Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Мы имеем право сопротивляться

Протоирей Димитрий Смирнов

Из интервью интернет-сайту Страна.Ru

– Отец Димитрий, как относиться к тому, что Папа Римский заявил о своем покаянии перед православными греками?Может быть это покаяние действительно знаком того, что Папа протягивает православным руку?

– Слава Богу, нам тут думать не нужно, ибо Господь сказал, что «дерево познается по плодам». Более того, деревья и называем по их плодам. Если на дереве растут лимоны, мы говорим, что это лимон, если на дереве растут бананы, мы говорим, что это банан. Мы видим очень хороший и, я это вполне признаю, правильный, но, к сожалению, рассчитанный на историческое невежество людей политический жест. Попробуем раскусить этот прекрасный на вид фрукт…

Сразу возникают вопросы’. Римский епископ кается перед православными за крестовые походы, совершенные западными христианами, которые разрушили и разорили православный Константинополь. Но в тоже время не желает даже пожурить свою западно-украинскую паству за то, что, допустим, изгоняют из храмов, избивают, даже убивают православных христиан. Почему бы не помянуть не только средние века, а вспомнить около 300 православных храмов, разрушенных в Польше, из которой Папа Римский родом; вспомнить и переселение и расселение православных в другие земли Польши из Холмской Руси. Или хорватских усташей, которых немецкие дивизии вынуждены были останавливать в их злодеяниях против православных сербов. При чем тут крестовые походы? Это было очень давно, тогда были дикие нравы. Да, действительно, католический Запад всегда представлял для нас, православных, для нашей самобытности угрозу очень серьезную и большую даже, чем дикий монгольский Восток, но, тем не менее, это дела давно минувших дней, и Папа не имеет к ним никакого отношения. Так каяться довольно легко. С таким же успехом я могу сейчас перед вами покаяться, допустим, в изобретении в Европе газа циклона-Б, потому что химия тоже часть европейской культуры, а в развитие химии много таланта вложил Дмитрий Иванович Менделеев, ученый моего Отечества. Поэтому я как русский человек тоже косвенно виноват. Но это абсурд!

Человек должен каяться в своих проступках. Он не может покаяться в проступках своего деда, прадеда, это просто несерьезно. И это по-человечески очень дерзко брать на себя такую смелость. Но с другой стороны, таково самосознание Пап. Так Папа чувствует себя по отношению ко всему миру, а католический мир так и воспринимает Папу. И это является нашей проблемой в восприятии западного мира и западного христианства.

Можно не то что восхищаться Папой Римским как политическим деятелем, а удивляться его энергии ицеленаправленности. Он, будучи весьма пожилым человеком (хотя в юности был спортсменом, лыжником), сохранил в себе такую целеустремленность, дай Бог ему доброго здоровья. Но, понимаете, у православных людей, которые в Греции из-за его приезда закрыли все монастыри, а духовенство вышло с черными шарами на улицу, этот напор вызывает отторжение, потому что незваный гость одни говорят – лучше, другие говорят – хуже, не боюсь сказать, – татарина, так как во мне есть немало татарской крови. Но дело не в национальности, а дело в том, что нельзя же так, как бы это помягче выразиться, нагло переть туда, куда тебя не только не просят, а совсем наоборот, умоляют оставаться дома. Зачем же так делать? Это совершенно непо-христиански. Этот поступок совершенно антиевангельский по духу И в этом смысле это такой же крестовый поход, хотя никто вроде бы не идет с оружием, а с улыбкой мира.

На самом деле это – не мир, потому что Папа стремится именно туда, где его появление вызывает боль. Зачем же он идет туда, где его не ждут, и где он печалит своим пришествием людей? Только для того, чтобы выполнить свою программу, чтобы обязательно весь мир объехать? Ну что за блажь? Ведь достаточно католических стран, достаточно католических епархий, где его любят, чтут, и нет опасности, что закидают помидорами, как во Франции, например. И, пожалуйста, во славу Божию. Но вот, к сожалению, позиция и практика Ватикана такова, что она вызывает у православных горечь.Почему? Потому что в отличие от православных у католиков менталитет таков, что святее Папы Римского никого нет, если он так делает, то и мы так поступать должны, потому что он является примером для подражания. И что же тогда? Вот такой нехристианский поступок становится примером дляподражания для сотен миллионов людей. Это же огромная ответственность перед Богом за искажение Евангелия. Ну, зачем же устраивать цирк из покаяния, которое есть таинство Церкви? Вот что я могу сказать по этому поводу. Может быть, резковато? Но это не из-за того, что я не уважаю старого человека или хочу обидеть западных христиан, а от боли.

– Существует мнение, что протесты против визита Папы на Украину связаны с некими предубеждениями против католиков…

– У меня много знакомых католиков, есть и друзья, и никаких предубеждений против католиков нет, ни против поляков, ни тем более итальянцев. Речь идет о том, как нам всем тормозить процесс гибели этого мира обеими пятками и не содрать их до кости, чтоб немножко на пятках осталось мяса. Вот наша задача церковная. Разве мы можем остановить историю? Это невозможно. Христос никого не заставляет, не кричит, не гонит назад: куда вы идете? Нет, нет, нет, человек, сделай все сам, добровольно. Мы никого не хотим заставлять, но мы имеем право сопротивляться. И в этом нет греха. Только Серафиму Саровскому дано сложить руки крестом на груди и сказать: делайте, что вам угодно. Он мог бы защищаться, потому что другой святой, Александр Невский, врагов до седла разрубал на две половинки, и эти две половины тонули в Чудском озере, и тоже был свят. И это святость, и то святость, только разной формы, а суть одна.