Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Как относиться к иным христианским (неправославным) вероисповеданиям

“Церквами христианскими… именуются, кроме Православной нашей Церкви, Церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни Латинской Церкви — ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами, потому что они несообразны с апостольским Церкви Божией устроением”. Святитель Феофан Затворник (8).

“Вначале, как известно, все верующие во Христа составляли единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, имели одну веру, одни святые таинства, одного главу Господа Иисуса Христа: а потому тогда все были православные, и у всех было одно учение, одно наставление. Появлялись, правда, еще со времен апостолов в Церкви Христовой еретики и раскольники, и, чем более и дальше распространялось христианство, тем больше и разнообразнее возникали, лжеучения: некоторые из древних еретиков и раскольников составляли из себя значительные по своей численности общества или были недолговечны, или были лишены характера стройной самостоятельной религиозной общины: они были лишь больными членами Церкви, иногда отсекаемыми, иногда терпимыми, а не особым больным “телом”, не особой “Церковью” (хотя наименование “Церкви” неправильно усвояется неправославным христианским общинам). Но с IX века отделение в Церкви Христовой получило более острый, решительный, устойчивый и более определенный характер. Прежде всего от истинной православной Церкви уклонилась большая часть западных христиан и составила из себя Церковь римско-католическую: от Церкви римско-католической, в свой очередь, отпала Церковь лютеранская, называемая также протестанской, в XVI веке, с ее многочисленными сектами; и явились таким образом три главные христианские исповедания: православное, римско-католическое и протестантское, и у каждого вероисповедания образовался свой особый катехизис” (1, 2).

Римско-Католическая (Латинская) Церковь

“Латинская Церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех — страсть ковать новые догматы, по своему смышлению и своеволию. Сначала она изобрела догмат о происхождении Духа Святого от Отца и Сына, или чрез Сына, — это давно, в начале ее отпадения от истинной Церкви, — а вот на нашей памяти еще придумала два: о непорочном зачатии Божией Матери и о непогрешимости папы. Ей кажутся такие новоизобретения обогащением и возвышением совершенства Церкви: на деле же это порча Церкви, и порча очень существенная. Учение о происхождении Святаго Духа и от Сына или чрез Сына повреждает догмат о Пресвятой Троице; учение о непорочном зачатии Божией Матери повреждает догмат о повреждении нашего естества в падении и отчасти об искуплении; учение о непогрешимости папы человеку самочинно присвояет Божеское свойство, и повреждает общее учение о Боге и человеке.

Так у нее (Римской Церкви) повреждены существеннейшие части христианского исповедания: о Пресвятой Троице, об искуплении и вообще о естестве Бога и человека. Все сии учения чужды апостольскому преданию, и суть измышления человеческие, и, как таковые, походят на пристройки к зданию, не по плану и стилю здания, и не из того же материала, или на то, как если б кто в цельное виноградное вино подлил какой-либо жидкости, противной его естественному составу. Как такой пристройкой портится здание, а этой примесью вино, так теми учениями латиняне повредили и испортили святую веру, святыми апостолами преданную. Особенно разрушителен последний догмат — о непогрешимости папы. После него недоумеваешь, как и смотреть на эту Церковь”. Святитель Феофан Затворник (8, 229—230).

Святой старец Паисий Величковский пишет одному священнику по имени Иоанн, по-видимому униату, который просит разрешить его недоумения: “Первым и важнейшим заблуждением униатов является принятое ими от римлян учение, что Дух Святой исходит от Отца и от Сына. Это есть первая и важнейшая из всех ересей, ибо она заключает в себе неправильное и противное Священному Писанию мудрование о Боге, едином во Святой Троице. Кто исповедует, что Дух Святой исходит от Отца и от Сына, тот мудрствует в Боге два начала: одно Отца, другое Сына. Мы же, православные, исповедуем в Божестве единое начало — Отца, как и Сам Господь наш Иисус Христос научил нас во Святом Евангелии, говоря, что Дух Святой исходит от единого Отца. Он говорит: “Егда же придет Утешитель, Егоже Аз пошлю вам от Отца, Дух Истины, Иже от Отца исходит” (Ин. 15, 26). И апостол говорит: “Всяко даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца Светов” (Иак. 1, 17). — Видишь ли? Он говорит — Отца Светов, т.е. Отец есть корень и источник Божества; два же Света, Сын и Дух от единого Света Отца, имеют свое предвечное бытие, Сын в рождении и Дух Святой в исхождении…

Божественный же пророк Давид говорит: “Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их” (Пс. 32, 6). Видишь ли, Господом называет Отца, Словом же Его называет Сына, как предвечно от Него родившегося: Духом же уст Его (а не их) называет Святого Духа, как исходящего от единого Отца. Много и других можно отыскать свидетельств Ветхого и Нового Завета, яснее солнца показывающих, что Дух Святой исходит от единого Отца и на Сыне почивает, как это обнаруживается и в крещении Господнем.

И все святые толкователи Священного Писания, вселенские учители Церкви как бы едиными устами говорят, что Дух Святой исходит от Отца, и нигде не написано, что и от Сына. Итак, если униаты являются единомысленными с римлянами в столь тяжкой ереси, то какая есть у них надежда спасения, если они не отвергнут явно эту духоборную ересь и не соединятся снова со святой православной восточной Церковью ?..”

Далее старец Паисий убеждает священника, которому пишет, поспешно бежать от унии, как Лот бежал из Содома: “Не пожалей, — пишет он, — ни имущества, ни родственников, если они не захотят послушать тебя, но всячески спасай собственную твой душу от погибели. Ибо для тебя нет ничего нужнее души, за которую умер Христос. Убегая же, не озирайся вспять сердцем ради скоро погибающего имения: лучше тебе в нищете пребывать, нежели похулить Святого Духа, как хулят Его римляне. Уйди и беги от унии как можно скорее, да незастигнет тебя в ней смерть и да не будешь причислен к еретикам, а не к христианам. И не только сам уходи, но советуй уходить и другим, о которых по совести знаешь, что они послушают тебя. Если же не послушают, то хотя сам уходи от сети вражьей и соединись душей и сердцем со святой православной Церковью, и таким образом, содержа вместе со всеми непорочную веру и исполняя заповеди Христовы, сможешь спастись” (11, 217—218).

Феофилакт Болгарский, блаженный отец XI века, все латинские разногласия хотя и называет несправедливыми, но считает возможным покрыть их христианской любовью. Вооружается же он главным образом против прибавления к Символу веры “и от Сына”: “Здесь, — пишет блаж. Феофилакт, — самое опасное зло, и если не позволяют сделать исправлений, то уступать не надобно, хотя бы говорили они от престола, которым так хвалятся возносящиеся, хотя бы выставляли исповедание Петрово, хотя бы обещали блаженство, хотя бы показывали блаженство, хотя бы показывали нам ключи Царствия Небесного…” (Предисловие к “Благовестнику”).

Православная Церковь

“Но когда на Западе множилось такое разнообразие вер, более или менее ложных, на Востоке неизменно пребывала в своем веровании Православная Церковь — единая, истинная, Божью истину содержащая, ту самую истину, которая возвещена Господом Спасителем и насаждена в Церкви святыми Его апостолами. Мы, сыны Церкви православной, — содержим сию истину и стоим в ней. Чрез целый ряд веков шла непреложная истина в Церкви Православной и до нас дошла. Стоит в истине святая Церковь: стоим в ней и мы. Благодарение Господу, благоволившему родиться нам в недрах единой истинной Православной Церкви!” Святитель Феофан Затворник (8).