Наши отношения должны быть братским диалогом, а не соперничеством
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Из интервью журналу «Famiglia Cristiana» (Италия)
– Что Вы думаете об отношениях между Русской Православной Церковью и Римо-католической церковью?
– Эти отношения могут и должны находиться в гораздо лучшем состоянии, чем сейчас. Современный мир как никогда остро нуждается в совместном свидетельстве о Христе. Поэтому отношения между Церквами, несмотря на все различия между ними, должны представлять из себя конструктивный, братский диалог и соработничество на ниве Христовой, а не конкуренцию и соперничество. Очень, хотелось бы, чтобы Россия и все пространство Содружества Независимых Государств явились полем для сотрудничества, при котором каждая конфессия окормляла бы свою традиционную, исторически сложившуюся паству, а не стремилась бы любой ценой к обращению в свое исповедание людей, насильственно отторгнутых безбожной властью от веры отцов.
– Как Вы относитесь к планам Папы Иоанна Павла IIпосетить Украину?
– Насколько мне известно, данный визит носит прежде всего межгосударственный характер, так как Папа собирается посетить Украину по приглашению ее светских властей. Однако религиозный, церковный характер поездок главы государства Ватикан, являющегося главой Римо-католической церкви, естественен и неизбежен. В этом смысле представляется весьма разумной существующая практика, когда еще на стадии подготовки визита Папы в ту или иную страну Ватикан входит в контакт с руководством господствующей в данной стране конфессии или религиозного течения, чтобы получить согласие на планируемую поездку.
Случай же с готовящейся в настоящее время поездкой Папы на Украину представляется исключением из этого правила. Как сообщалось в средствах массовой информации, церковной стороной, приглашающей Папу, является епископат Украинской Греко-католической церкви. Между тем, большинство верующих Украины являются православными и принадлежат к Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, единственной канонической православной юрисдикции натерритории этой страны.
Странным образом, глава этой Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) никак официально не был извещен Ватиканом о планирующейся поездке Папы Иоанна Павла II. Более того, на просьбу к Папе отложить визит на Украину, содержащуюся в письме, текст которого был одобрен епископатом Украинской Православной Церкви 22 января сего года, Ватикан ответил подтверждением своих первоначальных планов.
С самого начала подготовки данного визита руководством Римо-католической церкви было заявлено, что он рассматривается в качестве одного из этапов в процессе улучшения отношений с Русской Православной Церковью. Если подобная цель действительно ставится Ватиканом, то, как мне представляется, лучшим путем к ее достижению будет прислушаться к просьбе Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и внять аргументам, приведенным в его письме.
– Недавно Вы говорили о некотором «политическом давлении» на Русскую Православную Церковь с целью сделать ее более благосклонной к визиту Папы Иоанна Павла IIв Россию. Чего хотят добиться с помощью этого давления?
– Если внимательнее присмотреться к ситуациям с визитами Папы в традиционно православные страны, как уже имевшими место, так и еще планирующимися, то можно увидеть, что практически в каждом случае именно государство оказывало давление на священноначалие той или иной Поместной Православной Церкви, чтобы заручиться ее согласием на визит. Практически в каждом из этих случаев цель государственных структур была чисто политической – продемонстрировать с помощью приглашения Папе свою открытость западному миру и приверженность его ценностям. Политические деятели, безусловно, вольны сами выбирать направление своей деятельности, но это не должно происходить путем вмешательства в сферу межцерковных отношений и принесения в жертву политике интересов Поместной Православной Церкви.
Голоса, призывающие Русскую Православную Церковь проявить больше «сговорчивости» в вопросе о возможном визите Папы, раздаются и в России. Но мы все-таки надеемся на государственную мудрость руководства нашей страны, которое не раз продемонстрировало понимание того, что область взаимосвязей с Ватиканом неразрывно объединяет межгосударственные и межцерковные отношения.
– Что, с Вашей точки зрения, должно быть предпринято, чтобы отношения между Русской Православной Церковью и Римо-католической церковью действительно улучшились?
– Необходимо окончательно решить две проблемы, о которых всегда приходится говорить, когда речь идет о взаимоотношениях между нашими Церквами – ситуации конфликта между православными и греко-католиками на Западной Украине и католического прозелитизма на канонической территории Русской Православной Церкви.
В первом случае нужно, опять же, чтобы были учтены интересы обеих сторон, а не только одной – греко-католической, как это происходит сейчас. Только при таком условии возможны подлинно мирные отношения между двумя конфессиями в этом регионе, а не их видимость.
В случае с проблемой католического прозелитизма в России и других странах СНГ, православное население которых окормляется нашей Церковью, единственным конкретным решением может быть прекращение миссионерской деятельности католических структур в отношении людей, никогда традиционно не принадлежавших к Католической церкви.
Хочу сразу оговориться, что мы не против католического присутствия в России и на остальном пространстве Содружества вообще, ибо эти огромные территории объединяют множество народов, культур и традиций. Но это присутствие должно соответствовать реальным пастырским нуждам, а не быть рассчитанным на увеличение паствы с помощью миссии среди окружающего населения. Мы всегда говорим об этом, потому что, как правило, миссионерская деятельность католических структур направлена именно на традиционно православное население, которое за годы государственного атеизма было отторгнуто от своих корней. В такой непростой области, как миссионерство, нам следует, по моему глубокому убеждению, отказаться от небратского соревновательного подхода и поддерживать отношения открытости, честности, взаимного доверия и уважения к традиционным сферам пастырской ответственности друг друга.
Из ответов на вопросы журналистов 29 марта 2001 г. после ежегодного собрания Правления и Попечительского совета Международного фонда единства православных народов
Его Святейшество сказал, что епископат Украинской Православной Церкви выступил против приезда, потому что визиту Папы Римского придается особая цель и задача – признать то положение, которое существует сегодня. Патриарх напомнил, что в условиях религиозной свободы и возрождения унии на Украине, на волне дикого национализма были разгромлены три православные епархии – Львовская. Тернопольская и Ивано-Франковская. «Можно было предположить, что это происходило в средневековье, но когда это происходит в конце XX века, избиваются священнослужители, верующие изгоняются из своих храмов, го этому нет никакого объяснения…Уже несколько лет стоит вопрос, чтобы православные украинцы во Львове имели хотя бы один храм, но есть всего лишь маленький храм в пригороде Львова. Ни Ватикан, ни украинские власти не сделали ничего для решения 31 ого вопроса, а сейчас готовятся к пышной встрече Папы Римского, для того чтобы закрепить статус-кво», – сказал Святейший Пафиарх.
Патриарх сказал, что в СМИ часто создается следующее представление: «Какой хороший Папа, который хочет встретиться с Патриархом, и какой плохой Патриарх, который этого не хочет». «Я говорю еще раз: не исключаю возможности встречи. Но она должна быть хорошо подготовлена, должны быть исключены все препятствия к этому. И прежде всего устранены последствия кровавых событий в западных областях Украины. А также то, что на территории России. Украины. Беларуси. Казахстана идет католическая польская экспансия», -сказал Патриарх.
«Когда из уст видных деятелей Римско-католической церкви высказывается мнение, что Россия -это духовная пустыня. в которой нужно проповедовать, мы с этим не можем согласиться», – добавил он. Его Святейшество сказал, что, по его мнению, Ватикан хочет взять своего рода реванш за неудавшуюся попытку окатоличить Россию в смутные времена в XVII.
Из ответов Патриарха на вопросы журналистов 4 июня
Его Святейшество не отверг возможности своей встречи с Папой Римским в принципе, но заявил, что встреча должна быть «хорошо подготовлена и устранены все причины, которые ей препятствуют». По его словам, «нельзя встречаться, когда идет война между православными и греко-католиками», имея ввиду экспансию католицизма на канонической территории Русской Православной Церкви.
Патриарх подчеркнул, что «нельзя, пользуясь трудностями, с которыми сталкивается православное население обращать их в католичество, покупая души людей», как «нельзя считать Россию миссионерским полем или духовной пустыней». Патриарх не опасается массового перехода православных в католицизм. «Мы этого не боимся», – сказал он. И еще раз подчеркнул: «Такие отношения недопустимы между церквами – сестрами. Мы никогда не согласимся с утверждениями некоторых деятелей Ватикана о том, что Россия – это духовная пустыня и миссионерское поле для католических проповедников».
Патриарх считает, что предстоящий визит Папы на Украину «не внесет успокоение в умы украинского народа, а наоборот, усилит разделение между православными и греко-католиками на Украине». Патриарх напомнил, что еще «кровоточат раны, нанесенные греко-католиками в начале 90-х годов, когда они насильственно захватывали православные храмы во Львове, Тернополе и Ивано-Франковске. «Совсем недавно, накануне визита Папы, была предпринята попытка сломать православный храм, чтобы освободить площадь для приезда гостя. Это не братский жест со стороны украинских греко- католиков», – отметил Патриарх. Его Святейшество напомнил, что во время визита в Грецию в прошлом месяце Пю.онтифик просил прощения у православных за то зло, что им причинили католики. Как подчеркнул Патриарх, «мы должны посмотреть, как будет осуществляться это прощение на деле».