Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Введение

“Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они”. (I Иоан. IV, I)
“по плодам их узнаете их”. (Мф. VII, 20)

Версия для печати

В последние годы в некоторых православных изданиях1 можно было встретить сочувственные мнения о так называемых фатимских явлениях 1915-1917 гг., бывших в Португалии в местечке Кова да Ирия. Сочувствие это основывается на том, что в контексте фатимских событий упоминается Россия, “обращение России”. Но каков сам контекст? Оставляет ли он нам основание для сочувствия этим упоминаниям? Насколько обоснованы надежды на какое бы то ни было “взаимопонимание” с католицизмом по поводу Фатимы, имевшие уже и некоторый общественный резонанс (телемост Фатима – Москва 13 окт. 1991г.) Что же реально произошло? Чем именно характерны фатимские явления? Попробуем разобраться.

Трое португальских детей: Франсишко и Жасинта Марту и, особенно, Лючия даш Сантуш стали свидетелями и восприемниками особых многократных сверхъестественных воздействий при явлении существ, признанных за ангела и Богородицу, причем последние из явлений сопровождались небесными знамениями при большом стечении народа. Франсишко и Жасинта вскоре умерли, а Лючия, став католической монахиней, многие годы сохраняла внутреннюю зависимость от происшедшего с ней, получала еще “откровения” и была для католиков как бы пророчицей, ясновидящей, которой многое открыто в судьбах мира. Отношение католического духовенства к явлениям развивалось от первоначального недоумения и недоверия до всекатолического приятия их и “благословения” своеобразной фатимской индустрии – внесения в Розарий, широкого тиражирования текстов, триумфального шествия по миру специальным образом изготовленной фатимской статуи, благодарственных паломничеств римских пап и т. п. Из многочисленных опросов Лючии, проведенных латинскими клириками, родилось немалое количество книг, три из которых, как получившие на русском языке наибольшее распространение, мы и используем в нашей работе. Это “Фатима. Повесть о Фатиме, величайшем чуде нашего времени”, Брюссель, 1991г. (в дальнейшем у нас – ФПФ), “Фатимская весть: трагедия или надежда?” Антонио А. Борелли, Париж, 1992г. (в дальнейшем у нас – ФВ) и “Матушка Лючия рассказывает о Фатиме”, Португалия, Фатима, 1991г. (в дальнейшем – МЛрФ). Последняя содержит личные воспоминания Лючии, написанные в несколько приемов, с уточнениями и повторами. Надеемся, что наш читатель не поскучает обилием документальных текстов – мы намеренно идем “от материала”, чтобы попробовать на ощупь саму ткань явлений: что она нам расскажет о Фатиме.