3.3. Тайное униатство – новая доктрина борьбы с православием
Ватикан: натиск на Восток. — М., 1998.
Меняются времена — меняется и стратегия борьбы католицизма с православием.
Сегодня в Ватикане хорошо понимают, что агрессивная миссия и насаждение латинства может вызвать только ответные антикатолистические настроения в православной среде, а это весьма нежелательно для продвижения идеи “воссоединения церквей” под главенством “святого престола”. Поэтому в последние десятилетия униональная стратегия Ватикана в отношении России заключается в том, чтобы открыто не заниматься откровенным латинским прозелитизмом среди отдельных русских “схизматиков”, а повторить попытку навязать унию по “образцу” изменника Православной веры митрополита Киевского и всея Руси Исидора (XVI.): подчинить римскому “первосвященнику” — “викарию Иисуса Христа” сразу всю Русскую Церковь, оставляя за ней право не принимать никаких других латинских догматов и нововведений и тем самым как бы сохранить свою “восточную чистоту” — православный византийский обряд, уклад церковной жизни, каноническое право и даже православные догматы, с добавлением лишь признания примата римского папы. Причём признание папского примата должно заключаться даже не в поминовении папы за литургией, а “всего лишь” в утверждении Римом избранного первоиерарха Русской Церкви.
Ради этой цели поглощения Православия — Ватикан и использует метод проникновения в православную иерархию тайных униатов (или, что тоже, “тайных католиков”), которые, формально оставаясь в лоне православия, вели бы среди своей паствы прокатолическую пропаганду. Главным рупором католической пропаганды в России является “Христианский церковно-общественный канал” (радиостанции “Благовест”, “София” и др.), размещающийся на факультете журналистики МГУ (“Экуменический Центр апостола Павла”), финансирующийся католическим фондом “Помощь церкви в беде”. Этот факт не скрывает и руководство радиоканала в лице его мецената — проживающей в Париже католички г-жи Иловайской-Альберти и главного редактора прот. Иоанна Свиридова. В результате щедрой помощи этого фонда “христианский радиоканал” имеет возможность вещать семнадцать часов в сутки! Как отмечалось в Обращении московского духовенства к Святейшему Патриарху Алексию II, “составители передач этого радиоканала постоянно заявляют, что радиопрограммы составляются православными и католиками с целью лучшего ознакомления с вероучением и жизнью обеих Церквей-“сестёр”, однако в целом передачи “Христианского церковно-общественного канала” носят католический характер: сообщаются последние новости из Ватикана, рассказывается о католических праздниках и святых, делаются обзоры папских энциклик, многие события общественной и политической жизни комментируются с католической точки зрения”. Вокруг этого радиоканала и объединяется немногочисленная группа сторонников церковного “обновления”, как они себя называют, хотя речь идёт не об обновлении, а, скорее, о сближении с современным католицизмом. “Православные” священнослужители (главным образом из храма свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке) по этой католической радиостанции нередко говорят об “исторических предрассудках Православия”, состоящих, по их мнению, в нежелании сближения с римо-католиками под главенством папы. Из уст этих, так сказать, православных клириков часто звучит защита догматических лжеучений католицизма, апология латинских святых, униатское толкование многих церковных канонов и просто сомнительные высказывания, не имеющие ничего общего с вероучением Православной Церкви. Подвергаются ревизии, называются сомнительными и даже ошибочными творения святых Отцов, их согласная отрицательная оценка католицизма объявляется устаревшей и безграмотной. Предлагается переход нашей Церкви на католический григорианский календарь.
Однако, следует подчеркнуть, что симпатии и тяготения к католицизму у этих “православных” клириков (как и у всех “православных” неообновленцев и экуменистов) носят скорее всего внешний характер. Католицизм для них — это лишь более “современный”, секуляризованный и комфортный вид христианства, не требующий особых жертв и оправдывающий человеческие страсти.
Подобно “православным” клирикам во главе с протоиереем Иоанном Свиридовым, прокатолические идеи проповедует и известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор). По мнению о.Зинона, нововведения Римской церкви “существа веры не искажают, а только выявляют особенности латинской традиции.” Это высказывание отца Зинона явно противоречит учению Православной Церкви, выраженному как в Окружном послании Восточных Патриархов 1848г., так и в согласном мнении святых Отцов, определявших “безвинные”, с точки зрения о.Зинона, нововведения Римской церкви как ереси, повлёкшие к отпадению Рима от Единой Вселенской Апостольской Церкви.
Впрочем, для самого архимандрита Зинона эти послания Восточных Патриархов и святоотеческие высказывания — всего лишь частные богословские мнения (в отличии, видимо, от мнений самого отца Зинона), а потому архимандрит Зинон, считая еретиков-католиков вполне православными, позволял им совершать У себя в Мирожском монастыре латинские мессы и сам причащался с ними облатками, что является характерной чертой доктрины криптокатолицизма.
Необходимо отметить, что понятие “тайный католик” не предполагает формального разрыва с Православной Церковью: тайный переход в католичество означает негласное принятие духовного лица в сущем сане в лоно т.н. “Вселенской церкви”, то есть в евхаристическое общение и иерархическую связь с римским епископом (папой); при этом продолжается служение в Православной Церкви в прежнем сане и должности с целью постепенного насаждения среди прихожан и, возможно, духовенства симпатии к Западной “Матери-церкви” (римскому “святому престолу”) и к католическому вероучению. Делается это очень осторожно и, часто, незаметно для неискушенных в богословских вопросах. Ещё в начале XX века папа Пий X разрешил принимать в унию православное духовенство с оставлением их на занимаемых местах при православных храмах, под юрисдикцией православных архиереев и петербургского Синода; на литургии было разрешено не произносить Filioque, не поминать папу, разрешалось молиться за Святейший Синод и т.п. (К.Н.Николаев. Восточный обряд. Париж. 1950. С.62). Характерной особенностью “криптокатолицизма” т.е. тайного католицизма является практика или, по крайней мере, поощрение причащения и в католических, и в православных храмах.
Именно тайное униатство отдельных священников или даже епископов должно, по замыслу ватиканских аналитиков, обеспечить дело унии с т.н. “апостольским римским престолом”. Создать внутри Русской Православной Церкви прослойку архиереев и священников, симпатизирующих католическому вероучению и служащих делу заключения новой унии — вот основная задача Ватикана на современном этапе борьбы с Православием.