3. Учение об нахождении Святого Духа
Вопрос: Что говорит святоотеческое учение об исхождении Святого Духа?
Ответ: В Никео-Цареградском Символе веры (325 и 381 гг. ) — неколебимой основе веры православных христиан — говорится: (Верую) «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго» (Который от Отца исходит). Учение об исхождении Святого Духа от Отца преподал Своей Церкви Сам Иисус Христос, засвидетельствовали апостолы, утвердили Вселенские Соборы.
Вопрос: Как исповедует исхождение Святого Духа римо- католичество?
Ответ: Католическая церковь исповедует, что Святой Дух «от Отца и от Сына исходит». Добавка «и от Сына» — «filioque» («филиокве») была официально внесена в Символ веры папой Бенедиктом VIII в 1014 году односторонне, без обсуждения на Вселенском Соборе.
Вопрос: Что явилось причиной принятия Римом «filioque» — нового учения об исхождении Святого Духа?
Ответ: Принятию дополнения «и от Сына» предшествовало длительное давление на пап светской власти, в том числе, императора Карла Великого, желавшего подчеркнуть свою независимость от Византии, и короля Генриха I, а также самостийное внесение «filioque» в Символ веры отдельными западными церквами в VI-Х вв. и стремление самих пап занять главенствующую учительскую роль в христианском мире.
Вопрос: Чем мотивируют римо-католики свое учение?
Ответ: Сторонники «filioque» оправдывают свое учение тем, что Сын Единосущен Отцу и, следовательно, все, присущее Отцу, свойственно и Сыну.
Вопрос: Что говорит об исхождении Святого Духа Священное Писание?
Ответ: Об исхождении Святого Духа только от Отца прямо говорит Сам Иисус Христос, когда предвещает апостолам: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26).
Вопрос: Насколько серьезным изменением для христианского учения является внесение «филиокве»?
Ответ: «Филиокве» служит не только прецедентом, открывающим двери для принятия других противоречащих Божественному Откровению нововведений в саму суть христианской веры, но имеет важное догматическое значение. «Филиокве» нарушает единоначалие Бога Отца, т. е. Отца как единого начала (по Своему иерархическому положению все Три Лица Пресвятой Троицы равновелики) и ведет к дуализму и нарушению Нераздельности Пресвятой Троицы. (Нераздельность Пресвятой Троицы была отвергнута католиками на II Ватиканском соборе путем выделения «Отца» в самостоятельного «Бога» и отождествления его с «Верховными Божествами» язычников — см. ниже, гл. III).
Вопрос: Какое практическое последствие для христианства имело принятие римо-католиками «филиокве»?
Ответ: «Филиокве» явилось одной из основных причин отпадения Западной Церкви от Православия в 1054 году, а его принятие христианами, вслед за признанием вселенского главенства папы, до II Ватиканского собора использовалось римо-католиками в качестве обязательного условия при составлении и практическом исполнении уний (договоров о «воссоединении» Западной и Восточной Церквей), на самом деле являвших отречение верующих от Православия и принятие католичества.
Вопрос: Согласно изложенному, что следует сказать об учении римо-католиков об исхождении Святого Духа «от Отца и от Сына»?
Ответ: Это учение противоречит Божественному Откровению, наносит непоправимый вред христианству и является ложным и еретическим.