Мы не боимся католической экспансии
Протоиерей Всеволод Чаплин, секретарь ОВЦС
Из интервью интернет-сайту Страна.RU
– Изменилось ли отношение Церкви к визиту Папы после покаяния, которое он сделал в Афинах?
– На эту тему достаточно ясно, по-моему, высказался Святейший Патриарх Алексий. Можно лишь добавить, что это заявление нельзя не оценить положительно, но, в то же время, нужно иметь в виду, что покаяние должно приноситьопределенные плоды. Если на самом деле священноначалие Римо-католической церкви решило отказаться от политики экспансии по отношению к Православной Церкви, то это должно быть претворено на практике, в частности должна измениться та политика прозелитизма, которая, к сожалению, продолжается в России и в ряде стран СНГ.
Когда исчезнут миссионеры, пытающиеся всеми правдами и неправдами обратить в католицизм людей, крещенных в православии, связанных с православием своими историческими, духовными, культурными корнями, когда перестанут использоваться в миссионерской деятельности методы скрытности, методы использования затруднительного материального положения людей, когда прекратится прозелитическая деятельность католических монашеских орденов в России и в странах СНГ, – вот тогда, может быть, и можно будет оценить плоды этого покаяния.
– Батюшка, а можно уже сейчас как-то предположить, каковы будут последствия этого визита, прежде всего, для Православной Церкви?
– Я думаю, что визит Папы вряд ли добавит конструктивности в отношения между двумя Церквами, поскольку многих православных верующих на Украине он только еще больше огорчит. Особенно, если иметь в виду, что священноначалие Украинской Православной Церквидостаточно ясно призвало Папу отложить визит. Этой просьбе Ватикан пока не внемлет. Если на фоне продолжающихся стагнирующих проблем будет заявлено, что мир и согласие уже достигнуты, это будет неправдой. И эта неправда очень сильно огорчит православных верующих Украины.
Хочу отметить очень мудрую, взвешенную позицию
Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Он находится в центре взаимоотношений с государственной властью Украины, в том числе по этому поводу. Он прилагает серьезные усилия для того, чтобы были уврачеваны расколы или, по крайней мере, чтобы они нераспространялись, он несет действительно подвижническое служение Ему приходится вести нелегкий диалог сгосударственной властью и с представителями украинского общества на эту тему И хочется только пожелать ему помощи Божией в его нелегких трудах.
– Можно чи говорить, что в связи с подготовкой визита Папы натиск на Православную Церковь усилился?
– Многие западные круги, средства массовой информации, как на Западе, так и у нас, особенно испытывающие симпатию к Римо-католической церкви, а также рассуждающие на темы христианства со светских, поверхностных позиций, усилили, конечно, давление на Православную Церковь. Они высказывают поверхностное непонимание той озабоченности, которую испытывают православные верующие повсюду в мире, в особенности на Украине, относительно попыток католической экспансии.
Людям, которые нас обвиняют в нагнетании излишних страхов, следует понять простую вещь: мы не боимся католической экспансии, но проведение прозелитических акций дает многим православным основание утверждать, что на фоне прозелитизма говорить о мире и дружбе между двумя Церквами не приходится.
Многие священнослужители и верующие на Украине высказывают обиду, что в России мало интересуются их жизнью и проблемами. Важно усилить информационный обмен с нашими епархиями, монастырями и приходами на Украине, особенно в западных областях, где верующие канонической Православной Церкви по прежнему подвергаются гонениям. Наверное, стоит расширить практику паломничества российских священнослужителей и верующих к святыням на Украину, особенно в Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. Надо бы больше участвовать и в различных церковных съездах, конференциях, православных общественных мероприятиях проводимых на Украине, и, соответственно, приглашать наших братьев и сестер оттуда в Россию.
– Архиепископ Тадеуш Кондрусевич сказал, что католики в России не занимаются прозелитизмом и не обращают в свою веру православных. Мы этот термин не принимаем, говорит архиепископ Кондрусевич, потому что в соответствии с решениями Второго Ватиканского собора католики признали действительность таинств, совершаемых в Православной Церкви.
– Вроде бы надо считать, что Католическая церковь признала Церковь Православную такой же благодатной, как и она сама. В принципе это должно означать, что для католика обращение православного в католичество теряет всякий смысл. Потому что, по идее Второго Ватиканского собора не должно было бы быть разницы для спасения по тому признаку, являешься ли ты католиком или православным.
Однажды я, будучи в Италии, в поезде разговорился с двумя католическими монахинями, которые, как выяснилось, работают в России. Они мне увлеченно рассказывали о том, что они ведут благотворительную работу среди детей, организуют детский приют, умело обходя попытки давления со стороны православного епископа и местных органов власти. Они говорили, что у них есть и православные дети, что они их воспитывают, что их воспитывает католический священник и что они готовят этих детей для того, чтобы в будущем иметь в одном из провинциальных русских городов своих монашествующих и свой клир. Я был одет в гражданскую одежду, разговаривали мы по-английски. Когда они меня спросили, чем я занимаюсь и откуда я, я честно ответил, что я православный священник из России. Они в ужасе сбежали.
Проблема в том, что в Католической церкви определенное оскудение кадров. И через создание благотворительных учреждений, в первую очередь для детей, идет работа по формированию нового поколения клира и монашескихорденов. Но, наверно, было бы честнее формировать эти новые поколения из языческих народов или из «номинальных»католических верующих в разных странах мира – последнее было бы еще честнее, – а не распространять эту деятельность на детей из семей с православными корнями.