1.1. Догмат о главенстве и непогрешимости папы
Прот. Митрофан Зноско-Боровский. “Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Сравнительное богословие”.
Учение о Церкви как об благодатном Теле Христовом под единым главою Христом затемнено у римо-католиков учением о папе как едином монархе, в котором концентрируется вся Церковь. Папа — не первый среди равных ему по благодати епископов, братьев, он — источник епископской власти, епископы — его делегаты, представители папы. Папа заменил всё Тело церковное, и критерием Истины, по их учению, является не Дух Святой, живущий во всей Церкви, а голос римского епископа. На личность папы переносится то, что принадлежит Церкви, и более того: переносится на него и то, что принадлежит только Христу. Почему? Потому что папская власть воспринимается ими мистически; отнятое у Церкви, как живого мистического организма, переносится на папу, а сама Церковь воспринимается как юридический организм, деспотически управляемое церковное государство.
Грех папства в посягательстве на то, что принадлежит только Богу, что принадлежит Духу Святому, живущему в Церкви.
Так, в книге епископа Буго (Bougaud) “Церковь”, изданной в 1922 году, папа приравнивается к Таинству Евхаристии; как в Таинстве Евхаристии присутствует под покровом хлеба и вина реально Христос, так и в папе реально присутствует Христос.
“В таинстве Евхаристии, — говорит еп. Буго, — имеем, так сказать, лишь “половину” Христа. Ибо Он “нем” в Таинстве Евхаристии. Где же искать другую “половину” Иисуса Христа, реально пребывающего в Церкви? -Она в Ватикане: она в папе. Папа есть второй способ реального присутствия Иисуса Христа в Церкви. Иисус Христос создал Себе два способа реального присутствия, совершенно различных, оба неизъяснимых и которые, соединённые вместе, образуют полноту его вочеловечения… О, великая тайна двух покрывал, под которыми скрывается Иисус Христос в своей целости! Щите к Иисусу глаголющему: идите к папе. В этом и состоит тайна христианства: это чудо реального присутствия Воплощения, предложенного и распространённого под двумя покровами. То, что Иисус Христос не положил под один из этих двух покровов, Он положил под другой; и в полноте можно обладать Им только, если уметь в горячем порыве сердца переходить от Евхаристии к папе и от папы к Евхаристии. Вне этих двух тайн, которые собственно образуют одну тайну, мы имеем лишь уменьшенного Иисуса Христа (Он Сам так установил), который недостаточен для нужд как отдельных душ, так и общества, который не в состоянии даже Сам Себя защитить”. “Тайна веры! Вот слово, которое нужно сказать о папе после того, как мы сказали его о св. Евхаристии, ибо папа — это Иисус Христос, скрытый под покровом и продолжающий через посредство человеческого органа своё общественное служение среди людей… Поэтому Церковь, более чуткая чем мы к вещам Божественным, не знает как и говорить про папу. Никакое выражение не представляется ей слишком сильным для того, чтобы выразить это взаимное проникновение, которое делает из Иисуса Христа и из папы её Главу, одновременно видимого и невидимого, и её единого Супруга. Она относит к нему всю любовь, которую она питает к Господу. Она окружает его тем же благоговением… О сладость чувств, которые испытываешь перед Дарохранительницей и у ног папы, в котором Иисус Христос — собрал, сконденсировал всю Церковь, и более того: — Он “раньше создал папу”. Это великая тайна: церковь есть непрестанное и постоянное творение папы… Итак, всё исходит от папы. Он творит Церковь; и в ней и через неё он просвещает и освящает души”.
Нет никаких сомнений в том, что еп. Буго отразил в своём труде официальное учение Римской церкви о папе. Оповещая мир об избрании Папы Пия XI, Ватикан в 1922 году писал: “Счастливый Рим: ибо он один обладает обеими дарохранительницами: дарохранительницей евхаристической, в которой Иисус Христос преподаёт Себя всем сердцам, и Ватиканом, где Иисус устами папы преподаёт Слово истины, неизменное и непогрешимое”.
Так выглядит ров, которым Римская церковь отделила себя от Кафолической Церкви Православной, хранящей верность учению Христа и Апостолов. Это учение о Церкви и о папе абсолютно неприемлемо для нас православных. От него веет духом не христианским. В римо-католичестве произошла замена Христа — человеком, замена Церкви, этого великого живого организма — папой.
Характерным в развитии Ватиканом теории главенства папы является введение в римский Требник (около 1600 года) слов, согласно которым Христос, якобы, передал ап. Петру царства всего мира: “Ты еси пастырь овец, тебе Бог передал все царства мира”. Евангелие НЕ ЗНАЕТ таких слов Христа Петру, эти слова были сказаны Христу искусителем: “Тебе дам власть над всеми сними царствами…” (Лк. 4, 6).
Ужасом веет от римской теории о главенстве римского епископа. С вопросом о главенстве папы неразрывно связан другой вопрос — о его непогрешимости. В 1870 году католическая церковь признала непогрешимость римского первосвященника за догмат. Вот его текст.
“Папа (римский) есть божественный человек и человеческий Бог. Посему никто не может судить его или о нём. Папа имеет божественную власть, и власть его неограниченна. Ему возможно на земле то же самое, что на небесах Богу. Что сделано папою, то всё равно, что сделано Богом. Заповеди его должно исполнять, как заповеди Божий. Только один Бог подобен папе; папа повелевает небесными и земными вещами. Папа в мире то же, что Бог в мире или душа в теле. Власть папы выше всякой сотворенной власти, ибо она некоторым образом распространяется на предметы небесные, земные и преисподние, да оправдываются в нём слова Писания: “вся покорил еси под нозе его”.
Во власть и волю папы отдано всё, и никто и ничто не может ему противится. Если бы папа увлёк за собою в ад миллионы людей, то никто бы из них не имел права спросить его: отец святой, зачем ты это делаешь? Папа непогрешим как Бог, и может делать всё, что Бог делает.
Воля Бога, а следовательно и папы, который есть НАМЕСТНИК БОГА, – имеет верховную власть повсюду. Он опоясан двумя мечами, то есть властвует над духовными и мирскими: над патриархами и епископами, над императорами и королями. Все люди на свете – его подданные. Он — всё, Выше всего и содержит в себе всё. Что он хвалит или порицает, то должны все хвалить или порицать.
Папа может изменить природу вещей, делать из ничего что-либо. Он властен из неправды сотворить правду, властен против правды, без правды и вопреки правде делать всё, что ему угодно. Он может возражать против апостолов и против заповедей, переданных апостолами. Он властен исправлять всё, что признаёт нужным в новом завете, может изменять самые таинства, установленные Иисусом Христом. Он имеет такую силу на небесах, что из умерших людей властен возводить в святые, кого захочет, даже против всех посторонних убеждений и вопреки всем кардиналам и епископам, которые вздумали бы тому воспротивиться.
Папа имеет власть над чистилищем и адом. Он — Владыка Вселенной. Неограниченною своей властью он делает всё единственно по своему произволу, может делать даже более, чем нам или ему известно. Сомневаться в его могуществе — святотатство. Власть его выше и обширнее власти всех святых ангелов и архангелов. Никто не имеет права даже мысленно протестовать против его приговора или суда.
Власть папы не имеет меры и пределов. Кто отрицает верховную власть и главенство папы, тот грешит против Святого Духа, разделяет Христа и есть еретик. Только папе предоставлена власть отнимать чтобы то ни было у кого бы то ни было и отдавать другому. Папа имеет власть отнимать и раздавать империи, королевства, княжества и всякое имущество. Власть свою папа получает прямо от Бога, а императоры и короли от папы.
Папа есть наместник Бога, и кто отрицает это, тот лжец. Папа есть вместоправитель Бога над добрыми и злыми ангелами; что совершается властью папы, тс совершается властью Бога.
Кто не повинуется папе, тот не повинуется Богу. Всё, что папа делает, угодно Богу.
Папу не может судить никто, потому что сказано: “духовный судит о всём, а о нём судить никто не может” (1 Кор. 2, 15). Власть его распространяется на небесное, земное и преисподнее. Он есть подобие Христа, и в теле его живёт Святой Дух.
Папа есть государь всех, царь и причина всех причин. Папа есть жених и глава Вселенской Церкви. Папа не может заблуждаться, он — всемогущ, в нём вся полнота власти. Он выше апостола Павла, ибо по призванию своему стоит наравне с апостолом Петром. Он может поэтому возражать против апостола Павла и отдавать приказания, противоположные его посланиям.
Обвинять папу всё равно, что грешить против Духа Святого, что не прощается ни в этом веке, ни в грядущем.
Тройственная корона папы означает тройственность его власти: над ангелами на небесах, над людьми на земле и над бесами в аду. Бог предоставил во власть папы все законы, а сам папа выше всех законов.
Если папа изрёк приговор против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменён. Папа — свет веры и отражение истины. Папа есть всё над всем и может всё…”
Таково дословное постановление Первого Ватиканского Собора, сделанное при римском папе Пии IX в 1870 году! Не в какие-либо отдалённые времена средневековья, а всего лишь в прошлом веке — около ста лет тому назад! Знают ли о таком постановлении все православные христиане? Знают ли полный текст его даже сами римо-католики?
Едва ли! Ибо совесть и здоровое нравственное чувство честного человека не могут мириться с таким кощунственным “догматом”, приписывающем смертному человеку, сколь бы высоко ни стоял он на лестнице церковной иерархии, свойства, могущие принадлежать одному только Богу!
А если знают, то этим доказывают свою нечестивость и беспринципность, признавая такую “Церковь”, допустившую провозглашение такого “догмата”, благодатной Христовой Церковью, в лоне которой можно получить вечное спасение.
Это кощунственное постановление остаётся в силе и до сего времени, ибо оно никаким другим актом не было объявлено лишенным силы и значения. Хотя и заседал недавно полномочный для этого второй Ватиканский Собор (1962г.).
И это понятно, потому что отменить такое постановление значило бы в корне подорвать свой престиж в глазах всего мира и уничтожить вековой духовный фундамент, на котором была воздвигнута эта латинская “Церковь”, отделившаяся от святого Православия формально в 1054г., именно вследствие утвердившегося в ней уже тогда ложного учения о главенстве и непогрешимости папы Римского как мнимого “наместника Христова”.
Постановление 1-го Ватиканского Собора 1870 года в частности определяет, что “когда римский первосвященник говорит со своей кафедры, т.е. когда исполняя своё служение как пастырь и учитель всех христиан он, в силу своей высшей апостольской власти, определяет учение о вере или нравственности, которое должна содержать вся Церковь, он, через Божественную помощь, обещанную ему в лице блаженного Петра, обладает той непогрешимостью, которой Божественный Спаситель благоволил наделить Свою Церковь…” но каким мерилом можно установить, “с кафедры” или не “с кафедры” действовал папа в таких, например, случаях:
1. Папа Сикст V (1585-1590) собственноручно исправил перевод Библии, ввел его в употребление вместо прежнего и, под угрозой анафемы, обязал считать его наравне с подлинником… Однако, с течением времени перевод оказался и был признан ошибочным, изъят из обращения и заменён другим. Очевидно, действие Сикста, как ошибочное, не могло быть “кафедральным”, между тем анафема состоялась, конечно, “с кафедры”.
2. Учение о Филиокве, т.е. об исхождении Духа Святого “и от Сына” (Filioque) возникло в Испании в Г/в., отсюда проникло в Германию и привилось там, но не сразу. Карл Великий настаивал на внесении (Filioque) в текст Символа веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях предохранить будущее время старую редакцию (с признанием исхождения Духа Святого только от одного Бога Отца) от новых посягательств на неё, папа распорядился вычеканить текст Символа веры на двух металлических таблицах и прибить последние к дверям храма. Это, однако, не помогло: другой папа, Бенедикт VIII, по настоянию другого императора, Генриха II, ввёл “филиоквэ” в текст (1015), и с тех пор новая редакция Символа веры вошла во всеобщее употребление в католической церкви, стала для неё обязательной. Спрашивается, из этих двух пап кто прав, кто ошибался, потому что, очевидно, тот или другой читал и исповедовал 8-й член Символа веры неправильно?
3.Папа Евгений IV признал постановление Констандского Собора о верховенстве соборов над папами, но позже стал утверждать, что папы выше соборов — в котором из этих двух случаев он был “кафедрален”, иными словами, в каком случае его “кафедральный” 1кт был совершён не “с кафедры”?
4. Аналогичный вопрос возникает и по поводу ордена иезуитов. Папа Климент XIV в 1773г. закрыл его “с кафедры”, а папа Пий VII, действуя тоже “с кафедры”, восстановил его действие в 1814г. В одном случае существование Ордена признавалось вредным, в другом – восстановление его полезным и необходимым.