VI. Лишение младенцев даров св. миропомазания
Вопрос: Правильно ли поступают у католиков, когда миропомазывают детей не тотчас после крещения, а по прошествии известного времени?
Ответ: Нет, неправильно, потому что Церковь со времен апостолов сохраняет обычай совершать над детьми таинство миропомазания тотчас же после крещения.
Вопрос: Как учили об этом св. Отцы?
Ответ: Святой Киприан заповедывал: «Крестившемуся необходимо быть еще помазанным, чтобы приняв хрисму, то есть помазание, он мог быть помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову». «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, – определили Отцы Лаодикийского Собора, – и быть причастниками Царствия Божия».
Вопрос: Почему миропомазание надлежит совершать над детьми тотчас же после крещения?
Ответ: В миропомазании подаются человеку Божественные силы, возращающие и укрепляющие его в жизни духовной. Естественно, что эти силы особенно необходимы человеку тогда, когда он только вступил в жизнь новую духовную и нуждается в подкреплении и поддержке. «Если предоградишь себя печатью, – поучает св. Григорий Богослов, – обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом, как древле Израиль нощною и охра-няющею первенцев кровию и помазанием: тогда что может тебе приключиться»?
Вопрос: Можно ли возрастать в духовной жизни, не имея на себе печати миропомазания?
Ответ: Нет, нельзя. Вот почему, как повествует книга Деяний, «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8, 14-16). «Не помазавшиеся миром, – пишет св. Симеон Солунский, – ниже Богу, ниже ангелом знаеми и не печатствован, и не знаменани Христу».
Вопрос: Всегда ли у католиков был обычай не миропомазывать детей тотчас же после крещения?
Ответ: Нет, сначала и у католиков, как и у православных, миропомазывали тотчас после крещения.
Вопрос: На каком же основании католики отменили этот древний обычай?
Ответ: Католические богословы утверждают, будто детей должны миропомазывать только тогда, когда они достигнут возраста самосознания.
Вопрос: Справедливо ли это рассуждение?
Ответ: Нет, не справедливо. Тогда на этом основании должно бы отлагать до известного времени и крещение детей, однако последнего католики не делают.
Вопрос: Что должно сказать об обычае католиков – отлагать миропомазание детей до известного возраста?
Ответ: Обычай этот незаконный, так как от противоречит древнему обычаю и Преданию Церкви.