Слово Святейшего Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай: Я прошу у Святейшего Патриарха Юстиниана, председательствующего на нашем настоящем заседании, слова о повестке дня.
Святейший Патриарх Румынский Юстиниан: Слово для заслушания повестки дня предоставляется Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай:Сейчас мы заслушали два доклада об англиканской иерархии и тем самым исчерпали повестку еще вчерашнего дня.
Сегодня предстоит заслушать доклады по двум вопросам: «О церковном календаре» и «Об экуменическом движении».
Разрешите предложить повестку сегодняшнего дня:
1. Доклад доцента Московской Духовной Академии А. И. Георгиевского (Москва): «О церковном календаре».
2. Доклад от Болгарской Церкви архимандрита Мефодия: «О реформе календаря».
3. Доклад от Румынской Церкви профессора-протоиерея Петра Винтилеску: «Некоторые соображения в связи с исправлением календаря». Читает на русском языке доцент Московской Духовной Академии Н. П. Доктусов.
4. Доклад от Румынской Церкви профессора-протоиерея Иоанна Комана: «Православная Церковь и экуменическое движение».
Читает на русском языке протопресвитер о. Н. Колчицкий.
5. Доклад от Болгарской Церкви Блаженнейшего Экзарха Стефана: «Экуменическое движение и Православная Церковь».
6. Доклад от Русской Православной Церкви протоиерея Г. И. Разумовского: «Экуменическое движение и Православная Церковь».
По объему эти шесть докладов, меньше прослушанных нами ранее. Мы предполагаем уложиться в рамках времени, предназначенного для сегодняшнего пленарного заседания. Повестка принята.
Святейший Патриарх Румынский Юстиниан: Его Святейшество, Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI предварительно произнесет свою речь о католичестве и дополнит наши суждения по этому вопросу своим докладом.
Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI: Ваше Святейшество, Патриарх Московский и всея Руси, Отец Алексий!
Преосвященные Архипастыри и боголюбивые почетные гости!
Христианская Церковь универсальна — едина в общении in spiritualis и в charitas in omnibus. Истинне-христианское, вселение-церковное общение священный идеал каждого искренне верующего христианина, мыслимое и осуществимое только на основе евангельской братской любви верующих, духа терпимости и взаимного доверия религиозных общин, признания равноправия и уважения к свободе, автокефалии, самостоятельности поместных Церквей со строгим и честным соблюдением мудрых правил — unitas in necessariis et libertas in dubiis.
Коварным и вековым врагом идеала универсального духовного общения была и ныне остается Римско-католическая Церковь с принципом: «вне Римско-католической Церкви нет вечного спасения», с политикой автократической исключительности, с духом слепой нетерпимости, с кощунственной догмой непогрешимости ватиканского властелина, с иезуитской моралью «цель оправдывает средства», с индульгенцией и инквизицией, с индексами и силлабусами и с антихристианскими претензиями на универсальное церковное господство.
Таковы исторические традиции, религиозные верования и моральные принципы Церкви, дерзающей на монополию универсальной иерократической супрематии и канонического — догматического правоверия.
Крупнейший в мире землевладелец и банкир, капиталист и колонизатор,— Римско-католическая Церковь с Ватиканом в центре, давно перестала быть свободной христианской общиной, превратившись в могучую и вездесущую социально-политическую организацию со всеми атрибутами и аксесуарами великой реакционной и агрессивной державы.
Поэтому борьба с Римско-католической Церковью с ее иерархически-политическим центром Ватиканом — морально-религиозный долг каждого истинно верующего христианина и всякой церковно-религиозной общины.
Армянский народ в процессе многовековой трагически- героической борьбы с неисчислимыми коварными и жестокими врагами выковал) и выстрадал свою родную Церковь — апостольскую по происхождению, самостоятельную догматически, независимую канонически, демократическую по организации и национальную по исторической судьбе, но одновременно всегда и всюду признававшую за каждой поместной церковью и религиозной общиной неотъемлемое и святое право на свободу и независимость, как единственно необходимое условие и истинне евангельская основа обще-христианского духовного общения и грядущего универсального собратства свободных и равноправных церквей.
На эту именно Национально-Апостольскую Церковь обрушились латиняне со времен крестовых походов и, продолжая свою агрессию в течение многих веков, особенно усилили ее в наши дни в странах, где в бесправии и нищете временно обитают и странствуют стотысячные армяне-скитальцы — обездоленные жертвы панисламистского фанатизма и паноттоманской кровавой деспотии. Льстиво-соблазнительные обещания помощи и спасения народу, веками окруженному беспощадной жестокой вражеской стихией, народу, веками и непрерывно терзаемому неисчислимыми ордами кровожадных тиранов, узурпаторов, временщиков — такова была первоначальная тактика латинян.
Не останавливаясь ни перед чем и не брезгуя никакими средствами, Римско-католическая Церковь, помимо соблазнительно-обманчивых посулов, иезуитской изворотливой агитации, коварных интриг, щедрых подкупов, прибегала и к прямым действиям — кровавым насилиям. Для ловли армянских душ римские первосвященники опирались не только на ландскнехтов и кондотьеров Фридриха Барбароссы, не только на интриганствующую дипломатию Наполеона III или Франца-Иосифа, но и на фараонов иранских шахов и янычаров турецких султанов.
В наши дни в странах Арабского Востока и Средней Азии, в местах концентрации армян-скитальцев, орудует против Советского Союза и Советской Армении, армянского народа и Армянской Национальной Церкви испытанный в антисоветских деяниях кардинал Агаджанян, родом из Ахалцихе и бывший в 1919—1921 г. папским викарием в Грузии. Сей любимый кардинал Пия XII открыто выступает против великого и гуманнейшего дела репатриации армян в Советскую Армению и против воссоединения захваченных Турцией армянских вилайетов с Армянской ССР.
Духовно разложить и национально обезличить армянскитальцев, так сильно тоскующих по любимой Родине, широко открывшей свои двери перед братьями по крови и культуре — такова тактика Агаджаняна.
Римско-католической Церкви нужны для религиозного прозелитизма нищенствующие и бесправные массы, мытарствующие без просвета, надежды, перспектив. Эти же нищенствующие и бесправные массы нужны также магнатам-королям нефти на Ближнем Востоке. Охота за душой и вербовка рабского труда — вот в чем источник и смысл антисоветской и антиармянской агрессии Римско- католической Церкви и ее правоверного служителя.
Верные сыны армянского народа и его Национальной Церкви, представители Эчмиадзинского Патриарха-Католикоса на чужбине самоотверженно отстаивают и защищают свободу и независимость Родной Церкви, священное право сородичей-скитальцев на репатриацию в Армению.
Много и много видел на своем веку и столь долгом и трагическом пути своем армянский народ, беззаветно и героически отстаивая свое первородное святое право на религиозную свободу и национально-церковную независимость. Римско-католической Церкви, несмотря на всю ее материальную — политическую мощь, активную помощь держав, не удалось и не удастся оторвать армянский народ от своей Национальной и независимой Апостольской Церкви.
На сем великом Соборе Русской Православной Церкви, где так авторитетно, громко и воистину возмущенно звучит голос разума и совести великого братского верующего народа, да будет услышан голос и древнейшей Армянской Национальной Апостольской Церкви во имя евангельского духовного общения и равноправно свободного объединения поместных Церквей и религиозных общин против антихристианской, церковно-политической агрессии Ватикана.