Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Контактные явления “ангела”

“Третье Явление было видимо в конце сентября или начале октября… мы пошли с Прегуэйра (это небольшой оливковый участок моих родителей) к Лана до Кабесо, и наш путь шел по склону со стороны Альюстреля и Каза Велья. Там мы сначала прочли Розарий и молитвы Ангела, данные нам в первое Явление. Пока мы там были, в третий раз явился Ангел. Он держал в руке Чашу, над Ней парила Облатка, из которой падали1 капли Крови в Чашу”.

Ангел оставил Чашу парить в воздухе, встал с нами на колени и дал нам три раза повторить:

– Святая Троица, Отец, Сын и Дух Святой, в глубоком страхе я молюсь Тебе, и жертвую Тебе на ценное Тело и Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа, присущего во всех Дарохранительницах Земли, ради искупления за все поругания, богохульство и равнодушия, которые оскорбляют Его Самого. Через безконечные заслуги Его Святейшего Сердца и Непорочного Сердца Девы Марии и прошу Тебя об обращении грешников.

После этого Он встал, взял Чашу и Облатку, подал мне Святую Облатку и разделил Кровь в Чаше между Жасинтой и Франсишко, говоря:

– Примите Тело и пейте Кровь Иисуса Христа, которого так страшно оскорбляют неблагодарные люди. Искупите их грехи и примирите Вашего Бога (курсив везде наш – иерод. М.)

Он снова встал на колени, повторил с нами еще раз ту же самую молитву: “Святая Троица” и исчез.

Заворожены силой сверхъестественного, которая нас окружала, мы во всем повторяли действия Ангела, мы опустились на колени и повторили молитвы, которые ОН читал. Сила присутствия Бога была так сильна, что она нас абсолютно сковала и подавила. На некоторое время, кажется, она отняла у нас возможность управлять собой. В эти дни мы совершали нашу повседневную работу, как бы носимы тем же сверхъестественным существом, которое нами повелевало. Чувства мира и счастья, которые мы ощущали, были огромны, но чисто духовны, и полностью концентрировали наши души в Боге. Телесное измождение, которое нас придавливало к земле, тоже было огромным”.

“Жасинта сказала: – Я не знаю, что со мною! Я не могу ни говорить, ни петь, ни играть и ни на что не имею сил”. Франсишко же, не слышавший слов Ангела, но павший на колени рядом с девочками, говорил после явления: “Я очень рад, когда вижу ангела. Но плохо, что после этого ты ни на что не способен. Я не мог даже как следует ходить. Сам не понимаю, что со мной было”.

По второму и третьему контактным явлениям “ангела” можно заметить следующее. В них появляется призыв “ангела” к 7) Искупительным жертвам: “принесите, что можете в жертву, чтобы искупить грехи, которые оскорбляют Его” (2-е явление) и “Искупите их (людей) грехи и примирите Вашего Бога” (3-е явление). Не странно ли это?2. Не наглядное ли подтверждение слов Святителя Игнатия (Брянчани-нова), что “ересь – это отвержение Искупителя”?3.

Кто может искупить грехи людские, кроме Агнца Божия? Разнообразные жертвы знал Ветхий Завет: жертву всесожжения, жертву за грех, жертву вины, мирную – очищения, ревнования, возлияния, хлебное приношение – и все они прообразовали искупительную умилостивительную Жертву Сына Божия и Святую Евхаристию. Если мы встречаем у св. апостола Павла слова “я уже становлюсь жертвой” (2 Тим. IV, 6), то не будем забывать, что первые христиане, в полноте благодатных даров, понимали жизнь и смерть как причастность Христу и лишь постольку как участие свое в Его Жертве. Природа Церкви евхаристична, и в Церкви постоянно возобновляется Единственная, Христова Жертва. “Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался хлебом Христовым” (К Римлянам, IV глава)4, – пишет священномученик Игнатий Богоносец, – “чтобы посредством мученичества мне сделаться учеником Того, Кто Самого Себя принес за нас в приношение и жертву Богу” (К Ефесянам, I глава)5.

Останавливает наше внимание и странная фраза из молитвы “ангела” в 3-м явлении, перед “причащением” детей: “жертвую Тебе на (?!! – иерод. М.) ценное Тело и Кровь, Душу и Божество Иисуса Христа, присущего во всех Дарохранительницах Земли, ради искупления за все поругания, богохульства и равнодушие, которые оскорбляют Его Самого”. Что человек грешный может пожертвовать на Тело и Кровь Христову, на Божество? Не 8) богохульство ли это, скрадываемое латинским обрамлением?

По образу действия “ангела” в 3-м явлении можно говорить об определенной 9) непростоте, искусственности в жестах и всей картине: “Он держал в руке Чашу, над Ней парила Облатка, из Которой падали Капли Крови в Чашу”, или “Капли Крови сочились из Хлеба и падали в Чашу и, когда Ангел пал перед Нею, Она повисла в воздухе, как бы поддерживаемая невидимыми руками” (ФПФ, с. 10). Это “парение в воздухе”, это картинное “сочение крови” слишком сильно отзывается общим 10) экзальтированным тоном всей католической воображательно-молитвенной мистики, безблагодатность которой раскрыта как прелесть в сочинениях Свят. Игнатия (Брянчанинова) и проф. А. Ф. Лосева6.

Примером экзальтированной молитвенной поэтики в параллель к 3-му явлению фатимского “ангела” могут служить и слова “католической святой” Екатерины Сиенской (письмо 371): “Боже вечный, прими в жертву мою жизнь в сем мистическом Теле -Св. Церкви. Мне нечего дать, кроме того, что Ты дал мне. Возьми же мое сердце и выжми его над лицом Своей Невесты”7.

Факт 11) изнеможения, измождения детей после явлений, с их же слов, можно считать установленным. Изнеможение бывает и от благодатных видений. Как бы ни хотелось здесь с легким сердцем вспомнить изнеможение пророка Даниила (Дан. X, 5-8: “и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду и чресла его опоясаны золотом из У фаза. Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горячие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей. И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мной люди не видели этого видения: но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости”), но поостережемся из внешнего совпадения по факту изнеможения делать поспешные выводы, и не только потому, что в видении Даниила иной “вкус” сверхреальности, но и потому, что изнеможение от “явлений” известны и в иных традициях, например: “Тяжко явление бога, представшего в собственном виде” (“Илиада” XX, 131) или в той же уфологии. Приходилось также слышать мнение, что причащение “ангелом” детей под двумя видами (т. е. хлеба и вина) говорит в пользу благодатности фатимских явлений, так как католики причащают мирян только под видом хлеба. Такое суждение представляется нам поверхностным. Православная традиция сохранила предостережение о возможности бесовского подлога в видимости причащения. В “Лавсаике” встречаем: “Однажды сатана, приняв на себя образ пресвитера, поспешно приходит к авве Иоанну и делает вид, будто хочет преподать ему Причастие. Но блаженный Иоанн, узнав его, сказал:

Отец всякого обмана и всякого лукавства, враг всякой правды! Ты не только непрестанно обольщаешь души христиан, но и дерзаешь ругаться над самыми Святыми Таинствами.

Диавол отвечал ему:

Едва не удалось мне уловить тебя. Ибо этим способом я обольстил одного из твоих братии и, лишив рассудка, довел его до сумасшествия. Многие праведники молились за него и едва возмогли привести его в разум.

Сказав сие, он удалился”8.