Каково всегда было отношение церкви к еретикам
По учению отцов и учителей Церкви, ересью называется такое лжеучение, которое подрывает самые основы христианского вероучения, искажает догматы веры и совершенно отчуждает своих последователей от Православной Церкви… как говорит св. Василий Великий: еретик — тот, кто верой чужд.
“До самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое откровение? — Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если б даже он говорил, что ангел или какой-либо дух говорит ему, и тогда надо с твердостью отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. “Един Господь, едина вера, едино крещение”, — учит апостол (Еф. 4, 5). Какой еще иности в вере и Богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он иного Иисуса — иной образ спасения проповедует, его же не проповедали апостолы, или иного духа предлагает принять, коего не принимали доселе, или к иному благовестию склоняет, коего не было слышно прежде (2 Кор. 11, 4)? — Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свой спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах — проповедниках новых учений: пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: “Возлюбленные, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть дух антихристов, его же слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже” (1 Ин. 4, 1—3)”. Святитель Феофан Затворник (1, 729—730).
“Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа” (6, письмо 30).
“Что ересь заключает в себе отвержение Христа, о том сказал св. апостол Петр во втором послании своем: “В вас будут лживии учителие, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся” (2 Пет. 2, 1). Всякая ересь есть отвержение Искупителя. Самая иконоборная ересь, по наружности отвергающая только икону Христову, в сущности отвергает вочеловечение Христово, следовательно отвергает Искупителя и искупление. Отвержение христианских таинств, без очевидного отвержения Христа, в сущности, есть отвержение Христа: при отвержении таинств прекращается и уничтожается существенное общение со Христом”.
“Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душей, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь — грех ума. Ересь — более грех диавольский, нежели человеческий: она — дщерь диавола, его изобретение, — нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь — злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересью он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха — богохульства. Кто прочитает со вниманием “Деяния соборов”, тот легко убедится, что характер еретиков — вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, — увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, упорно держится в зараженной ей душе — и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого: она или хулит догмат Святого Духа, или действие Святого Духа, но хулит непременно Святого Духа.
Сущность всякой ереси — богохульство…
Замечательно: все древние ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшие наиболее стремятся отвергнуть действия Святого Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную литургию, все таинства, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святого Духа…” Святитель Игнатий (Брянчанинов) (6, письмо 28).
Святые отцы Церкви всегда учили остерегаться и удаляться от еретиков.
“Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом. Для них есть только один врач… Господь наш Иисус Христос” (3, 104).
“Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, — питайтесь одной христианской пищей, а от чуждого растения, какова ересь, — отвращайтесь. К яду своего учения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине. Не знающий охотно принимает ее и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть” (3, 121).
“Не обольщайтесь, братья мои! Растлевающие домы Царствия Божия не наследуют. Но если делающие это в отношении к плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли более, — если кто злым учением растлевает веру Божью, за которую Иисус Христос распят? Такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает”. Священномученик Игнатий Богоносец (3, 108).
“Быть еретиком — значит быть в отлучении от Бога”. — Рассказывали об авве Агафоне следующее: “Пришли к нему некоторые иноки, услышав о великой его рассудительности. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: ты — Агафон? мы слышали о тебе, что ты гордец? — Он отвечал: да, это правда. Они опять спрашивают его: ты, Агафон, пустослов и клеветник? — Он отвечал: я. И опять говорят: ты, Агафон, еретик? — Он отвечал: нет, я не еретик. Затем спросили его: скажи нам: почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес? Он отвечал им: первые пороки я признаю за собой, ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком, значит быть в отлучении об Бога; но быть отлучником от Бога я не хочу. Услышав это, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание”.
“На путь язык не идите и во град Самарянский не внидите” (Мф. 10, 5). Нам это надо понимать в отношении к еретикам: итак не войдем в церкви их, ни в жилища их. Но где будет сын мира, семя благочестивое, там и пристанем, там и пищу принимать будем, как и в предыдущие годы. Будем беречься от притворяющихся держащими истину, которые говорят, что они правые руководители, но не суть таковы, а заблуждаются, “прельщающе и прельщаемы” (2 Тим. 3, 13), “ихже суд праведен есть” (Рим. 3, 8). Будем хранить веру неуклонной и жизнь непорочной, не умаляя и не оскорбляя одной другой, но в той и другой пребывая целыми и совершенными”. Преподобный Феодор Студит (13, 364).
“От святого Поликарпа Смирнского слышали, что Иоанн, ученик Господа, в Ефесе, пришед в баню и увидев в ней Керинфа (известного еретика), выбежал из бани, не мывшись, и сказал: убежим, чтобы не упала баня, потому что в ней враг истины Керинф”. И сам Поликарп при встрече с Маркионом, сказавшим ему: “Знаешь ли меня?” — отвечал: “Знаю первенца сатаны”. Такую осторожность имели апостолы и их ученики, чтобы даже в слове не иметь общения с кем-либо из тех, которые искажали истину, как и Павел сказал: “От еретика — человека отступай после первого и второго вразумления, зная, что таковый развратился и согрешает, будучи самоосужден (Тит. 3, 10—11)”, Священномученик Ириней Лионский (3, 632).
“Когда кто из знаемых твоих держится еретических мудрований, увещай его познать правую веру, но не состязайся с ним и не желай слышать, как он мудрствует, чтобы не заразиться ядом его. Если он пожелает услышать истину веры, приведи его к святым отцам, которые могут оказать ему пользу о Христе. Таким образом ты поможешь ему по Богу без вреда себе. Но если он по первом и втором увещании не исправится, то такового, по слову апостола, отрицайся (Тит. 3, 10)”. Преподобные Варсоно-фий Великий и Иоанн Пророк (13, 130).
“Грешно не только читать, но даже держать у себя неправославные книги, например еретические и раскольнические. Пресвитер Кириак, державший в своей келлии еретические сочинения Нестория, был вразумлен в своей виновности следующим видением: он видел стоявшую около своей келлии жену, одетую в багряницу, и с ней двух мужей, в коих он узнал Пресвятую Богородицу и сопутствовавших ей Иоанна, Предтечу Господня, и Иоанна Богослова. В неизреченной радости бросился благоговейный пресвитер к стопам Богоматери и просил посетить его келлью, но Она не согласилась, несмотря на его слезные просьбы, и наконец сказала: “Как же хочешь ты, чтобы я вошла к тебе, когда ты в своей келлии держишь врага Моего?”
Пробудившись от сна, Кириак в глубокой скорби начал размышлять: “Кто бы мог быть врагом Пресвятой Богородицы? Кроме меня, со мной никого не было в келлии”. Чрез несколько времени, занявшись чтением книг, пресвитер нашел между ними поучения еретика Нестория, осужденного на III Вселенском Соборе за то, что называл Пресвятую Богородицу не Богородицей, а Христородицей, как бы от нее родился простой человек, а не вместе и Бог. Теперь только Кириак понял, кто был в его келлии враг Пресвятой Богородицы. Он тотчас сжег еретическую книгу, сказав: “Пусть же с этих пор не будет у меня врага Пресвятой Богородицы” (1).
В житии великого отца Египетской пустыни преподобного Паисия Великого (память 19 июня) мы находим поразительный пример тому, как легко утратить благодать Божию.
Дело было в Египте. Однажды ученик его отправился в город, чтобы там продать рукоделие свое. На пути туда повстречался он с евреем, который, приметив его простоту, начал соблазнять его, говоря так: “Возлюбленный, зачем ты веруешь в простого Человека, который к тому же распят на кресте? Он ведь совсем не ожидаемый Мессия. Должен прийти другой, а не Он”. Ученик, будучи слаб умом и прост сердцем, начал прислушиваться к этим словам и даже посмел сказать: “Может быть, ты говоришь правду”. И вот он вернулся в пустыню, преподобный Паисий отвернулся от него и ни слова не сказал ему. Наконец, после долгих упрашиваний ученика, преподобный сказал ему: “Кто ты такой? Не узнаю тебя. Тот ученик мой христианин, и благодать святого крещения была на нем, а ты не таков, — если ты и в самом деле мой ученик, то благодать св. крещения оставила тебя, и образ Христа в тебе уничтожен”. Ученик в слезах поведал о своем разговоре с евреем, на что преподобный отвечал: “О несчастный! Что может быть хуже и подлее тех слов, которыми ты отрекся от Христа и Его Божественного крещения? Теперь иди и плач над собой как хочешь, у меня же тебе нет места, имя твое записано среди имен, отрекшихся от Христа, и вместе с ними тебя ждут осуждение и муки”. Услышав от преподобного такой приговор, ученик исполнился покаянием, и в ответ на его мольбы преподобный ушел в затвор для молитвы. Он умолял Бога простить ученику его грех. И услышал Господь молитву преподобного и даровал ему знамение, что прощен ученику грех его. И тогда преподобный предостерег его: “Чадо, воздай славу и благодарение Христу Богу нашему со мной за то, что нечистый богохульный дух изгнан из тебя, и вместо него Дух Святой низшел на тебя и восстановил в тебе благодать св. крещения. И вот, храни себя теперь, дабы из-за лености и беспечности не впасть тебе снова во вражеские сети, ибо, согрешив, должен ты будешь гореть в огне геенны”. Житие преподобного Паисия Великого.
“Ныне, когда гонители не продолжают гонение за Христа, нам надлежит пророческого послушаться слова: “изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь” (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 17). Если иные действуют в сем отношении, они сами за себя дадут Господу ответ в день суда. Мне же кажется, что идти вместе с ними есть то же, что безразличничать в отношениях своих к еретикам”. Преподобный Феодор Студит (13, 371).