Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

ИСТОРИЯ РИМО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Отпадение Западной Церкви от союза с Восточною (1054г.)

“История Христианской Церкви” Евграф Смирнов. Издание десятое, Петроград, 1915г. Репринтное издание Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997 (стрр. 362-371)

Период второй

Г Л A B A VI.

Отпадение Западной Церкви от союза с Восточною

§ 49. Причины, подготовившие разделение церквей

§ 50. Начало разделения

§ 51. Окончательное разделение Церквей в половине XI века

§49. Причины, подготовившие разделение церквей

Римская империя в дохристианский и христианский период резко разделялась на две половины-восточную и западную. Это разделение обусловливалось разнородностью населения той и другой половины; в первой преобладало население греческое, Во второй – латинское или олатинившееся, каждое с своим особым характером и направлением жизни и деятельности. Христианская Церковь, распространившаяся во всей империи, в силу той же разности населения империи, а отсюда и разности народных характеров, нравов, склонностей, воззрений и т. п., также заметно распадалась на две половины – восточную и западную. С самых первых времен христианства мы видим в церквах восточных и западных некоторые особенности, которые отличали их друг от друга. Из этих особенностей более выдающеюся представляется разность в направлении церковного просвещения. Восточные церкви, допуская участие разума в деле веры, раскрывали и уясняли основы христианского вероучения путем научным. Западные, напротив, отрицая участие разума в деле веры, по большей части чуждались научных исследований о догматах веры и вообще не интересовались отвлеченными богословскими вопросами; но зато обращали большое внимание на внешнюю сторону христианства-на обряды, дисциплину, управление, отношение Церкви к государству и обществу и т. п. В восточных церквях, при разрешении догматических вопросов, явились ереси; на западе, так как там богословскими вопросами не интересовались, ересей почти совсем не было; там, при отсутствии разумного понимания христианства, появлялись только расколи. Восточная иерархия стремилась опровергнуть все ереси и установить православное вероучение на прочных началах; западная старалась всевозможными средствами охранить церковные порядки, поставить себя в независимое положение от светской власти и усилить свое влияние на общество и государство. Словом, в восточной церкви были свои интересы и стремления, в западной – свои. Уже эта разность интересов и стремлений церквей восточной и западной половины империи разделяла их между собой, хотя не на столько, чтобы они могли считать себя чуждыми друг другу. Единство веры, таинств и всего церковного устройства долгое время связывало их в одно целое. Разделение, с прекращением всякого общения между церквами восточною и западною, могло последовать только тогда, когда со стороны одной какой-либо церкви было бы нарушено единство веры, таинств и церковного устройства. К несчастью всего христианского мира, западная церковь нарушила это единство, – и отпала от союза с церковью восточною. Из прежде сказанного видно, как западная церковь мало-помалу, в течение нескольких веков, произвольно допускала у себя нововведения и искажения в области догматической, обрядовой и канонической. Так, в VI-XI веках во всех западных церквах утвердилось учение об исхождении Св. Духа и от Сына, (filioque). Подобного рода учения, извращавшие основные догматы христианства, Вселенская Церковь, со включением и церкви западной, всегда признавала еретическими и содержащих подобные учения всегда исключала из своего общества. Далее, западная церковь допустила у себя много обрядовых отступлений – пост в субботу, совершение Евхаристии на опресноках, совершение миропомазания одними епископами, безбрачие духовенства и т. п. Наконец, в области канонической западная церковь допустила невероятное нововведение, сделав папу главой? и верховным судьею всей Вселенской Церкви 2). Учение о главенстве папы, поставлявшее его выше Вселенских соборов, ниспровергало все церковные порядки, установленные апостолами и отцами. Осуществление его на практике могло повести, – и повело в западной церкви, – к искажению всего вероучения, всего христианства, так как одно лицо, всегда могущее заблуждаться, по своему произволу, не стесняясь ничем, могло вводить новое учение, новые обряды, новое церковное устройство и, таким образом, могло дать Церкви не тот вид, какой дан ей Основателем ее, Господом Иисусом Христом и апостолами. Такими заблуждениями и уклонениями от общецерковных порядков, в связи с существовавшею издавна разницею в характере и направлении жизни и деятельности между восточною и западною церквами, церковь западная подготовила свое отпадение от союза с церковью восточною.

§50. Начало разделения

К половине IX в. условия, подготовившие разделение церквей, сложились так, что не доставало только повода, чтобы началось самое разделение. Повод представился скоро. Византийскою империею, с 842 г., за малолетством императора Михаила III, управляли его мать Феодора, известная восстановительница иконопочитания, и дядя, кесарь Варда. Последний, как человек честолюбивый, стремившийся к единоличному господству, хотел удалить Феодору от дел правления. Воспользовавшись своим влиянием на молодого императора, которого он был воспитателем, Варда успел уговорить его заключить Феодору в монастырь. Но этому воспротивился тогдашний патриарх Игнатий, возведенный (847 г.) на патриаршую кафедру, по желанию Феодоры, за благочестие и ревность к православию во время иконоборческих волнений. Варда, разошедшийся с Игнатием еще раньше, по поводу того, что тот обличал его в безнравственной жизни, теперь сделался его ожесточенным врагом, и, достигнув заключения Феодоры в монастырь, успел низложить и заточить патриарха (857 г.). На место Игнатия Варда поставил Фотия, человека вполне достойнаго патриаршего престола. Но низложением Игнатия и поставлением Фотия были недовольны очень многие. Игнатия любили за благочестие и строгую жизнь; к Фотию же почитатели Игнатия относились неприязненно, так как он до поставления в патриархи был светским человеком и только перед самым поставлением, в течение пяти дней, прошел все низшие церковные степени. Варда начал крутыми мерами принуждать Игнатия добровольно отказаться от патриаршей кафедры и признать Фотия законным патриархом. Но Игнатий не соглашался. Это еще более раздражало привереженцев Игнатия. Число их возрастало все более и более, так что константинопольский патриархат разделился на две половины, – одни признавали Игнатия законным патриархом, другие – Фотия. Вражда между сторонниками Игнатия и сторонниками Фотия дошла до того, что они стали предавать друг друга проклятию. Для прекращения таких церковных беспорядков император Михаил, по совету Варды, решился созвать большой собор и пригласить на него папу Николая I. Собор назначен был в Константинополе в 861г. Папе отправлены были пригласительные письма от императора и патриарха. Хотя в своем письме к папе император скрывал настоящую цель собора, но Николай знал уже об иерархических смутах в Константинополе, я так как он всеми силами стремился к осуществлению идей лжеисидоровских декреталий о папском всевластии, то поспешил воспользоваться этим случаем, чтобы сделаться судьею церкви восточной. Он отправил на собор в Константинополь двух легатов и с ними письма к императору и Фотию. Императору, между прочим, надменно писал, что он будто-бы поступил вопреки церковным правилам, низложив одною патриарха и поставив другого, без ведома его, папы; а Фотия обличал в честолюбии и незаконном принятии патриаршего сана, так как церковные законы запрещают возводить мирян вдруг на все церковные степени; причем прибавлял, что он до тех пор не признает его патриархом, пока его легаты не разберут всего дела. В 861 году в Константинополе, действительно, состоялся собор, в присутствии папских легатов. Но здесь, вопреки ожиданиям папы, восточные отцы действовали независимо от его влияния. Игнатий признан был низложенным, a Фотий – законным константинопольским патриархом. Определения собора с легатами отправлены были к папе для сведения. Фотий присоединил к этому еще свой ответ на письмо папы, в котором с достоинством объяснял, что он принял патриарший сан не по честолюбию, что он не искал его, a его заставили сделаться патриархом. Относительно же заявления папы о нарушении церковных правил при поставлении его в патриархи, Фотий, между прочим, писал, что правила, запрещающие возводить мирян прямо в сан епископский, как постановления местных церквей, необязательны для церкви константинопольской, и что практика церкви восточной и даже западной допускала такое поставление. Кроме того, Фотий в своем письме заметил папе, что он, представляя себя заботящимся о церковном мире, сам нарушает его, так как принимает в свое общение беглых духовных лиц константинопольского патриархата, не имеющих представительных грамот. Николай был крайне недоволен исходом дела на константинопольском соборе и письмом Фотия. Он, может быть, и признал бы Фотия Патриархом, если бы не увидел в нем твердого противника своим притязаниям на главенство в Церкви. Теперь он решается нагнать борьбу с церковью восточной, рассчитывая низложить Фотия и затем подчинить своему влиянию восточные церкви, как были подчинены западные. В этих видах он написал императору Михаилу письмо, в котором, принимал тон судьи, высказывал, что он не признает определений константинопольского собора относительно Игнатия и Фотия; что он прежде поручал своим легатам на соборе только разобрать дело, а не решать, что теперь он объявляет Фотия лишенным патриаршего сана а Игнатия приказывает возвести без всяких исследований на патриарший престол и т. п. В письме к Фотию папа опять доказывал незаконность его поставления на патриаршество, замечая, что если в константинопольской церкви и нет правил, запрещающих поставлять мирян прямо в епископский сан, то они есть в церкви римской, постановления которой, как главы всех церквей, должны быть принимаемы и исполняемы всеми. Затем, папа созвал в Риме собор (862 г.) из своих епископов, предал на нем проклятию Фотия и восстановил Игнатия. He ограничиваясь этим, он разослал еще окружное послание ко всем восточным епископам, приказывая им, прекратив общение с Фотием, сноситься с Игнатием. В Константинополе, конечно, не послушались папы. Император написал ему резкое письмо, в котором не стесняясь высказал горькую истину, что он, папа, мешается не в свое дело и что константинопольская церковь не признает за ним права быть главой и судье Вселенской Церкви. Папа ответил таким же резким письмом и разрыв между церквами начался.

Вопрос об управлении болгарского церковью усилил еще более неприязненные отношения между двумя церквами. В 864 г., как известно, принял крещение болгарский царь Борис. За ним стали креститься и его подданные. Первыми проповедниками христианства в Болгарии были греческие миссионеры, первая иерархия также была греческая – и греческие епископы и священники. Опасение впасть в политическую зависимость от Константинополя, вместе с зависимостью религиозной, побудившего Бориса искать церковного союза с Римом, тем более, что римские проповедники проникли уже в Болгарию. Борис отправил (865 г.) посольство к папе Николаю I и просил прислать в Болгарию латинских священников. Николай был обрадован таким предложением и, действительно, послал в Болгарию латинских священников и епископов. Греческая иерархия после этого была изгнана из Болгарии и место ее заступила латинская. Латинские епископы и священники стали вводить в ново-устрояющейся церкви свои заблуждения. Так, они вновь миропомазывали крещенных, болгар на том основании, что миропомазание, совершенное над ними священниками, недействительно; установили пост в субботу вместо среды; в первую неделю Великого поста разрешили есть сыр, молоко и яйца; греческих женатых священников называли незаконными; распространяли учение об исхождении Св. Духа и от Сына и т. п. Такое самоуправство папы и поведение латинского духовенства в Болгарии произвели в Константинополе неблагоприятное впечатление. Фотий собрал поместный собор, осудил все римские заблуждения и сообщил об этом окружным посланием всем восточным патриархам, приглашая их на новый собор в Константинополе для обсуждения того же вопроса о заблуждениях римской церкви. В 867 г. предполагаемый собор открылся в Константинополе. На нем были местоблюстители восточных патриархов, много епископов и даже сам император Михаил с новым кесарем, Василием Македонянином. Фотий основательным образом раскрыл перед собором все заблуждения римской церкви, а также притязания папы Николая на главенство и происки его на востоке. Вследствие этого, собор осудил все заблуждения римской церкви, а папу Николая положил низвести с престола, о чем решено было просить западного императора Людовика.

Споры между церквами, впрочем, скоро приняли другой оборот. Император Михаил III был убит по проискам Василия Македонянина. Василий Македонянин сделался императором. Так как разрыв с папой, виновником которого был Фотий, – не входил в его политические расчеты, то он решился, для восстановления союза с римской церковью, низложить Фотия и восстановить Игнатия. Отправлено было посольство в Рим с унизительным для восточной церкви письмом императора к паше. Василий Македонянин сам подчинял восточную церковь папе, отдавая ему на суд Фотия и прося утвердить Игнатия. Николай не дожил до такого торжества, – он умер до приезда посольства. Преемник его, Адриан II, поспешил воспользоваться обстоятельствами, так хорошо сложившимися для римской кафедры. Он созвал (868 г.) в Риме собор, предал Фотия и его приверженцев проклятию, сжег публично определения константинопольского собора 867 г. против Николай, присланные на его усмотрение Василием Македонянином, и затем отправил в Константинополь своих легатов, чтобы окончательным решением дела Фотия и Игнатия и там доказать свою власть. В Константинополе в 869г. составился собор, считающийся на западе осьмым вселенским. На этом соборе Фотий объявлен был низложенным и предан проклятию, а Игнатий восстановлен; но, что всего хуже, на этом соборе восточная церковь, согласившаяся на все требования папы, подчинилась ему. Легаты, заправлявшие делами собора, толковали только о главенстве папы, в духе лжеисидоровских декреталий, и постарались даже провести такого рода определение, что даже Вселенский собор не имеет права составлять определений против папы. Греческие епископы только после собора поняли, какую ошибку они сделали. По их представлению, император отобрал было у легатов соборные акты, но потом возвратил. Зато в вопросе о болгарской церкви восточные епископы и даже патриарх Игнатий оставались непреклонными. Несмотря на все требования легатов, предъявленные ими после собора в частном совещании с Игнатием и местоблюстителями восточных патриархов, несмотря даже на угрозу их Игнатию, местоблюстители признали справедливым в порядке управления подчинит болгарскую церковь константинопольской. По отъезде легатов, Игнатий, действительно, отправил в Болгарию греческого архиепископа, который и был там принят, по влиянию Василия Македонянина. Вместе с тем из Болгарии латинские священники были удалены. Хотя папа Адриан, узнавший об этом, и запрещал Игнатию вмешиваться в управление болгарской церковью, но на его запрещение в Константинополе не обращали внимания. Таким образом, утихшие было споры между церквами начались снова и усилились, когда Фотий вторично занял патриарший престол (879 г.).

Фотий после низложения в 869 г. сослан был в заточение. Свое стесненное положение он переносил с необыкновенной твердостью, не переставая восставать против подчинения восточной церкви римской. Он успел даже возбудить к себе сочувствие сторонников Игнатия и самого императора Василия Македонянина. Последний призвал его из заточения к своему двору и поручил ему воспитание своих детей. В то же время Фотий помирился и с Игнатием. По смерти Игнатия, Василий Македонянин предложил Фотию занять патриарший престол. Теперь Василий Македонянин не дорожил своими мирными отношениями к папе, – тем более, что, бывший в то время папой, Иоанн VIII, сам находился в стесненных обстоятельствах по случаю нападения сарацин на Италию, – и потому, не стесняясь мнением папы, восстановил Фотия. Для снятия осуждения с Фотия в Константинополе составился в 879 г. собор. Папа Иоанн VIII, по просьбе императора, прислал своих легатов. Он согласился признать Фотия патриархом, хотя в своем послании, присленном с легатами, поставил условием, чтобы Фотий свое восстановление признал делом папской милости и отказался от управления болгарской церковью. Но на соборе первое условие не было даже предъявлено легатами, так как здесь с первого раза дали понять им, что Фотий, признанный уже в патриаршем достоинстве константинопольской церковью, не нуждается в утверждении папы. Относительно же болгарской церкви на соборе было объяснено, что разграничение епархий зависит от императора. Папские условия не были, таким образом, выполнены. Но легаты должны были согласиться на снятие осуждения с Фотия и восстановление с ним общения римской церкви. Они даже не возражали, когда прочитан был на соборе Никейский Символ без прибавления, filioque, и подтверждено было не изменять его, под угрозой проклятия. Папа Иоанн VIII, получив соборные акты и узнав, что его требования не выполнены, с раздражением потребовал от императора, через легата Марина, уничтожения постановлений собора. Марина за дерзкие объяснения в Константинополе посадили в тюрьму. Теперь папа ясно увидел, что Фотий не сделает ему никаких уступок и не подчинится его влиянию, и потому предал его новому проклятию. Опять началась полемика между Константинополем и Римом, опять началась распря. Последующие папы также подвергали Фотия проклятию, так что всех папских проклятий, постигших его, насчитывают до 12. Разрыв между церквами начался.

§51. Окончательное разделение Церквей в половине XI века

После Фотия, во второй раз низверженного с престола (886г.) Львом Мудрым, и до половины XI века сношения между Церквами восточной и западной были довольно неопределенны и редки. Сносились с папами только Византийские императоры по личным побуждениям. Наконец, в половине XI века начались деятельные сношения, окончившиеся полным разделением церквей. Папой в это время был Лев IX, а константинопольским патриархом Михаил Керулларий. Лев XI всеми силами старался восстановить поколебавшееся папское влияние как на западе, так и на востоке. Константинопольскому патриарху принадлежали тогда некоторые церкви в южной Италии, – в этих-то церквях прежде старался упрочить свое влияние. Так, в них начали распространяться латинские воззрения и особенно латинский обычай совершать Евхаристию на опресноках. Затем папа Лев сделал попытку восстановить против Михаила Керуллария! Патриарха антиохийского. Михаил Керулларий решился положить конец папским проискам. Он отлучил от св. причащения Аргира, начальника греческих войск в Италии, который содействовал там распространению обычая совершать Евхаристию на опресноках, закрыл в Константинополе латинские монастыри и церкви, для прекращения соблазна православных латинским богослужением, и поручил (1053 г.) архиепископу болгарскому Льву написать обличительное послание против латинских нововведений. Послание Льва; дошло до папы и произвело большое волнение в Риме. Папа хотя и желал, по политическим расчетам, поддерживать мирные отношения к востоку, но все-таки, в ответ на послание Льва болгарского, писал Михаилу Керулларию, что апостольскую кафедру никто из смертных не может судить, что константинопольский патриарх должен относиться к ней с почтением за преимущества, предоставленные ему папами, и т.п. Так как тогдашний византийский император Константин Мономах (1042-1054 г.), также по политическим расчетам, желал быть в мирных отношениях с папой, то папский ответ принят был благосклонно в Константинополе. Даже более, император и папа хотели утвердить прочный мир между церквами, и для этого папа прислал в Константинополь своих легатов. В числе последних находился кардинал Гумберт, человек горячий и высокомерный. Он и его товарищи относились к Михаилу Керулларию с явным неуважением. Поэтому Михаил Керулларий отказался вести с ними переговоры. He обращая на это внимания и надеясь на покровительство императора, легаты, под видом примирения церквей, начали действовать в Константинополе в пользу римской кафедры. Так, Гумберт издал опровержение на послание Льва болгарского, а император распространил его в народе; по настоянию же легатов, император заставил монаха Никиту Стифата, автора сочинения против латинян, сжечь свою книгу. Наконец, легаты, не надеясь подчинить своему влиянию патриарха, написали акт отлучения на него ж на всю греческую церковь, обвиняя ее во всевозможных ересях, положили его торжественно во время богослужения на престоле Софийской церкви и оставили Константинополь. Такой несправедливо дерзкий поступок легатов вывел из терпения как патриарха и духовенство, так и всех греков. Раздражение было так сильно, что легатам угрожала смерть от оскорбленного народа, если бы не предохранил их император. Михаил Керулларий составил (1054 г.) в Константинополе собор, на котором предал проклятию папских легатов. Затем, разослав ко всем восточным патриархам окружное послание! с извещением о происшедшем в Константинополе, а также о притязаниях и отступлениях римской церкви, предостерегал их от общения с нею. С этого времени во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении и с этого времени Западная церковь, упорно остававшаяся при своих заблуждениях догматических, обрядовых и канонических, окончательно отпала от союза с церковью Восточной.