Католицизм – православный взгляд или католическая церковь как она есть

Приветствие Святейшего Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI

Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси и Отец Алексий!

Преосвященные архипастыри и боголюбивые почетные гости!

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси и возлюбленный наш Брат во Христе Алексий соблаговолил пригласить Главу Армянской Национальной Апостольской Церкви на столь знаменательное историческое празднование 500-летия национально-религиозного самоутверждения великого русского народа и его родной Святой Православной Церкви.

Эчмиадзинский Патриарх и Католикос всех армян воистину рад за счастливую возможность личного живого духовного общения с преславным Первосвятителем, преосвященными пастырями и христолюбивыми мирянами Русской Православной Церкви.

Мы искренно рады также за счастливую возможность непосредственного общения и братского лобзания со славными Главами и достойными Представителями иных Православных Церквей.

Стихийно-непреодолимой волей великого русского народа, политической мудростью ясновидящего суверена Московской Руси и боговдохновенным постановлением ревновавших о Православии русских епископов 500 лет тому назад Митрополитом Киевским и всея Руси был избран великий печальник земли родной — епископ Рязанский, Блаженнейший Иона. Святой престол Российского Митрополита достойно и по Божьему праву занял преславный русский епископ, избранный русскими епископами, независимо от Константинопольского греческого Патриарха и свободно от цезаристских поползновений византийских императоров.

Великая Русская Православная Церковь и до этого бывшая народной по духу и национальной по деяниям, отныне стала твердо и бесповоротно автокефальной — самостоятельной канонически и независимой иерархически.

Освободившись полностью и навсегда от церковно-политической супрематии государственно потрясенной и обреченной, морально неустойчивой и в правоверии нестойкой Византии, великая Русская Святая Православная Церковь с былой испытанной беззаветностью, с новой силой и с большей уверенностью приступила к славному делу духовного просвещения и морального воспитания русского народа, к развитию и укреплению Русской земли, безопасности и мощи Российской Державы.

На сегодняшних исторических торжествах, перед духовным взором каждого из нас, встают, как живые, светлые образы великих печальников русского народа и святых подвижников Русской Православной Церкви — Митрополитов Петра и Алексия, Ионы и Филиппа, Патриарха Гермогена, Филарета и других первосвятителей и пастырей, отдавших свой светлый ум, благородное сердце, чистую веру, горячую любовь, добрую волю, а иные из них и жизнь свою святую во многовековой борьбе за собирание Руси, за свободу родной земли, за национальную консолидацию русского народа, за политическую мощь Российского государства, духовное просвещение и моральное усовершенствование чад Церкви Православной.

Не перевелись на Святой Руси, на нашей столь счастливо обновленной Родине, печальники народа и подвижники Церкви. В сей исторически торжественный час незримо встает светлый образ духовного подвижника, который праведно жил, творил, горел и догорел в наши дни и среди нас — святой образ великого старца, Блаженнейшего отца Сергия, Патриарха Московского и всея Руси, своей жизнью и деяниями стяжавшего любовь народа, уважение власти, добрую память во веки и вечное блаженство на небесах.

Да будут памятны и вечны их великие деяния!

Да будет вечная память печальникам народа и подвижникам Русской Православной Церкви!

Освободившаяся от старых цепей царской автократии и всемерно пользуясь защитой Великой Хартии религиозной свободы — Конституции Союза ССР, верная православной вере, евангельской правде и святым заветам праведников и подвижников, Русская Православная Церковь, ныне возглавляемая известным всему православному миру своими богоодаренными высокими качествами и горячей религиозной ревностью, всенародно почитаемым Святейшим Патриархом и Отцом Алексием, — усердно, плодотворно и вдохновенно творит богоугодное дело на ниве религиозного воспитания народа, на благородном поприще мирного созидательного труда и на поле борьбы за право и правду, за свободу и демократию, за мир и счастье всего мира, за евангельскую любовь и христианское братство всех народов.

Мы, всенародно и единогласно избранный Глава древней, Национальной и Апостольской Церкви Армянской, от имени своей паствы, как счастливо обретающейся в Великой Стране Советов, так и трагически странствующей на чужбине и веками тоскующей по горячо любимой исторической Родине, в сей час торжественный и перед лицом всего мира от всей души и любовно провозглашаем:

Хвала и слава великой и Святой Русской Православной Церкви!

Хвала и слава великому Патриарху Московскому и всея Руси возлюбленному всеми нами Брату Святейшему Алексию!

Хвала и слава достойным пастырям и всему христолюбивому воинству православному!

Черные силы социальной неправды, политической реакции, национального порабощения и религиозной вражды не дремлют. При виде героической борьбы народов за свое право и правду, свободу и счастье, они коварно злоумышляют новые сатанинские заговоры и бешенно куют новые кандалы для пробуждающихся народов. “Divide et impera” (разделяй и властвуй) — этот римско-византийский цезаристский политический завет остается и ныне руководящим принципом и основой политической мудрости международной реакции.

Как всегда в прошлом, так и ныне, черные силы антисоветской реакции не забывают также Армянскую Церковь, заведомо зная, что многовековая древнейшая Национальная Церковь числом скромного, но духом стойкого героического гайканского народа, веками снискала и ныне пользуется особым сочувствием передового человечества. “Советская власть и Русская Православная Церковь посягают на независимость и национально-самостоятельное бытие Армянской Церкви” — всуе глаголют враги наши, говоря, что на предстоящем церковном Соборе в Москве якобы будет оформлена ликвидация Армянской Церкви.

Мы, престарелый Первосвященник и Глава Армянской Национальной Апостольской Церкви, несмотря на свои недуги, любовно приняли трогательно-любвеобильное приглашение возлюбленного нашего Брата, дабы своим личным присутствием и выступлением на сем великом Соборе выразить свою глубокую и искреннюю симпатию, любовь Русской Православной Церкви, могучей Советской власти и великому русскому народу и во всеуслышание разоблачить этот новоизмышленный политический навет на Советскую власть и Русскую Православную Церковь.

Армянский народ принял христианство как государственную религию еще в 303 г. Эчмиадзинскому Патриарху и Католикосу всех армян во многовековой и многострадальной истории армянского народа выпала великая славная доля — быть не только религиозно-духовным руководителем верующей паствы и организатором народного просвещения и морального воспитания народа, но и защитником идеи национальной государственности, хранителем и вдохновителем национально-освободительных традиций, заступником священных прав Армении, Армянской Церкви и армянского народа. В Эчмиадзинском престоле исторически нераздельно воплощена эта двуединая идея — правда: идея национально-религиозной независимости и идея национально-политического самосознания и самоутверждения. Более чем полуторатысячная история Армении и Эчмиадзинской Национальной Церкви — небывалая по героизму и непрерывная мартирология. В этом историческая тайна и неисчерпаемый источник беззаветной любви и привязанности армянского народа, даже инославных армянских меньшинств, к Национальной Церкви и первопрестольному Эчмиадзину.

Тысячелетней трагически славной истории Армении и армянской истории известны бесчисленные грозные покушения и жестокие преследования Армянской Церкви. Не только языческий и фанатический ислам, но еще более коварно и беспощадно, опираясь на военно-полицейские силы могучих государств, огнем и мечом беспощадно жестоко обрушивались на армянский народ и его национально-независимую Церковь иезуиты-латиняне.

Хвала и честь великой и Святой Русской Православной Церкви, которая, несмотря и вопреки “обрусительной” политике всесильной царской автократии, никогда не покушалась на религиозную совесть и национально-церковную независимость армянского народа и на его святая святых — Эчмиадзин.

Да знают политиканствующие инсинуаторы и их закулисные инспираторы, что под верной защитой великой Советской Конституции первопрестольный святой Эчмиадзин ныне переживает новую эру своего национально-религиозного возрождения и свободного процветания.

Да знают все и всякие безумные любители антисоветских, антиправославных и антиармянских измышлений и фальсификаций, что в Великой Стране Освобожденного Труда нет господствующей Церкви или неполноправных Церквей, что в Стране Советов Церковь отделена от государства, что все религиозные общины равны перед законом, что ни одна Церковь не. пользуется исключительными преимуществами и привилегиями, что национальная дискриминация и религиозные преследования являются тягчайшими преступлениями, что воистину дорожащая своей автокефалией великая Святая Православная Церковь питает благородную симпатию к Армянской Национальной Апостольской Церкви, ее каноническо-иерархической самостоятельности и первопрестольному Эчмиадзину.

На этом святом взаимном доверии, уважении и любви основано, развивается и укрепляется истинно-христианское, молитвенно-духовное общение двух правоверных Церквей и братское евангельское содружество верующих христолюбивых наших чад.

Вечная слава великому и благородному русскому народу и его родной Православной Церкви!

Аминь!

Святейший Патриарх Алексий: Слово для доклада на тему: “Пятисотлетний юбилей автокефалии Святой Русской Православной Церкви” предоставляется доценту Московской Духовной Академии Н. И. Муравьеву.