О папской непогрешимости
Вопрос: Правильно ли утверждают католики, будто римский папа не может ошибаться, когда рассуждает о вере?
Ответ: Нет, неправильно, так как были папы, которые несомненно погрешали в вере.
Вопрос: О каких известно папах, которые погрешали в вере?
Ответ: Известно о папе Викторе (192), который одно время одобрял ересь монтанскую; известно о папе Либерии, который согласился на осуждение св. Афанасия и решился принять арианство для того, чтобы быть возвращенным из ссылки и получить прежнюю кафедру (358). Известен папа Гонорий (625), который придерживался монофелитской ереси, за что и был осужден.
Вопрос: Почему еще нельзя признать за римским папой непогрешимости в суждении о вере?
Ответ: Потому что Господь наш Иисус Христос только всей Церкви вверил эту непогрешимость; отдельный же человек всегда может погрешить в вере и изложить ошибочное суждение.
Вопрос: Как заповедал об этом Господь наш Иисус Христос?
Ответ: Он сказал: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… Если же не послушает, возьми с собой еще одного, или двух, дабы устами двух, или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви; а если Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).
Вопрос: Почему только всей Церкви, а не отдельному какому-либо лицу, Господь вверил непогрешимость в делах веры?
Ответ: Потому что только Церковь, по учению апостола, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). Кроме того, папы бывали часто тяжкими грешниками, чего не отрицают и паписты, а такие люди не могут познать Божию истину.
Вопрос: Откуда это видно?
Ответ: Это видно из Слова Божия, которое свидетельствует, что «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо Святой дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований и устыдится приближающейся неправды» (Прем. Солом. 1, 4-5).
Вопрос: Признавала ли древняя Церковь непогрешимость римских пап в делах веры?
Ответ: Нет, не признавала.
Вопрос: Откуда это видно?
Ответ: Это видно из того, что когда появлялись в Церкви еретики и начинались суждения о вере, Церковь никогда не полагалась на голос отдельного лица, а созывала всегда Вселенские Соборы.
Вопрос: Но, может быть, Вселенские Соборы руководились голосом римских пап?
Ответ: Нет; папы даже не являлись на Соборы, а посылали своих заместителей, которые никогда не занимали первенствующего положения.
Вопрос: Какие святители председательствовали на Соборах?
Ответ: На 1-м Вселенском соборе председатель был епископ Осия Кордубский;
на 2-м – председательствовали один за другим святители восточные: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов, Тимофей Александрийский и Нектарий Константинопольский;
на 3-м – св. Кирилл Александрийский;
на 4-м – Анатолий Константинопольский;
на 5-м – Евтихий Константинопольский;
на 6-м – сам греческий император Константин Пагонат (668-685);
на 7-м – Тарасий, патриарх Константинопольский.
Вопрос: Признавалась ли непогрешимость пап в вере по крайней мере в древней Западной Церкви?
Ответ: Не только древняя Западная Церковь не признавала непогрешимость пап в вере, но даже после отделения Запада от Вселенской Церкви Латинские соборы судили и низлагали пап. Так, собор Пизанский (1409) низложил пап Григория 12-го и Бенедикта 12-го; собор Констанцский (1414-1418) лишил сана папу Иоанна 23-го.
Вопрос: Когда было объявлено в Латинской Церкви учение о папской непогрешимости?
Ответ: Учение это было объявлено на Ватиканском соборе в Риме в 1870 году.
Вопрос: Что должно сказать об этом учении?
Ответ: Учение это новоизмышленное, противное Св. Писанию и Преданию Церкви.