Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Визит приведет к обострению межконфессиональных отношений

Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины

Письмо митрополита Киевского и всея Украины Владимира к Предстоятелю Римо-католической церкви

Ваше Святейшество!

Прежде всего, позвольте сердечно поблагодарить Вас за поздравления, направленные Вами к моему 65-летию. Из Вашего послания я впервые, хотя и косвенным образом, получил подтверждение из Рима о готовящемся визите Вашего Святейшества на Украину.

Нам было известно о приглашениях посетить нашу страну, направленных Вам Президентом и правительством Украины, а также украинскими римо-католическими и греко-католическими иерархами. Безусловно, можно понять католическую паству Украины, желающую видеть главу своей Церкви у себя дома. Мы также с должным пониманием относимся к позиции руководства Украинского государства, которое стремится вести более открытую внешнюю политику и таким образом повышать престиж нашей страны на международной арене.

Вместе с тем необходимо вспомнить, что большинство населения Украины всегда было и остается православным по своему вероисповеданию. Весь исторический уклад жизни нашего народа, его культура и традиции теснейшим образом связаны с Православием. Украина является органичной частью Православного Востока. Подавляющее большинство православных верующих Украины составляет паству Украинской Православной Церкви. В связи с этим вызывает недоумение тот факт, что визит Вашего Святейшества в нашу страну начал планироваться и готовиться без официального уведомления нашей Церкви и какого-либо приглашения с ее стороны.

Данная ситуация была обсуждена иерархами Украинской Православной Церкви, которыми было единогласно принято решение обратиться к Вашему Святейшеству с просьбой отложить Ваш визит на Украину, дабы он состоялся в более благоприятное для взаимоотношений между нашими Церквами время и дабы Украинская 11равославная Церковь моыа официально принять участие в приглашении Вашею Святейшества и подготовке программы Вашею визита.

Главной причиной этого решения является неурегулированность отношений между греко-каюликами и православными на Западной Украине. Конечно, сеюдня никтоне совершает явного насилия. На этом фоне, не без участия официального Ватикана, создалась иллюзия, что данная проблема регулирована, и что Ваш визит будет способствовать окончательному мирному разрешению межконфессионального конфликта на Западной Украине. Однако такой взгляд является глубоким заблуждением. Даже при отсутствии вспышек насилия, отношения между православными и греко-католиками в этом регионе продолжают оставаться крайне напряженными. До сих пор во многих местах Западной Украины православные не имеют возможности использовать храмовые здания, захваченные греко-католиками. Ни одна из договоренностей по данной проблематике, заключенных между Московским Патриархатом и Ватиканом, не была выполнена. В связи с вышеизложенным есть опасение, что Ваш предполагаемый визит лишь закрепит существующее ныне положение вещей, крайне неблагоприятное для нашей Церкви.

Вашему Святейшеству, несомненно, известно, что в течение последнего десятилетия греко-католиками захвачено свыше тысячи храмов, в результате чего разгромлены три епархии Украинской Православной Церкви – Львовская, Ивано- Франковская и Тернопольская. Полноценная церковная жизнь в этих епархиях до сих пор не восстановлена. Та видимость мира между православными и греко-католиками на Западной Украине, которая может быть создана с помощью Вашего визита, будет означать попытку построить мир без справедливости, который никогда не бывает прочным и вообще не является подлинным миром в христианском понимании этого слова.

После заключения подобного «мира» страдания православного народа на Западной Украине будут продолжаться. И разве сможем мы протягивать друг другу руки, создавая иллюзию согласия и благополучия, когда страдает народ? Миллионы простых православных верующих отвергнут этот визит, что поставит меня и весь епископат Украинской Православной Церкви в ситуацию, когда мы не сможем встретиться с Вами. Посему мы официально заявляем, что в случае визита Вашего Свягейшества на Украину в предлагаемые сроки между нами не будет встречи, и ни один из клириков нашей Церкви не примет участия в программе визита.

Другой проблемой, представляющей собой препятствие для Вашего визита в Украину в настоящее время, является неясность в отношении Римо-католической церкви к расколам, существующим среди православных нашей страны. Вам. безусловно, известно о двух раскольнических структурах, имеющихся на Украине, -так называемых «Украинской православной церкви – Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви». На всех переговорах между Московским Патриархатом и Римо-католической церковью говорилось о необходимости признания со стороны Ватикана исключительно канонических православных структур на Украине.

Если же в ходе Вашего предполагаемого визита произойдет встреча Вашего Святейшества с кем-либо из раскольнических лидеров, особенно с лже-патриархом Филаретом, ана- фематствованным нашей Церковью, это будет означать, что Римо-католическая церковь игнорирует принципы канонических отношений между Церквами и грубо вмешивается в наши внутренние дела, поддерживая раскольников своим авторитетом. Это может повлечь самые неблагоприятные последствия в отношениях между Римо-католической церковью и православными.

Отказ от соблюдения экклезиологических принципов межцерковных связей будет означать практическое прекращение всяких отношений между нашими Церквами, а, следовательно, – закат эпохи Второго Ватиканского Собора в ираыислаыно-каюлических отношениях. Мы молим Господа, чтобы этого не случилось и чтобы понтификат Вашего Святейшества не разрушил принципов православно-католических отношений, которые были с таким трудом обретены благодаря мудрым действиям Ваших предшественников и выдающихся православных иерархов.

Надеемся, что Вы, Ваше Святейшество, примете во внимание все вышеизложенное и во имя дальнейшего позитивного развития отношений между двумя великими Церквами отложите свой готовящийся визит в Украину. Мы искренне убеждены в том, что, если Вы проявите должное понимание чувств православных верующих, это вызовет справедливую поддержку широких слоев населения Украины и будет способствовать достижению мира и согласия между христианами двух Церквей.

Изложенное выше является официальной позицией сорока двух архиереев Украинской Православной Церкви.

С любовью о Господе, надеждой на понимание и искренними благопожеланиями.

ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ

Из интервью еженедельнику «Новый век»

Газета «Новый век» обратилась к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с просьбой высказать позицию Украинской Православной Церкви как самой многочисленной конфессии в Украине по поводу jmozoвизита.

– В январе этого года состоялись Священный Синод Украинской Православной Церкви и Архиерейский Собор. И Синод, и епископат рекомендовали Предстоятелю У ГИД обратиться с письмом к Святейшему Папе Римскому Иоанну Павлу 11 и высказать нашу точку зрения по поводу его визита на Украину. Это совсем не значит, что мы вмешиваемся в государственные дела и оспариваем право Президента Украины на приглашение главы державы Ватикан и Главы Римо-католической церкви. Мы уверены, что Президент руководствовался благими намерениями в деле укрепления международного имиджа Украины в результате этого визита. Но вместе с тем все Церкви имеют право высказать свое мнение по этому поводу. Украинская Православная Церковь считает июньский визит несвоевременным, а вернее, преждевременным.

– Какими аргументами оперировала УПЦ?

– В частности, в своем послании Папе Римскому мы высказали обеспокоенность тем, что на протяжении последнего десятилетия греко-католиками было захвачено более 1000 православных храмов, в результате чего практически разгромлены три епархии Украинской Православной Церкви – Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Этот факт говорит о том, что существует только видимость мира между православными и греко-католиками. А неопределенность отношения к этому Папы Римского может укрепить греко-католиков во мнении о правильности захватнических действий по отношению к православным. Хотя и захватывать уже просто нечего… Опять же нас не поймут наши верующие, если мы окажем Его Святости теплый прием, из чего они смогут сделать вполне логичный вывод, что иерархи УПЦ согласны стаким несправедливым положением дел.

– Точка зрения священников и прихожан УПЦ объективна и бескомпромиссна. Но есть другой «православный патриарх», который всячески приветствует вшит Папы.

– Эти вопросы мы также затрагивали в нашем обращении к Папе Римскому и акцентировали его внимание на том, что до сих пор не выяснена точка зрения Римо-католической церкви к православным расколам на Украине. На всех переговорах между Московским Патриархатом и Римо-католической церковью говорилось о необходимости признания со стороны Ватикана исключительно канонических православных структур на Украине, куда, естественно, не входят ни УПЦ-КП, ни УАПЦ. Но нам до сих пор не известно, собирается ли Папа Римский встречаться с раскольниками? Если да, то так называемый патриарх Филарет получает своеобразный карт-бланш для дальнейших инсинуаций и манипулирования общественным мнением.

– Не дожидаясь развязки событий, Филарет уже сегодня пытается использовать негативное отношение УПЦ к визиту Папы в своих интересах. Во всяком случае, пресса, ему симпатизирующая, пугает общество будущими серьезными столкновениями и обвиняет УПЦ в том. что она будет инициировать гражданское неповиновение.

– Я, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, выражаю мнение сорока двух архиереев УПЦ, которые считают визит Папы Римского в Украину несвоевременным, о чем мы и поставили его в известность, подчеркнув, что между нами не будет встреч и ни один из клириков нашей Церкви не примет участия в программе визита. Но это вовсе не означает, что мы будем призывать к противоправным действиям наших прихожан.

– События 9 марта четко показали, к каким непредсказуемым последствиям могут привести политические игры и призывы к гражданскому неповиновению Как Церковь относится к проявлению такого рода «патриотизма»?

– Попытку расколоть общество нельзя оправдать ничем. Причем, у нас часто происходит подмена понятий, вследствие чего национализм отождествляют с патриотизмом. Эта очень опасная тенденция уже имела в истории самые страшные примеры. Мы сегодня постоянно слышим от некоторых политических деятелей о необходимости объединения православных Церквей, о возрождении духовности, о соборности Украины. К прискорбию, они же и провоцируют народ на раздоры и конфликты. Но, согласно Священному Писанию, для Церкви все равны, для нее нет разделения, особенно по национальным признакам. Все во Христе имеют полную свободу, одинаковые права и возможности. Я бы очень хотел, чтобы политики попытались оценить свою жизнь не только с партийной или служебной точки зрения, но, прежде всего, с точки зрения Евангелия, заповедей Христовых, с точки зрения ценностей вечных.

В православных храмах ежедневно совершаются службы Божьи и на ежедневной Божественной литургии поются заповеди Нагорной проповеди Христа, в которой говорится: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф. 5, 9). А слово «мир» для украинского народа имеет особое значении. Ведь только в последнем столетии наш народ испил чашу испытаний до дна – революции, войны, голодоморы. Поэтому, повторяю, патриоты Украины не могут призывать и подталкивать соотечественников к кровопролитию.

– Ваше Блаженство, все мы знаем, сколько Вы затратили сил для того, чтобы межконфессионалъные конфликты не переросли в межконфессионалъную войну. Часто прихожане УПЦ просили Вас благословить на адекватные действия по отношению к раскольникам и греко-католикам, которые захватывали и захватывают наши храмы. Может быть, УПЦ должна занять более жесткую позицию?

– Я всегда призываю не давать волю эмоциям и гневу, хоть и справедливому. Это, повторяю, самый ошибочный путь. Мы стараемся решить конфликт законным путем, обращаемся в местные органы власти, суды.

– У нас только сегодня был в редакции о. Иоанн из Львовской области, у которого забрали храм раскольники-филаре- товцы. Так он свою правоту доказывает 8-й год. Не слишком ли долгий путь к торжеству закона и справедливости?

– Но другого пути нет. На насилие нельзя отвечать насилием. А наша Церковь тем и сильна, что укрепляет наши силы и дарит чувство терпимости, всепрощения, рассудительности. Церковь убеждает: всем нужен духовный мир, любовь и взаимопонимание. Я думаю, что страсти со временем улягутся и мы сможем едиными устами и единым сердцем славить Бога.