялся и дерзко обратил лицо, чтобы идти к двери, быстро стал на ноги и что же? Увидел Владычицу Госпожу Матерь Божию стоящую и с Нею святых. И я упал мертвым на землю.
Не помню, сколько времени я лежал, и только тогда пришел в чувство, когда Владычица благоизволила коснуться Ее Всесвятою рукою моей головы гордой и грешной и сказать: “Дух его в нем есть”. И как молния пролетела жизнь по всему моему телу, и я сказал: “О Владычица Истинная Мати Божия, прости меня окаянного, паче всех живущих на земле”.
– “Встань на ноги твои”. Но я, окаянный пес, лежал; какой стыд и страх объял меня, выразить невозможно. На кого я, окаянный, мыслил, гневался и гордостию хотел доказать мое сожаление; скорбь, страх выразили все мое тогдашнее положение стыда, боязни, объявших меня. Я рыдал горько-горько и встать от ужаса никак не мог. Владычица же Всемилостивая повелевает мне и ласково говорит: “Успокойся, встань”. Но куда мне встать, скаредному гордецу, да и пред Кем? Владычица стоит и ожидает, пока я успокоюсь.
Когда я несколько успокоился, Она подняла меня скаредного за левую руку, я встал на колени, Она, Владычица, и говорит мне ласково: “Ты, помолясь Богу, Мне и всем святым, положил никого не принимать. Вот мы пришли к тебе, на сей жезл, гони нас, гони нас всех, гони, ты такой завет заключил в твоей мысли, то и делай – гони нас! Ты все это рассмотри сам, ты труслив, малодушен, ты все заботишься о нападающих на тебя. Напрасно ты думаешь, они объюродили от своих страстей, сами не знают, что делают, поддались врагу – диаволу. Жаль их, и ты о них жалеешь сердцем и делаешь, да спасутся они, аще на сие благоизволит Всеблагий Бог. Ты же укрепись мужеством, и ко всему доброму будь готов, иди путем, на который поставлен, и приходящих к тебе всякого племени, пола и возраста не отгоняй, но всех принимай. Дух Святый повелевает им, наставляет, и они идут к тебе”.
Много-много благоизволила Всеблагая Владычица говорить мне о всех и о всем. И говорила это Она при свидетелях, пришедших с Нею: свт. Василии Великом, Григории Богослове, Иоанне Златоусте, свт. Николае Чудотворце, святом великомученике Георгии Победоносце, святом великомученике Меркурии, Феодоре Тироне и святом Григории Акрагонтийском. Все эти святые предстояли Владычице с великим благоговением – все это они слушали. Потом говорит: “Блюди и храни это навсегда; дверь твоей келий никогда и никому затворена да не будет для входа к тебе, а всегда открыта для всех. Проводи нас. Помни же, пусть дверь всегда будет отверста всем”. Я проводил их на самое крыльцо. Владычица повелела мне возвратиться в келию, и я возвратился в келию, и дверь келий не смел затворить две недели.
Я помнил, что Владычица сказала отложить гордость, презрение и принимать всех, но у меня не хватило понять тайны Божий, и дверь моя была всегда настежь. Многие из братии видели, что такой страшный мороз, а дверь у меня настежь. В келий моей было, как и всегда, тепло. Вспомнил я только тогда, когда Владычица изволила мне подтвердить, чтобы дверь моя всегда была для всех отверзта, а я говорю: “Как же, Владычица, я человек и боюсь холода, у меня в келий холодно будет, и я не снесу, так как теперь сильный мороз”. Владычица улыбнулась и говорит: “Ничего, пусть будет так, а в келий твоей всегда будет тепло”. И дивное дело – на дворе мороз, а дверь у меня открыта, и в келий тепло. Многие братия, проходя мимо моих дверей и видя дверь отворенной, закрывали, а я опять открывал. Так делали мои келейники, но я велел им отворять. И так было недели две. А потом мысль пришла, что это не к тому”.
7. Житие преподобного и богоносного отца нашего Афанасия, память 5 июля.
Афонский Патерик. М., 1994, II, ее. 26-27.
Как ни был силен в подвигах и тверд в духе терпения святой Афанасий, но голод превозмог его, -твердость духа поколебалась, и он решился оставить лавру и идти куда-нибудь в другое место. Наутро святой Афанасий, с железным своим жезлом, в смутном расположении духа, уныло шел по дороге в Карею и в пути провел уже два часа: наконец силы его истощились, и он хотел было присесть, чтобы отдохнуть, как вдруг некая жена, под голубым воздушным покрывалом, показалась идущею к нему навстречу. Святой Афанасий пришел в смущение и, не веря собственным глазам, перекрестился. “Откуда взяться здесь женщине?”, спросил он сам себя, “когда вход женщинам невозможен?” Удивляясь видению, пошел он навстречу незнакомке. “Куда ты, старец?”, скромно спросила незнакомка святого Афанасия, повстречавшись с ним. Святой Афанасий осмотрел незнакомку с ног до головы, взглянул ей в глаза и, в невольном чувстве почтительности, потупился. Скромность одежды, тихий девственный взор ее, трогательный голос, – все показывало в ней женщину не случайную. “Ты кто? как зашла сюда? сказал старец незнакомке, “и к чему тебе знать, куда я? Ты видишь, – я здешний инок. Чего же более?” – “Если ты инок”, отвечала незнакомка, “то иначе, чем обыкновенные люди, должен и отвечать, -быть простодушным, доверчивым и скромным. Я желаю знать, куда ты идешь; знаю твое горе и все, что с тобою делается, могу помочь, – но прежде желаю услышать, куда ты? Удивленный беседою таинственной незнакомки, святой Афанасий рассказал ей беду свою. “И этого-то не вынес ты?” – возразила незнакомка, -“ради насущного куска хлеба, бросаешь обитель, которая должна быть славною в роды родов? В духе ли это иночества? Где же твоя вера? Воротись”, – продолжала она, – “Я тебе помогу: все будет с избытком даровано, только не оставляй твоего уединения, которое прославится и займет первое место между всеми возникшими здесь обителями”. – “Кто же ты?” – спросил Афанасий. – “Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель, Которой вверяешь судьбы ее и твоего собственного спасения. Я Матерь Господа твоего”, – отвечала незнакомка. Св. Афанасий недоверчиво и сомнительно посмотрел на нее, и потом начал говорить: “Боюсь верить, потому что и враг преобразуется в ангела света. Чем Ты убедишь меня в справедливости слов Твоих?” – прибавил старец. – “Видишь этот камень?” – отвечала незнакомка: “ударь в него жезлом, – и тогда узнаешь, Кто говорит с тобою. Знай притом, что с этой поры Я навсегда остаюсь домостроительницею (экономиссою) твоей лавры”. Афанасий ударил в камень, и он разразился как бы молниею: из трещины его тотчас выбежал шумный ключ воды и запрыгал по скату холма, несясь вниз, до самого моря.
Пораженный таким чудом, святой Афанасий обернулся, чтоб броситься к ногам Божественной Незнакомки, – но Ее уже не было; Она как молния скрылась от удивленных его взоров”.