Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Пора переходить к православному контрнаступлению по всем фронтам!

Преосвященнейший Ипполит, епископ Тульчинский и Брацлавский

– Владыко, мы, православные, прекрасно понимаем, что предстоящий визит Римского Папы Иоанна Павла IIна Украину выходит за обычные райки межконфессиональных отношений. Однако многие светские люди не видят в нем ничего особенно дурного: мол, Папа -уважаемый в мире человек, влиятельный политик, заручиться поддержкой которого престижно для руководства любой европейской страны Почему же Русская Православная Церковь и ее неотъемлемая часть — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, выступает категорически против этого визита?

– Дело в том, что посещение Папой Украины мыслится как важнейшая идеологическая и политическая акция. Несколько лет этот визит готовился бывшим министром иностранных дел Б.Тарасюком, яростным сторонником вступления Украины вНАТО (он лоббировал его, еще будучи послом Украины в странах Бенилюкса). Несколько лет назад Кучма впервые пригласил Папу и повторил приглашение уже после отставки Тара-сюка. По инициативе человека с мрачной репутацией, депутата Тараса Черновола (сына лидера униатствующих диссидентов-националистов Вячеслава Черновола) создан общественный комитет по организации визита, который патронируется Украинской Греко-католической (униатской) церковью. Новый глава украинских греко-католиков Любомир Гузар заявил, что к визиту Папы он проводит внутреннюю реорганизацию с целью наращивания миссионерского потенциала.

Символично, что обе раскольнические структуры: т.н. «Киевский Патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь» – поддержали визит Папы Римского, еще раз продемонстрировав, что они являются всего лишь сателлитами Греко-католической церкви и никакого отношения к Православию не имеют.

Визит Иоанна Павла IIзадуман как демонстрация исторического триумфа католицизма и исторического поражения Православия, ибо именно Юго-Западная Русь являла собой щит Православия против воинствующего католицизма. Это положение вошло в основу ее самоидентификации, стало стержнем ее культуры. Планируется также превратить приезд Папы не только в конфессиональный, но и цивилизационно- культурный триумф католицизма – триумф новой идентичности, призванной сокрушить традиционное православное самосознание Юго-Западной Руси – Малороссии.

Он планируется как победа галицийско-украинской идеи, мессианской идеи западно- христианского прозелитизма. Ее идеолог, униатский митрополит Андрей Шептицкий, лучше других сформулировал эту идею в начале XXвека: «Украинцы -лишь орудие Божественного промысла, призванные вырвать Христианский Восток из клещей ереси (т.е. Православия), водворить его в лоно Апостольского престола (т.е. Ватикана) и европейского сообщества». Папа должен совершить на Украине канонизацию вышеупомянутого митрополита Андрея Шептицкого, идеолога геноцида галицких русофилов на рубеже XIX-XXвеков, автора печально знаменитой аналитической записки австрийскому императору Францу-Иосифу «О мерах по отторжению Русской Украины от России».

Очень точную характеристику Шептицкому дал Царь-Мученик Николай II, который, ознакомившись с деятельностью Шептицкого, назвал его «аспидом». Вот такой «святой» появится скоро у латинян!

Наверняка к визиту Понтифика будет приурочена новая попытка расчленения Русской Православной Церкви и создания «Независимой Украинской церкви» – путем вмешательства известного своей прокатолической ориентацией Константинопольского Патриарха Варфоломея, которого называют не иначе как «троянским конем» православного мира, – через объединение раскольнических группировок «КП» и «УАПЦ» и попытки навязать канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата участие в этом объединении. Естественно, такое объединение будет абсолютно нелегитимным с православно-канонической точки зрения. Оно не будет принято не только Русской Православной Церковью, но и всем православным миром.

Задавая свой вопрос, вы назвали Папу Римского «уважаемым человеком». Так вот, позвольте спросить, почему этотуважаемый человек, который в последнее время взял за правило просить прощения у всех подряд – у иудеев, у американских язычников и т.д., награждает мэра Львова Василия Куйбиду католическим орденом именно в тот период, когда во Львове происходят устраиваемые галицийскими пронацистскими

группами массовые погромы и беспорядки, имевшие поводом трагическую смерть поп-композитора Игоря Билозира, во время которых звучали призывы к депортации русского населения города. Я уже не говорю о более чем тысяче захваченных в последнее пятнадцатилетие православных храмов в Галиции, о чем неоднократно говорил и Святейший Патриарх Алексий. За все это Папа и не думает извиняться.

Сторонники папского визита, в частности, Александр Щипков в московской газете «НГ-Религии», выдвинули в связи с этим совершенно циничную версию. Меня не удивляют панегирики униатам и папе в львовских шовинистических изданиях, но шокирует пропаганда аналогичных взглядов в московской либеральной прессе, а также выступления таких предателей Православия, как протоиерей Иоанн Свиридов, на про католическом радио «София» в Москве. Для нас, тех, кто не стесняется своего общерусского самосознания – Великая, Малая и Белая Россия составляют Святую Русь – это выглядит как удар в спину. Так вот, Щипков утверждает, будто конфликт между православными и греко-католиками в Галиции исчерпан, поскольку практически не осталось «горячих точек» – храмов, находящихся под угрозой захвата.

Считаю, что подобная точка зрения пропагандируется с единственной целью – навсегда закрепить итоги разгрома Православия на Галицкой Руси. Нам предлагают согласиться с итогами этих массовых захватов, сопровождавшихся массовыми избиениями православных христиан с применением слезоточивого газа, дубинок, фактически признать поражение Православия. А визит Папы – это результат этого поражения. Я категорически не согласен с такой позицией.

Верю, придет время, и мы на законных, правовых основаниях рассмотрим вопросы и о том, кому должны принадлежать храмы, и о наказании тех, кто применял насилие и противоправные действия. Церковь надо защищать. Если признать поражение, наши противники, чувствуя безнаказанность, пойдут еще дальше. Собственно, они чувствуют безнаказанность.

Планируемый как триумфальный, визит Иоанна Павла П готовится с колоссальным размахом. По словам вице-премьера Украины Николая Жулинского, известного противника канонического Православия, в программу визита могут войти обращение Папы к украинскому народу, которое должно транслироваться в прямом эфире на весь мир, литургии латинского и византийского обрядов, проведение заседания Всеукраинского Совета Церквей при участии Папы, встреча Понтифика с деятелями украинской науки, образования, культуры, руководителями центральной и региональной властей и общественных организаций. Ожидается прибытие во Львов более двух миллионов католиков. Появилась информация, что власти готовы предоставить паломникам льготный проезд – это в то время, когда не хватает денег на зарплаты и пенсии! Потрясающие заявления делает вышеупомянутый Жулинский, который утверждает, что визит Папы Римского на Украину «станет бесспорным свидетельством утверждения авторитета нашего государства в мире и послужит делу дальнейшего объединения украинского общества и национального примирения». В свете сказанного выше это высказывание выглядит вызывающе циничным.

Обращает на себя внимание следующий факт – Жулинский является фактическим идеологом создания т.н. «Украинской поместной церкви» и дрейфа в сторону Константинопольского Патриарха. Его панегирик Папе – еще одно доказательство того факта, что сама идея автокефалии, как и «самостийни- ческий» политический проект, является не народным, национальным делом, а искусственным образованием, сфабрикованным в «ватиканских лабораториях».

– Как известно, президент России, несмотря на беспрецедентное давление, не пригласил Римского Папу в Россию. Как Вы оцениваете этот поступок?

– В данном случае Путин поступил, как национальный лидер православного русского народа. Ни о каком визите Папы в Россию не может быть и речи. Аргументов я привел достаточно. Президент Путин, в отличие от украинской власти, считается с точкой зрения Русской Православной Церкви и уважает ее. Откровенно пренебрежительные заявления членов правительства по отношению к Православной Церкви в России невозможны, не говоря уже о действиях того же Жулинского со товарищи, которые позволяют себе откровенное вмешательство в церковные вопросы.

Практически во всех «цивилизованных» странах имеют место откровенные гонения на Православие. Посмотрите, что происходит в Греции, где архиепископ Христодул собирает стотысячные митинги в защиту прав Церкви, которые попросту игнорируются пронатовским правительством, или Болгарию, где проамериканская власть попросту поддерживает раскол.

Об Украине я вообще не говорю. Таким образом, все надежды обращены на Россию. В свою очередь, любые проволочки в деле создания новой «симфонии» Церкви и государства (типа борьбы «профессиональных атеистов» против введения кафедр богословия в вузах) дискредитируют Россию как центр православного мира и наносят ей таким образом колоссальный урон. Но я-сознаю, какая невидимая, но напряженнейшая борьба ведется за воцерковление власти в России. Мы внимательно наблюдаем за этим.

– Из сказанного Вами очевидно, что если папский визит достигнет своей цели, то Православие на Украине будет деморализовано и разгромлено. Готова ли Украинская Православная Церковь Московского Патриархата «держать удар»?

– Вопрос очень сложный. С одной стороны, епископат во главе с блаженнейшим митрополитом Владимиром заявил свою принципиальную позицию в этом вопросе. Эта позиция поддерживается подавляющим большинством духовенства и мирян. Однако в пропаганду католицизма и сопутствующей ему «само- стийщины» вкладываются огромные политические и экономические инвестиции, существуют соответствующие фонды. В свою очередь, мы не имеем аналогичной поддержки наших единоверцев и даже членов одной с нами Поместной Церкви из России. Нам особенно обидно слышать крики «бандеровцев» о пресловутой московской поддержке канонической УПЦ МП, когда этой столь необходимой поддержки нет, а есть равнодушие и даже предательство (о последнем я уже упоминал).

Имеет место также колоссальная разрушительная инерция ереси экуменизма, навязанной Русской Православной Церкви богоборческим режимом. Экуменическое сознание мешает исповедовать важнейший догмат православной веры – о Церкви, о том, что только Православная Церковь является единственной истинной Церковью, по мысли священномуче- ника Иллариона (Троицкого), само понятие христианство идентично понятию Православие. Если мы веруем в сотериологи- ческую «эксклюзивность» Православной Церкви, то мы должны занять твердую наступательную позицию, перестать бояться таких терминов, как «контрнаступление», как «экспансия» Русской Православной Церкви. Мы должны выдавить из себя «комплекс неполноценности» экумениста. Церковь Святая является на земле воинствующей.

Если очевидной является неприемлемость самой идеи автокефалии на Украине, фактическое отступничество Константинопольского Патриарха Варфоломея, то мы обязаны прямо об этом свидетельствовать. А вместо этого мы постоянно оправдываемся, говорим, что «мы не против автокефалии, но только не сейчас». Такая позиция является двусмысленной и поэтому слабой. Почему католики ничего не стесняются, а прямо ставят и реализуют свои задачи? Вот уже в коммунистическом Пхеньяне мессу отслужили, не говоря уже об их гигантских проектах на Украине – университетах, строительстве огромных храмов в районах массовой жилой застройки Киева, создании карманной «незалежной церкви».

Униаты и не думают оправдываться, что их духовно- административный центр находится в Ватикане, отнюдь не на территории государства Украина, иеговисты и протестанты не стесняются того, что их центры в США. И только мы, будучи большинством, боимся называть вещи своими именами, боимся этих «бандеро-мазепинцев», которые, по сути, являются той же сектой, причем отнюдь не самой многочисленной (тех же самых «протестантов-харизматов» на Украине больше, чем всех руховцев и унсовцев). Мы Же, к сожалению, не имеем не только наступательной, но и вообще какой-либо стратегии.

Да, великое дело сделано – вопреки самым настоящим гонениям удалось сохранить единство Русской Православной Церкви, народ Украины не пошел за раскольниками, нас большинство. Но этого, в действительности, мало. Пора честнопризнаться – мы, безусловно, выигрываем в количественном отношении, но проигрываем в качественном.

Ведь что мы противопоставим оппонентам? Да, конечно, православный народ выскажет свое неприятие визита Папы, будут акции гражданского протеста (в рамках закона и права). Уже сейчас Епархиальный совет нашей Тульчинской епархии направил президенту Украины письмо, в котором, аргументирование изложив свою позицию (Иоанн Павел IIявляется представителем не только светской, но и духовной власти, и приглашать его без согласования со священноначалием Православной Церкви некорректно), призвал главу государства отменить готовящийся визит. Подобные письма пишут и священники, и миряне Тульчинской епархии.

Но противная сторона не обратит на это никакого внимания, как уже сейчас не обращает. После визита Папы католики откроют несколько своих университетов (они планируются в Киеве и Ужгороде), где выпестуют сотни новых Шептицких, которые будут воевать с Православием и русской идеей, восхвалять унию и «самостийщину», будут издавать профессионально сделанные газеты и журналы, вкладывать инвестиции в политику (не случайно в оргкомитете Черноволы и Жулинские), поддерживать квазиправославные раскольнические группировки. Мы этому, к сожалению, ничего не противопоставили.

Да, у нас есть Духовные академии и семинарии Там готовятся кадры священнослужителей. Но скажите, где в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата готовят православных журналистов, педагогов, политиков? В УПЦ МП не проведено ни одного миссионерского съезда. А как ведется полемика с униатами и раскольниками? На очень примитивном уровне, она носит, зачастую, поверхностный характер, который сводится к обличению личности Филарета Денисенко и других расколоучителей. Такая полемика неэффективна – любой нормальный человек, читая статьи, написанные в этом духе, делает вывод, что «это попы дерутся между собой за власть», и не более того. Эта «стрельба изпушки по воробьям» происходит из боязни обличить сами концептуальные основы идеи «Поместной церкви на Украине», которая вытекает из идеологии украинского сепаратизма, выпестованной во второй половине XIXвека в униатской Галиции.

После насильственного подавления Советской властью греко-католической церкви униатство и украинство обрели мученический ореол и, соответственно, «нравственные дивиденды». В связи с тем, что главным аргументов униатов являются репрессии против них, проводимые Советской властью после Великой Отечественной войны. Этот аргумент абсурден, ибо репрессии, во-первых, никто не оправдывает, во-вторых, Русская Православная Церковь тогда никак не могла повлиять на этот вопрос, в третьих – цинизмом и лицемерием следует признать ссылку на события сороковых годов двадцатого века для оправдания нынешнего разгрома Православия в Галиции.

К тому же необходимо отметить, что УГКЦ активно сотрудничалас Гитлером. Поэтому частично действия победившей стороны, СССР, следует рассматривать в контексте Нюренбер- гского процесса над национал-социализмом. Кроме того, несмотря на нынешнюю пропаганду, значительная часть галичан во главе с известным богословом о. Гавриилом Костельником перешла в РПЦ добровольно.

Суммируя, необходимо констатировать следующее. Есть две силы. Одна, православная, которая стоит на страже догматов веры, никогда не пойдет на уступки в вопросе целостности Русской Православной Церкви, единство и неделимость которой на всей ее канонической территории – не предмет для дискуссий. Эта православная сила, к которой я отношу и себя, выступает категорически против самой идеи автокефалии на Украине. Из догматических убеждений и исторического опыта верных чад Святой Церкви вытекают и наши социально-политические взгляды, которые лучше всех сформулировал преподобный Лаврентий Черниговский, сказавший, что «как нельзя разделить Святую Троицу, так нельзя и разделить Триединую Русь – Великую, Малую и Белую».

Мы видим Украину яркой, самобытной, неповторимой, но неотделимой частью русского мира. Теснейший союз единоверных и единокровных Великой, Малой и Белой Руси является единственным гарантом возрождения православной цивилизации в мировом масштабе, а всякая попыткаразрушения этого триединства есть сектантство или провокация, которая приведет к катастрофическим последствиям.

Сознательные православные патриоты опираются на духовное наследие Киевской Руси, православных апологетов XVIи XVII веков, никогда не считавших себя отдельным от великороссов народом, великих просветителей Галицкой и Подкар- патской Руси и мучеников австрийских концлагерей, страдавших на рубеже XIX-XXвеков именно за Православие или симпатии к нему и русское национальное самосознание, за неприятие галицийско-униатской «самостийнической» идеологии.

Нам противостоит другая сила – это последователи Шеп- тицкого, явные или тайные униаты, считающие Православие вредной «реакционной обузой, мешающей интеграции с Западом». Те, кто виновен в каиновом грехе братоненавидения против единоверных и единокровных великороссов и белорусов. Потомки провокаторов австрийского геноцида галицких русофилов (главными идеологами и непосредственными «стукачами» во время этого террора были представители «австро-украинских» партий и их печатные органы).

Их пребывание у власти уже привело к катастрофическим последствиям. Ныне миллионы школьников и студентов Украины обучаются по учебникам вымышленной истории. Это беспрецедентное в мировой истории явление. Единственны-

ми примерами такого рода «промывания мозгов» могут быть педагогические эксперименты 20-х годов в СССР, когда у власти был «институт красной профессуры» академика Покровского, согласно разработкам которого Россия объявлялась«тюрьмой народов», да и вообще слова «Родина», «Россия» были запрещены, или нацистские пропагандистские мифы об «арктической прародине ариев» и тому подобное. Печальной памяти «Краткий курс» трансформировался в целую школу псевдоисторической беллетристики, не стесняющейся никаких подтасовок в зависимости от политического заказа.

Особенную остроту эта проблема приобрела на Украине. Глава украинского отделения Фонда Сороса г-н Гаврилишин в интервью киевской газете «Зеркало недели» с гордостью заявил, что ими выпущены десятки наименований учебников по истории Украины «антиколониальной» направленности. В некоторых из них авторы насчитали, например, четыре русско- украинских войны (!). На особенности так называемой «укра- инофильской» (то есть «антимосковской») интерпретации истории следует обратить внимание, ибо именно эта школа стала образцом тенденциозности, поражая абсолютно небрезгливым отношением к прямым фальсификациям.

Мало того, аргументы противной нам стороны чрезвычайно слабы, часто построены на грубой лжи и фальсификациях. Если бы проводилась должная апологетическая работа (а за нас, православных христиан, ею никто заниматься не будет), если бы на должном уровне существовало православное миссионерство (ведь можно объехать каждое село, каждый микрорайон, проповедуя Евангелие и обличая неправду раскола), то никакого раскола бы не было, да и политическая ситуация была бы иной. Раскол преодолим, но только не путем компромисса, а путем наступательной апологетической и миссионерской деятельности.

То, что противник лучше нас организован в финансово-политическом плане, является аргументом, во-первых, атеистическим (если с нами Бог, то кто против нас?), а во-вторых -самооправданием, которое является грехом.

Ведь та же ситуация, сложившаяся в результате беспрецедентного вмешательства Константинопольского Патриарха Варфоломея на каноническую территорию Русской Православной Церкви, была фактически запрограммирована, ее можно было упредить. Первые «звонки» из Стамбула прозвучали еще в 1991 году, когда тогдашний патриарх Димитрий написал Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию абсолютно вздорное по своему содержанию письмо, в котором заявил, что признает каноническую территорию Московского Патриархата только в границах конца XVIвека – времени основания Московского Патриаршества. Тогда в юрисдикции Константинополя была и нынешняя Белоруссия, и Смоленская область. Причем, в течение почти что 300 лет никто в православном мире не подвергал сомнению каноничность воссоединения Русской Православной Церкви в конце XVIIвека.

Мы тогда «проглотили», не среагировали должным образом на этот вопиюще антиканонический акт. Потом Варфоломей, тогда еще митрополит, бывая в Киеве, поговаривал, что «Константинопольский Патриархат несет Украине мир». Опять не последовало должной реакции. Затем Патриарх Варфоломей вопреки канонам вмешивается в дела Иерусалимской Поместной Церкви, запрещая в священнослужении ее клирика митрополита Лид- дского Тимофея (Маргаритиса). Опять нет отпора. А коли нет отпора – началась эстонская история, а вслед за ней-украинская.

Между тем, богословская мысль всей Русской Православной Церкви (это относится и к Киеву, и к Москве) молчит, когда в Константинопольском Патриархате утверждается «новая старая» ересь папизма. Ведь аргументы сторонников «первенства» Константинопольского Патриархата являются просто католическими, явно противоречат православной экклезиоло- гии. В действительности, пресловутое «первенство чести» Константинопольского Патриарха напрямую зависит от чистоты православного исповедания: уклонился в ересь – нет ни первенства, ни чести (в противном случае весь православный мир должен был принять Ферраро-Флорентийскую унию).Кроме того, первенство чести ни при каких обстоятельствах не означает права юрисдикции. Любое вмешательство одной поместной Церкви на территорию другой является расколом, грех которого не смывается даже мученической кровью.

Следует помнить, что первенство чести было дано Константинопольскому Патриархату как церковному центру Империи, «ойкумены», Вселенной. Сейчас нет Византийской империи, Константинополь – даже не столица государства Турция, оккупировавшего Византию. Царское преемство Византии перешло к Москве — соответственно, «имперским» стал Московский Патриархат. Эти очевидные вещи и должны стать предметом размышления богословов-канонистов, но почему-то я не знаю столь необходимых современных богословских работ на эту тему, которые должны стать нашим «оружием правды».

Мало того, оказался замолчанным великий юбилей – в 1998 г. было 50-летие Всеправославного Совещания в Москве. Это был форум уровня Вселенского Собора, богословское наследие которого более чем актуально до сих пор, оно являетсяобразцом православной догматической мысли. Московское Совещание 1948 г. отвергло экуменизм и догматические компромиссы с латинством, фактически подтвердило центральную роль Московского Патриархата в православном мире. Если бы материалы Совещания были переизданы и легли в основу церковной политики, то по «варфоломеевщине» был бы нанесен серьезный удар. Надо честно признать, что идеи Всеправославного Совещания 1948 г. невыгодны сторонникам продолжения участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении. Однако не они составляют в ней большинство. Так где же были все наши консерваторы?! Не было проведено даже элементарной научно-богословской конференции посвященной юбилею, не говоря уже о более масштабных вещах.

Хотелось бы подчеркнуть, что всю критику реального положения дел в Церкви я равным образом отношу и к себе, она имеет только одну цель – в результате трезвого самоанализа перейти от бессистемной хаотической защиты к хорошо организованному, стратегически выверенному, идеологически и информационно обеспеченному православному контрнаступлению по «всем фронтам». Как говорит народная мудрость, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Ярко выраженный антиправославный триумфализм готовящегося визита Иоанна Павла IIна Украину и новая попытка превращения Украины в фактический доминион США, центр антиправославных и антиславянских интриг должны привести к мобилизации всего нашего потенциала, к выработке и реализации «симметричного ответа».