Как смотреть на экуменизм с православной церковной точки зрения
Экуменизм — движение, стремящееся к объединению всех христианских Церквей. Исходит оно, во-первых, из недр Римско-Католической Церкви, как движение католического миссионерства по существу, с другой стороны, по линии различных протестантских объединений, откуда это движение наиболее широко распространилось и приняло наиболее широкие организационные и идейные формы, и, наконец, как организация современное экуменическое движение сформировалось и получило утверждение на Конгрессе в Амстердаме в 1948 г. при создании Всемирного Совета Церквей, который и является теперь главенствующим органом движения экуменизма.
Началом экуменического движения можно считать всемирную конференцию в Эдинбурге в 1910 г.
Ассамблеи ВСЦ проходили: в Эвенстоне (США) в 1954 г.; Дели (Индия) в 1961 г.; в Упсале (Швеция) в 1968 г.; в Найроби (Кения) в 1975 г.
Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ в 1961 г.; Грузинская Православная Церковь — в 1962 г.
В эту организацью входят многие религиозные объединения, которые нельзя назвать Церквами: лютеране, англикане, григориане, старокатолики, евангелисты-баптисты, методисты, квакеры, реформисты, пресвитериане, конгрегационалисты и т.д. и т.п.
Какова же идеология экуменизма?
“Идеология, стоящая за экуменизмом, — идеология, которая относится к уже хорошо известным ересям: “Церковь Христова не существует, никто не знает истины, Церковь начинает строиться только сейчас…” (14, Введение).
Один из наиболее известных экуменистов, проф. В.В. Зеньковский, говорил в 1935 г.: “Церковь не явлена миру в полноте своей силы и правды, и лишь в результате экуменического общения мы сподобимся получить откровение о Церкви” (Вестник русского студенческого христианского движения. Янв., февр. 1935г.)
Экуменист проф. Илья Цоневский (Софийский университет) в 1947 г. говорил: “Природа Церкви и ее основные свойства самым тесным образом связаны с ее единством, потому что она есть Тело Христово и Христос ее Глава. Церковь не могла бы быть ни святой, ни кафолической (соборной), ни апостольской, если она не едина. Весь смысл и полное значение экуменического движения заключается в единстве Церкви; оно является его основой, а также и его задачей и осуществлением” (Духовная культура. 1947. Июнь. С. 31).
“Таким образом, экуменисты во главу угла ставят единство Церкви или Единую Церковь. Но в понятие “единая” они вкладывают свой неправильный, извращенный смысл, ибо под этой Единой Церковью они разумеют не только всех православных, но и всех инославных христиан, т. е. еретиков.
Эта экуменическая точка зрения совершенно расходится с православным взглядом, который под Единой Церковью всегда разумеет одних только истинно верующих православных людей. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную точку зрения считать православной, когда Вселенские Соборы всегда предавали еретиков анафеме, т. е. отлучению от Церкви? Очевидно, экуменисты в своем учении о Церкви не признают над собой авторитета Вселенских Соборов. Но это равносильно отрицанию авторитета всей Православной Церкви и признанию в данном случае единственным критерием истины своего собственного разума при отрицании православной веры в Церковь.
Такой же рационализм и такое же неверие в истинную Христову Церковь экуменисты вкладывают в свое толкование наименования Церкви Соборною. Мы вместе со святыми отцами называем Церковь Соборной, или Кафолической, или Вселенской потому, что “она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народностью, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов” (Пространный катехизис митрополита Филарета). Но экуменисты под этим наименованием Церкви разумеют не только истинно верующих православных христиан, но и всех еретиков.
Такое же заблуждение они обнаруживают и в своем отношении к наименованью Церкви Апостольскою. Как это ни странно, экуменисты относят к этой Апостольской Церкви и так называемые “христианские церкви”, которые совсем не имеют апостольского происхождения или преемства. Они считают все еретические исповедания принадлежащими к Апостольской Церкви, несмотря на то что Павел, величайший апостол, отлучает всех еретиков от Православной Церкви и предает их анафеме, говоря: “Аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет ” (Гал. 1, 8).
Но больше всего православные экуменисты погрешают против девятого члена Символа веры в отношении наименования Церкви Святой, когда включают в состав этой Святой Церкви еретиков. Церковь называется Святой потому, что она есть раздаятельница благодати Святого Духа, которая сообщается верующим в Таинстве Миропомазания при совершении над ними крещения.
Эта возрождающая, освящающая и спасающая благодать есть самое драгоценное и высшее для нас благо, ибо дарование ее нам было целью пришествия в мир Христа и Его крестных страданий и смерти… Симеон Новый Богослов говорит: “То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали Духа Святого и чтобы Он был как бы душой нашей души и чтобы действием Сего Духа мы освящались, обновлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам”.
Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святого Духа с ее святостью, — нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет Таинства Миропомазания. В крещении мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святого Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в Таинстве Миропомазания. В этом таинстве преподается нам Дух Святой со всеми Его дарами, возращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни.
Эта благодатная святая жизнь невозможна и для тех инославных христиан, которые хотя и имеют Таинство Миропомазания, но в силу отвержения их Православной Церковью за ереси благодать сия является у них недейственной и неспасительной.
Отсюда совершенно не правы православные экуменисты, когда в Святую Церковь включают всех еретиков…
Они смешивают воедино отдельных членов, членов Православной Церкви, как грешников и немощных людей, с инославными христианами и их “церквами”, полагая, что те и другие станут святыми через благодать Божью и через любовь общения.
Но между теми и другими существует огромная разница. Члены Православной Церкви, будучи грешниками, как бы ни были велики их грехи, всегда могут через Таинство Покаяния и при помощи действенной и спасительной благодати стать святыми — достигнуть истинной и совершенной благодатной святости. Но еретикам в отдельности или в целых группах, организациях эта святость никогда не будет присуща, ибо у них не действует благодать Таинства Миропомазания и благодать Таинства Покаяния. Еретики могут быть святыми только после покаяния или отречения от всех своих ересей и после воссоединения с Православной Церковью. Только тогда инославных христиан можно включить в состав Святой Христовой Церкви…
Однако толкование православными экуменистами наименования Церкви Святой, как и других ее наименований, не является одним только простым заблуждением. Это заблуждение в своей сущности есть ниспровержение нашей православной веры в Церковь. Последняя требует от нас веры в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, с тем чтобы мы все эти свойства прилагали только и исключительно к нашей Православной Церкви. А православные экуменисты не хотят ей оказывать послушания. В силу этого они до неузнаваемости искажают девятый член Символа веры. В итоге получается какое-то неестественное смешение истины с ложью, Православия с ересями, что приводит православных экуменистов к крайнему извращению истинного понятия о Церкви и настолько, что они, будучи членами Православной Церкви, в то же время являются членами экуменической церкви, точнее, какого-то вселенского еретического общества с его бесчисленными ересями. Следовало бы им всегда помнить слова Христа: “Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф. 18, 17).
Это непослушание православных экуменистов приводит их к заявлению, что “разделительные стены между Церквами не достигают до самого неба, до Христа – Главы, и не спускаются до самого сердца Церкви, до Святого Духа”.
Но эти разделительные стены, т. е. разделения Православной Церкви с еретиками, начали происходить на Вселенских Соборах. Происходили они в целях сохранения православной веры от гибели через смешение с пагубными ересями. Происходили эти разделения во исполнение слов Христа: “Мните ли, яко мир приидох дати на землю? Ни, глаголю вам, но разделение” (Лк. 12, 51). А также на Вселенских Соборах осуществлялись и слова нашего Господа, сказанные апостолам и их преемникам, стоящим во главе Православной Церкви епископам: “Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех” (Мф. 18, 18). Ясно, что эти разделения достигают самого неба. Каким же образом эти разделения не достигают Христа, когда они основаны на собственных словах Христа Спасителя?!
Затем догматические постановления Вселенских Соборов с анафемой против еретиков выносились на основе апостольских слов: “Изволися Святому Духу и нам” (Деян. 15, 28). Следовательно, постановления против еретиков исходили не только от св. отцов Вселенских Соборов, но и от Самого Духа Святого. Знаменательны в данном случае слова Христа, сказанные во время Его явления ученикам по воскресении: “Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся” (Ин. 20, 22—23).
Ясно, что анафема Вселенских Соборов, имевшая в своей основе слова Христа, накладывалась на еретиков совместно: и от Святого Духа, и от Церкви. Спрашивается, могут ли эти догматические разделения не достигать и Святого Духа, как от Него происшедшие?
Но и это не все. Из слов Христа: “Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси” явствует, что анафема на еретиков, т.е. отлучение их от Церкви, переходит в будущую жизнь и что все еретики после смерти идут в адские муки…
Православные экуменисты не только не слушают Православную Церковь, но даже открыто обвиняют ее в грехе разделения…
Но не Православная Церковь, а еретики создавали ереси. Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту православной веры. Если бы не было этой борьбы, то православная истина через смешение с еретической ложью перестала бы существовать, а вместе с этим исчезла бы и Православная Церковь с лица земли…
Трудно сказать, где более православные экуменисты отступают от Православной Церкви — в своих ли писаниях или же присутствуя на экуменических конференциях? Это присутствие является в своей сущности изменой нашему православному догматическому ученью о Церкви, выраженному в девятом члене Символа веры. Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют “все-церковной конференцией”, “собранием всех христианских церквей” и “единой святой Христовой церковью”, православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой “единой святой церкви Христовой” со всеми ее еретическими заблуждениями…
Кроме того, на всех экуменических конференциях происходит совместная молитва еретиков с православными. Но такая совместная молитва возбраняется святыми канонами нашей Церкви (10-е, 45-е и др. апостольские правила).
В своем толковании этого последнего правила епископ Смоленский Иоанн говорит: “Правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретическим духом, но и к охранению их от индифферентизма к вере и Православной Церкви, который легко может возникнуть от общения с еретиками в делах веры. Такое положение, впрочем, нисколько не противоречит духу христианской любви и терпимости, отличающему Православную Церковь, так как большая разница — терпеть заблудших в вере… и жить с ними во внешнем гражданском общении или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в Православие, но и сами в нем колеблемся”.
Св. Киприан, епископ Карфагенский, говорит, что еретики никогда не будут приходить к Церкви, если будут нами самими укрепляться в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Таинства…
Только в том случае православные представители могли бы присутствовать на экуменических конференциях, если бы устроители последних заявили Православной Церкви от лица так называемых христианских церквей, входящих в экуменическое движение, об их готовности отказаться от всех своих религиозных заблуждений и соединиться с ней в православной вере. Но заправляющие всем ходом экуменических конференций никогда таких заявлений не делали и не сделают, ибо инославные христиане и не думают отрекаться от своих ересей и воссоединиться с Православием. Не следует забывать, с каким упорством и фанатизмом еретики отстаивают свои религиозные убеждения. Соединение с Православной Церковью, как показывает действительность, нужно отнести к разряду единичных фактов, и притом весьма редких и исключительных. Будем всегда помнить пророческие слова Христа: “Сын Человеческий пришед, убо обрящет ли веру на земли” (Лк. 18, 8).
Ввиду всего этого у нас не может быть основания для надежды, что так называемые “христианские церкви” могут соединиться в вере с Православной Церковью. Мы должны ожидать большего и большего сокращения числа истинно верующих людей.
Впрочем, и сам главный экуменический совет совсем не помышляет о том, чтобы инославные христиане воссоединились с Православной Церковью…
За экуменическим движением стоят исконные враги Православной Церкви — масоны… Устроители экуменических конференций стремятся не к догматическому соединению всех так называемых христианских церквей с Православными Церквами, а к смешению тех и других, через отступление православных от своей веры и их экуменической дружбы с еретиками, в особенности с протестантами. А это смешение равносильно уничтожению Православия.
Конечно, в экуменическом вопросе мы не должны упускать из виду, что в самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы — диавол. В прежние века, возбуждая о Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами.
Однако раньше это дело смешения имело больше препятствий, чем ныне. Тогда у христиан была огненная ревность о православной вере, ибо последняя защищалась ими до мученической крови. Ныне православные объяты небывалым равнодушием к своей вере, что так ненавидит Господь, сказавший: “О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих” (Апок. 3, 15—16). Тогда за ревность о вере и чистоту христианской жизни православные имели от Бога ведение. Богословски непросвещенный народ в лице даже простых женщин спорил на рынках: единосущен или подобосущен Христос Своему Божественному Отцу? Ныне среди православных царствует всеобщее ослепление в вопросах веры. Пользуясь всем этим, экуменическое движение быстро разрастается по лицу всей вселенной, пленяя в свои хитросплетенные сети даже Православные Церкви…
Памятуя сущность экуменизма и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь — отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преподобного Серафима: “Горе тому, который хотя на одну йоту отступил от святых Вселенских Соборов”. Здесь мир, враждебный Христу и Его Святой Православной Церкви. Поэтому дружба с этим миром есть, по словам апостола, “вражда против Бога” (Иак. 4, 4).
Наша Святая Церковь всегда боролась с ересями, и даже до крови. Но людей, впавших по внушению диавола в ереси, Православная Церковь всегда жалела, движимая любовью к ним, она налагала на них епитимью, вплоть до отлучения от церковного общения. Однако она никогда не прекращала и не прекратит своей молитвы, этого дыхания благодатной истинной любви, о вразумлении и обращении еретиков на путь спасительной истины. Вот как Святая Церковь учит нас молиться о них: “Отступившия от православныя веры, и погибельными ересьми ослепленные, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей, Соборней Церкви причти” (молитва на поминовение живых, Молитвослов).
Таким образом, Святая Церковь различает самые ереси, требуя бескомпромиссной борьбы с ними, от людей, впавших в эти ереси, всегда простирая к ним свои материнские любвеобильные объятия…
Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?” (2 Кор. 6, 14—15). “Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых” (Пс. 1, 1)…” Архиепископ Серафим (Соболев) (10).